В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Исайкин: `Военно-техническое сотрудничество: экономическая безопасность, проблемы и перспективы` Назад
Анатолий Исайкин: `Военно-техническое сотрудничество: экономическая безопасность, проблемы и перспективы`
Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами - не только важный инструмент внешней политики и обеспечения национальной безопасности государства. Это еще и существенный фактор развития высокотехнологического сектора отечественной экономики. О проблемах обеспечения экономической безопасности военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами (ВТС России) и путях их решения рассказывает журналу "Регионы России" заместитель генерального директора ФГУП "Рособоронэкспорт" Анатолий ИСАЙКИН.

Анатолий Петрович, как международная военно-политическая обстановка влияет на экономическую безопасность ВТС России?

- Экономическая безопасность ВТС России существенно зависит от особенностей международной военно-политической обстановки. К ним, прежде всего, следует отнести активизацию международного терроризма. Серьезную озабоченность мирового сообщества также вызывают наркобизнес, подрывная деятельность мафиозных структур, религиозный фанатизм, распространение оружия массового поражения, конфликты на национальной и этнической почве.

В последние годы наблюдается возобновление гонки вооружений, рост опасности распространения в развивающихся странах высокоточного, обычного, ядерного и других видов оружия массового поражения и средств их доставки. Новая расстановка политических сил нарушила биполярный баланс сил и интересов, изменила характер, масштабы и содержание прежних опасностей и угроз. Из глобальных они трансформировались в региональные и локальные, приобретая все более комплексный характер.

- Что Вы можете сказать о других факторах, влияющих на экономическую безопасность ВТС России?

- Экономическая безопасность ВТС России также существенно зависит от основных тенденций в развитии мирового рынка вооружений. К ним, в первую очередь, следует отнести: повышение потребностей в новейшем и более эффективном вооружении; возрастание спроса на модернизацию оружия; рост вторичного рынка оружия и запасных частей, комплектующих изделий; повышение доли закупок технологий и лицензий на производство высокотехнологичных вооружений; повышение требований к качеству продукции военного назначения (ПВН), к послепродажному и сервисному обслуживанию ПВН; сокращение программ военной помощи и безвозмездных поставок при одновременном расширении предложений льготных условий расчетов за экспортируемые и импортируемые вооружения и др.

Для обеспечения экономической безопасности ВТС России, сохранения и укрепления позиций России в области ВТС с иностранными государствами федеральным органам исполнительной власти, всем субъектам ВТС необходимо учитывать особенности международной военно-политической обстановки, основные тенденции в развитии мирового рынка вооружений.

- Какие основополагающие государственные документы влияют на стратегию обеспечения экономической безопасности ВТС России?

- В их числе, прежде всего, Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации и Концепция внешней политики Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 10.01.2000 г. No24 была утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Применительно к области ВТС наиболее важны следующие положения Концепции.

Внешняя политика Российской Федерации должна быть направлена, во-первых, на развитие отношений с государствами - участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) и отвечающих интересам России интеграционных процессов в его рамках. Во-вторых, на достижение прогресса в деле контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности в мире на основе выполнения государствами своих международных обязательств. В-третьих, на выполнение взаимных обязательств в области сокращения и ликвидации оружия массового уничтожения, обычных вооружений, осуществление мер по укреплению доверия и стабильности, обеспечение международного контроля над экспортом товаров и технологий, а также оказание услуг военного и двойного назначения.

Следующим по времени актом стала Военная доктрина Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 21.04.2000 No 706. Согласно этой доктрине, во-первых, Россия исходит из непреходящего значения основополагающих принципов и норм международного права, которые органично взаимосвязаны и дополняют друг друга. Во-вторых, наша страна проводит совместную с Республикой Беларусь оборонную политику, координирует с ней деятельность в области военного строительства, развития вооруженных сил государств - участников Союзного государства, использования военной инфраструктуры, принимает другие меры по поддержанию обороноспособности Союзного государства. В-третьих, придает приоритетное значение укреплению системы коллективной безопасности в рамках СНГ на основе Договора о коллективной безопасности. В-четвертых, строго соблюдает международные договоры в области ограничения, сокращения и ликвидации вооружений, содействует их реализации, обеспечению определяемого ими режима.

