В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление на парламентских слушаниях на тему `Модернизация науки и образования как фактор инновационного развития экономики: проблемы законодательного регулирования` Комитета по образованию и науке Назад
Выступление на парламентских слушаниях на тему `Модернизация науки и образования как фактор инновационного развития экономики: проблемы законодательного регулирования` Комитета по образованию и науке

Чернышов А.Г.:
Уважаемые коллеги! Безусловно, наверное, сегодня очень важный день. И наших результатов и нашей с вами работы ждут не только научные образовательные сообщества, но ждут и родители, ждут и ученики, которые находятся в школе и испытывают неимоверную нагрузку, недоедают и так далее, и так далее. Грустно осознавать только то, что сегодня очередная модернизация в очередной раз российским Правительством была, в общем-то, каким-то образом исследована. И мы, в том числе депутаты Государственной Думы узнаем об этом, едучи с разных мероприятий в автомобиле. Печально, конечно, осознавать и то, что нет сегодня министра образования. И если о парламентских слушаниях министр образования знает за два месяца до этого и уезжает в Париж в дни парламентских слушаний, то, наверно, можно сказать о том, что последние 20 лет реформ все, что сделано научным образовательным сообществом, сделано вопреки власти. И многое и сегодня то, что делается, будет научным сообществом оценено именно так. И я попытаюсь за то короткое время, которое мне дано, обосновать эти тезисы. Мы сегодня говорим о том, что нам нужен прорыв и, тем не менее, строим антиустойчивую сырьевую экономику. Мы говорим, что нам нужна экономика знаний. Буквально утром я был на одном мероприятии, посвященном проблемам России в целом. Мы уже говорили о том, что сохранится ли Россия вообще? Доклад о развитии человеческого потенциала Российской Федерации 2004 года на пути к обществу, основанном на знаниях, подготовлен наши российскими учеными. Докладчиком был профессор экономического факультета МГУ и, что очень важно, в аудитории - ученые разных вузов нашей страны. Все как бы обосновано. И один из тезисов я вам хотел привести. Мы сегодня говорили с этой трибуны, что нам не хватает инновационного потенциала вузов. Как раз по докладам этих ученых нам этого инновационного потенциала хватает и достаточно. И по этому показателю мы входим в десятку крупнейших стран мира. Нам достаточно образовательного потенциала. И по этому показателю мы тоже в десятке стран мира. Чего же нам не хватает? Нам не хватает институционального режима экономики. То есть нам не хватает государственного влияния, в том числе и на образовательный процесс. И мы сегодня можем констатировать, что сегодня государство из образования пытается вообще уйти и умыть руки. Ну и уход заместителя министра тому пример. Более того, могу с глубокой уверенностью сказать, что мы сегодня движемся с закрытыми глазами. У нас нет ни анализа, ни прогноза на будущее. Мы не знаем, откуда мы идем, куда мы идем и с чем мы идем. Мы подписали Болонское соглашение. И один из ученых французов, с которым я утром беседовал, говорит: "Да что Болонское соглашение? Мы собственно не сильно его хотим поддерживать". Это во Франции. Мы-то принимаем его априори. Хорошо, мы принимаем. Тогда мы должны себе ответить: что мы в этом плане сделаем? Мы поломаем окончательно советскую систему и поставим на ней крест. Мы создадим российскую новую систему, мы возьмем западную систему, мы сделаем симбиоз. Что же мы хотим сегодня сделать? И правильно говорил Виктор Антонович, у нас образование сегодня, может быть, во многом, конечно, коррумпировано, во многом не отвечает потребностям дня, но оно во многом цельно и многоступенчато. Потому что доктор наук там - это примерно только лишь кандидат наук у нас, и после кандидата и доктора у нас есть академик, и никто не мешает этим людям двигаться по этой многоступенчатой системе. Зачем же тогда в целом и напрямую переносить это Болонское соглашение на нас? Мы говорим, что у нас останется 100 ведущих вузов. А что же станет с другими? Министр образования неоднократно нам говорит, что приватизации вузов не будет. Будет, будет также как с промышленностью. Будет перенос на региональный бюджет, у регионов не будет денег, и постепенно вузы уйдут в частные руки. Только уйдет не интеллектуальный потенциал, который имеется там, а уйдут здания и земля. А интеллектуальный потенциал растворится. Мы сегодня говорим об инновациях. Но нужно понимать, что