В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление на парламентских слушаниях `Перспективы развития отечественной системы образования` в Совете Федераций 26 ноября 2004 Назад
Выступление на парламентских слушаниях `Перспективы развития отечественной системы образования` в Совете Федераций 26 ноября 2004


Стратегия развития образования в современной России Выступление на парламентских слушаниях "Перспективы развития отечественной системы образования" в Совете Федераций 26 ноября 2004 Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимо восстановить ответственность и активную роль государства в этой сфере. Складывается ощущение, что все затеянные модернизации были направлены на интересы узкой группы лиц в бизнесе, в политике. Из-за этих неоднократных реформ мы, вместо того, чтобы сделать скачок, откатились назад и отстали от ведущих мировых держав. А ведь, главное, что нам сегодня нужно обеспечить - это прорыв. И он возможен за счет новейших технологий и максимального использования интеллектуального потенциала, т.е. за счет человека. Общество должно заставить государство осознать, что приоритет сегодня должен быть в развитии образования. Финансирование · Сегодня недофинансирование сферы образования со стороны государства сочетается с неэффективным использованием бюджетных ресурсов. Результатом этого является медленное обновление основных фондов учебных учреждений и их оборудования, низкая зарплата работников образования, нехватка профессиональных кадров. · Как бы мы не нуждались в средствах, становится не понятно, когда сегодня со стороны российского правительства звучит мысль о необходимости получить заимствования от мирового банка реконструкции и развития в 100 млн. $ на информатизацию образования. При этом мы понимаем, что у нас есть деньги в стабилизационном фонде, к тому же нефть постоянно дорожает. Но складывается впечатление, что часть этих денег теряется по дороге, а часть идет не на самые необходимые вещи, в то время как нет элементарных ПК! Берем все новые займы, в то время как храним деньги в ценных бумагах других государств. Лучше их потратить на нужды России сейчас, чем не известно куда они уйдут завтра. Это признак непродуманности нашей системы образования. Наши реформаторы не понимают или понимают, но делает это специально, ведь кредиты нужно будет отдавать не им, а следующим поколениям. · С принятием со следующего года законов, кардинально меняющих положение дел в образовании, большая часть полномочий будет передаваться регионам. С точки зрения четкого разделения прав и обязанностей между центром и регионами подход правильный, но нужно понимать, какие деньги будут в регионе реально, а каких нет. Высшее образование · Фактически образование сегодня раскололось на элитное и массовое. Высшее образование скоро может стать для большей части студентов платным. На платной основе разрешено обучать лишь 25% студентов. но некоторые ВУЗы увеличили количество платников до 80%. А это значит, что в России количество студентов-платников давно превысило число тех, кто учится за счет бюджета. Получается, что образование напрямую стало зависеть от платежеспособности населения? Частные вузы становятся зачастую "машинами для перекачки денег". А талантливые специалисты (которых с каждым годом становится все меньше) уезжают за границу, где им гарантируют достойную зарплату. · По заказу Министерства образования разработана "Концепция участия государства в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования", по которой планируется к 2007 году оставить в попечении государства около 100 ведущих университетов. Наметившееся уменьшение государственных ВУЗов может привести к росту конкуренции и соответственно к росту взяточничества. Попасть в такие ВУЗы смогут те, кто сможет платить за это образование. · За бортом высшего образования окажутся дети неимущих, а к ним мы отнесем с полным правом работников той же системы образования, медицины, культуры. Реформа произведет еще одно расслоение общества, теперь и по образовательному уровню. Это чревато острыми и трудно обратимыми социальными последствиями. В стране создаются предпосылки для перерастания имущественного неравенства в социальное. Из-за недоступности столичных вузов формируются замкнутые территориальные системы образования, воспроизводящие регионально ориентированные элиты. · Повышение стипендии перенесено на более поздний срок. Хотя сегодняшние стипендии составляют 100-200 рублей в среднем. Среднее специальное и профессиональное образование · Остро стоит вопрос о нехватке специалистов рабочих специальностей. У нас была очень хорошо организованная связка между не только всеми ступенями образования, но и дальнейшей работой по специальности. ПТУ и техникумы целенаправленно готовили специалистов для определенных заводов и предприятий, готовили таких специалистов, которые были действительно необходимы и пользовались большим спросом. · ПТУ переведены на региональный бюджет. Хватит ли у местных властей средств, чтобы его надлежащим образом поддержать? Популярные специальности: токарь, электрик, сварщик. Но где они будут готовиться завтра, если уже сегодня закрываются ПТУ и техникумы из-за отсутствия финансирования. Государство должно быть заинтересовано в развитии среднего специального образования. Выпускники этих учебных заведений гораздо раньше смогут приносить практическую пользу стране, чем специалисты с высшим образованием. Школа · Федеральный бюджет не имеет права финансировать муниципальные школы. А во многих дотационных регионах средства на образования крайне ограничены. По статистическим данным, российские семьи в среднем тратят на школьников средних классов - 5,7 тысяч рублей, а на обучение студента - 16,7 тысяч. Но с увеличением расходов на обучение, качество его оставляет желать лучшего. У этого государства видимо изначально другие задачи - форсировать создание частного образования, переложить расходы на образование на плечи родителей. · Право на образование по законодательству у нас имеют все, но складывается ощущение, что одни школы сделали элитарными, другие - для "простолюдинов". Появились платные образовательные услуги, и наблюдается тенденция к их увеличению. Детей трудового народа все более и более отлучают от полноценного образования. Государство забывает, что школа - место формирования новых жизненных установок личности. · С нового года государство прекращает поддержку негосударственных школ, лишает их льгот по аренде помещений и уплате налогов. Таким школам придется поднять стоимость обучения до 30%. · Пока не решена проблема конкурентоспособного уровня зарплаты в сфере образования, все попытки развития образовательной системы будут натыкаться на глухое сопротивление педагогической среды. Сейчас около 50% выпускников педвузов не идут работать в школу. Проблемы сельской школы · закрываются от нехватки финансирования сельские школы - признак однобокости, односторонности развития. Районные власти теперь сами могут решать, стоит ли закрыть малокомплектную сельскую школу или продолжать расходовать на нее деньги. С одной стороны, сельская школа - затратная. Обучение в ней одного ученика существенно дороже, чем в городской. К тому же образование она дает менее "эффективное". Но сельские шкалы - это почти 70% всех общеобразовательных учреждений России. В них учится около 6 миллионов детей. Но если из села уходит школа, то этот населенный пункт прекращает свое существование. За последние годы уже исчезли более 10 тысяч населенных пунктов. Если мы хотим чтобы люди продолжали жить в сельской местности, необходимо сделать серьезный упор на сельские школы. В связи с тем, что на селе разрушены духовные и культурные пространства, школы приобретают еще более важную роль, являясь не только образовательным, но духовным центром для села, и вообще, чуть ли не единственным культурным центром в России. Информатизация образования · К 2010 году 2/3 мирового образования будет получено через Интернет. В России почти 80 млн. человек живет за пределами городов - стотысячников, то есть тех мест, где есть хотя бы один ВУЗ. А Интернет не знает географических границ. Интернет - это признак прогресса, это средство получения свежей информации, это способ общения. · Сегодня уже многие в России понимают проблему зависимости детей от компьютера. Необходима сбалансированная политика со стороны государства. И если мы много средств вкладываем в Интернет, то ещё больше следует вкладывать в развитие духовных составляющих человека. Появился специальный медицинский термин, а компьютерная зависимость оказалась сродни наркозависимости. В Финляндии, где технический прогресс ушел далеко вперед, выясняется, что часть молодых людей, попавших под влияние компьютера, не способна даже служить в армии. Но нужно увидеть и реагировать сейчас, чтобы потом не бороться с более серьезными последствиями. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) · Коэффициент интеллектуальности, применяемый сегодня за океаном, и частично заимствованный нами в форме ЕГЭ, не дает адекватного представления по поводу знаний конкретного ученика. По мнению выпускников и учителей, форма сдачи ЕГЭ больше похожа на экзамен по теории на водительские права. Необъективную оценку можно получить по чисто техническим причинам (например, не очень аккуратно заполнив бланк). Настораживает и то, что по результатам ЕГЭ максимальную оценку по сто бальной шкале получили всего 257 человек из 821184 выпускников. А суммарная оценка знаний - тройка. Что привлекает в ЕГЭ? На первый взгляд то, что выпускник может направить результаты во многие вузы, сдав серию экзаменов только раз. Но это в том случае, если они успешны. А если нет? При традиционной системе выпускник может продолжить сдавать экзамены в другие вузы. В условиях ЕГЭ придется ждать еще год, чтобы попытать счастья... · Следует обратить внимание на тот огромный вред, который, в случае навязывания ЕГЭ, может быть нанесен преподаванию гуманитарных дисциплин, где надо не столько запоминать, сколько уметь размышлять. Проблемы трудоустройства · Диспропорция между количеством выпускников и