инновации в вузах, о чем я уже говорил, предостаточно, и инновации должны быть восприняты промышленностью. А если промышленность находится в руинах, она не воспринимает эти инновации. То есть с инновациями вузам некуда идти, вуз не может продать свои инновации достаточным образом. Ну и собственно изобретатель, который находится в вузе в конкретной лаборатории, он ведь тоже должен понимать, да, вуз получил за какие-то инновации, за какие-то разработки деньги. А конкретно изобретатель, что в данном случае получит? Ничего или маленькую какую-то прибавочку? И таких вопросов, к сожалению, очень много. И настало время, я глубоко в этом убежден, когда научное сообщество и образовательное, которым приходится общаться, ищут ответы на эти вопросы. Очень бы хотелось, чтобы мы все искали ответы на эти вопросы вместе, вместе с Министерством образования. Чтобы единый госэкзамен, о чем сегодня тоже говорилось, что это одна лишь из форм критериев знаний. Но заместитель министра образования не сказал: а какие еще критерии знаний будут использоваться? Если сегодня Министерство образования вводит критерий, что единожды человек сдав единый госэкзамен, сможет пересдать его только через год. Какие же тогда еще критерии? Олимпиады? - тоже Министерство образования в лице Правительства отклонило законопроект Комитета по образованию и науке. Какие же критерии? Ответьте, снимите с себя розовые очки и всем нам, и депутатам Государственной Думы, и нашему всему научно-образовательному сообществу ответьте: куда мы будем двигаться и как? Уже притчей во языцах стала проблема доходов. Мы уже вплоть до терроризма дошли. И терроризм - это следствие нищенского состояния нашего населения, которое за копейку идет куда-то что-то делать: воровать курицу и так далее. Но мы сегодня говорим с большим цинизмом, что на 20 процентов повысим федеральным бюджетникам зарплату, а регионы должны искать это сами. И те, кто из регионов сегодня приехал, знают, как деньги ищутся в регионах. То есть снимаются все статьи доходов, которые вообще возможно, чтоб обеспечить 20 процентов повышения с 1 января. Извините, эти законы приняты здесь и приняты с подачи Правительства Российской Федерации, никем иным, Российской Федерации Правительством, а не зарубежным правительством. И уже инфляция сегодня съела эти доходы, съела многократно. Поэтому ждать нечего бюджетникам из регионов. Сегодня Министерство образования заимствует и российским Правительством эти заимствования уже одобрены на 100 миллионов долларов и в целом заимствование одобрено на информатизацию образования на 300 миллионов долларов. Это при нашем Стабилизационном фонде мы еще заимствуем до 9 миллиардов рублей из-за рубежа. Кому пойдут эти деньги? Возникает большой вопрос. Мне тоже хочется это узнать как депутату Госдумы. Пойдут научным консультантам зарубежным, пойдут чиновникам или куда? Пойдут на информатизацию. Но ведь информатизация сегодня важна как прогрессивная мера, нужны компьютеры, нужен интернет. Но мы знаем, чем в прежние годы закончился проект спутниковой антенны "Кросно". В селах некоторых на этой "Кросно" сегодня выращивают цветы. Вот также случится с нашей инновацией. Им нужно понимать и другое, что, вкладывая, в том числе и в Интернет, нужно понимать, что нужно вкладывать еще, может быть, большие ресурсы в духовную составляющую. Потому что уже даже благочестивая Финляндия озаботилась тем, что часть мужчин нельзя призвать в армию. Вот эта виртуальная зависимость стала наравне с наркозависимостью. Ответов на эти и многие другие вопросы, к сожалению, нет. Нет ответов на вопросы, почему открыто столько филиалов вузов столичных, и что с ними делать? Может быть, с этого и нужно начать. Не частное образование, а просто навести порядок. И ведь вводит-то лицензии и сертифицирует различные образовательные учреждения само министерство. И, наверно, здесь именно научное сообщество должно получить контроль за всем этим. Очень много вопросов. И думаю, что именно фундаментальность образования важна, о чем сегодня говорил и ректор МГУ и ряд других выступающих. И совершенно принципиальные иные приоритеты, которые сегодня еще не озвучены и которые только бурлят в научном сообществе, должны стать достоянием власти, иначе нам проблему с сегодняшним состоянием образования не решить позитивно.







http://www.politgolos.ru/


Док. 402133
Перв. публик.: 09.12.04
Последн. ред.: 26.11.07
Число обращений: 330

  • Чернышов Алексей Геннадиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``