потребностью экономики в дипломированных специалистах с высшим образованием. До сих пор не подсчитали, сколько нужно подготовить специалистов по государственному заказу. · Около полумиллиона выпускников ВУЗов не могут найти работу по специальности. Выпускается около 900 тыс. человек. · Многие выпускники получают очень некачественное образование в силу несоответствия вузовских программ требованиям современной жизни. · Государство должно взять под строгий контроль сферу образования и обеспечить выпускников рабочими местами. Рынок труда перенасыщен юристами и экономистами, которые не обладают достаточными знаниями и навыками. Сегодня гораздо труднее найти молодого квалифицированного слесаря и сварщика, чем юриста с дипломом. Филиалы ВУЗов в регионах · Появляются в массовом количестве филиалы столичных вузов, в том числе в небольших городах. Основной рост спроса на образовательные услуги наблюдается в провинции. Родители видят в этом часто единственную возможность для детей получить высшее образование, причем за сравнительно небольшие деньги. Но качество образования в этих филиалах чаще всего не соответствует гос. стандартам. "В 10% филиалов вузов образовательный процесс не соответствует государственным стандартам и, если ситуация не исправится, они будут закрыты", - заявил Министр образования. Поэтому филиалы рассматриваются или как реальный способ "получить корочку" (в таком случае качество образования не играет никакой роли), или как ступенька для поступления в "настоящий вуз". · Тяготение руководства вузов к регионализации способствовало преобразованию большого числа учебных заведений в университеты, многие из которых фактически остались однопрофильными и не соответствуют требованиям классических университетов. · Регионализация, рост числа филиалов и связанных с ними профильных классов, отвечающие на спрос общества на образование, в то же время усиливают процесс дифференциации системы высшего образования, разделение вузов на престижные, элитные и все остальные, что частично совпадает с региональным делением и вообще с процессами, идущими в обществе в целом. Международный аспект образования · Подписание Болонского соглашения стало признаком разбалансированности нашей системы образования. Министерство образования готовит законопроект о введении системы бакалавриата и магистратуры - системы, по которой учатся в Европе. Нужно не копировать, а сотрудничать с государствами, участвующими в Болонском процессе. В Европе это соглашение стало более чем естественным. У них уже объединены экономика, валюта и надо приблизить уровень образования. У нас же система образования имеет большой запас знаний и методик. Опыт, наработанный российской и советской педагогикой, несоизмеримо выше, чем западный. Западные модели образования во многом устарели. Запад сам ориентируется сейчас как раз на наработанный российской педагогической традицией опыт. А мы пытаемся это скопировать. Нужно постараться вступить в Болонский процесс так, чтобы это было выгодно, прежде всего, России. РАН · Министерство образования хочет оставить лишь 20% существующих академических институтов. И за счёт их сокращения и высвобождения средств, увеличить зар. платы тем, кто останется. Интересный выход нашло правительство для себя, но вряд ли правильно. Если сокращать количество ученых, тогда кто же будет работать над осуществлением необходимого прорыва? Демография · Да, возможно, количество ВУЗов сейчас в стране велико, тем более что, исходя из демографической ситуации, число мест в ВУЗах к 2010 году может сравняться с количеством поступающих. Но, может быть, надо решать эту проблему совершенно по-другому? Не уменьшать резко количество ВУЗов, а вплотную заняться рождаемостью, чтобы увеличилось количество населения, количество школьников и студентов. А то может получиться как сейчас в Москве: детские сады позакрывались, и при сегодняшнем увеличении рождаемости, детям не хватает мест в детских садах, в результате чего, растет взяточничество уже в этих детских заведениях. Государство фактически само подтолкнуло их к этому, создав безвыходную ситуацию для родителей. · Основа и школы, и университета - это дети, без них теряется необходимость. В школах падает количество "первоклашек", естественно будет не нужно такое огромное количество учителей. Таким образом, скоро естественным порядком все проблемы рассосутся. Но это не государственный подход. В нашей большой стране должно быть большое количество населения, и если мы сегодня видим, что нация вымирает, необходимо принимать кардинальные меры и на региональном, и на федеральном уровне. Не должен быть подход, как его проповедуют на федеральном уровне с точки зрения той же армии - уберем отсрочку от армии для студентов вузов, потому что не хватает призывников. А через несколько лет некому будет не то что служить в армии, но и учиться.





http://www.politgolos.ru/

Док. 402126
Перв. публик.: 26.11.04
Последн. ред.: 26.11.07
Число обращений: 263

  • Чернышов Алексей Геннадиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``