И, наконец, третий документ, определяющий основные принципы в рассматриваемой области, - Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 28.06.2000. Концепция представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России. Согласно разделу IV Концепции, приоритетным направлением внешней политики России является обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами - участниками СНГ задачам национальной безопасности страны.

Основные стратегические направления развития ВТС включают: восстановление утраченных в последние годы позиций в странах-импортерах ранее советского, а теперь и российского вооружения и военной техники (Ближний Восток, Восточная Европа); завоевание новых для России рынков Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

И, наконец, стратегия обеспечения экономической безопасности ВТС России, безусловно, основывается на законе "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами", Указе Президента Российской Федерации "Вопросы во- военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами", Концепции государственной политики в области ВТС Российской Федерации с иностранными государствами на период до 2010 г. и Указе Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. No 1083 "Вопросы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству".

- Насколько защищены права Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности в области ВТС?

- Это, пожалуй, самая большая проблема. Около 40 стран на мировом рынке производят российскую военную технику на основе истекших лицензий и соглашений и поставляют ее другим государствам, не выплачивая России причитающихся сумм.

За период с конца 40-х до начала 90-х годов только странам-участницам Варшавского Договора было передано около 2000 лицензий и комплектов технической документации на производство советского вооружения и военной техники. Значительное количество произведенного по этим лицензиям специмущества было поставлено в третьи страны. Экспортируется оно и сегодня зачастую по демпинговым ценам, что значительно усложняет деятельность российских субъектов ВТС на мировом рынке вооружений. При этом экономический ущерб, который несет Россия от незаконной торговли, исчисляется миллиардами долларов.

Ярким примером оружейного контрафакта, поставленного на государственный уровень, является производство автоматов Калашникова на заводе "Арсенал" в Болгарии и поставка их по просроченной лицензии на экспорт, в частности, в Ирак. После распада СССР болгарская сторона посчитала, что вправе не связывать себя условиями соглашения и в настоящий момент "Арсенал" производит и экспортирует легендарные автоматы Калашникова, ничего не платя при этом России. Действия болгарской фирмы в данном случае явно незаконны.

По данным экспертов, болгарские автоматы значительно уступают автоматам Калашникова производства завода "Ижмаш" по целому ряду параметров, в том числе по скорострельности, износостойкости ствола, безопасности обращения. Нередко происходят самопроизвольные взрывы гранат при их установке в подствольные гранатометы болгарского производства, поскольку гранатометы российских автоматов были значительно усовершенствованы в последние годы. Естественно, отказы болгарской продукции, заполонившей серый и черный рынки вооружения, дискредитируют автоматы российского производства.

В мире произведено уже свыше 100 млн автоматов АК-47 и его модификаций. Но больше половины изготовлено нелегально. Низкое качество контрафактного оружия подрывает репутацию автомата и наносит серьезный ущерб бизнесу российских оружейников.

Копирование лучших оружейных брендов нынче весьма характерно для рынка нелегального оружия. По данным ООН, сегодня в мире в обороте находится более 550 млн единиц стрелкового оружия и легких вооружений - примерно по одной единице на каждые 12 человек. При этом лишь 50% мирового оборота стрелкового оружия носит легальный характер - ввиду огромной прибыльности незаконная торговля оружием является одним из самых распространенных видов международного преступного бизнеса.

Уместно вспомнить, что более тысячи разработок российских ученых в военной сфере запатентовано не в России, а в США в период с 1992 по 2000 годы. Это стало возможным из- за недоработок российского законодательства в сфере защиты интеллектуальной собственности, связанной с технологиями, научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами военного и двойного назначения. По оценкам Всемирной организации интеллектуальной собственности, сегодня продажа объектов интеллектуальной собственности в общем объеме мировой торговли (9 трлн долларов) составляет 20 %, или около 1,8 трлн долларов. Согласно прогнозам этой организации, в последующие 15 лет объем продаж объектов интеллектуальной собственности будет заметно возрастать и может достичь 50 % от всего объема мировой торговли.

ФГУП "Рособоронэкспорт" в этих условиях использует различные формы деятельности. В частности, 12 апреля 2007 г. состоялось очередное заседание секции "Экономическая и информационная безопасность" Научно-технического совета (НТС) при ФГУП "Рособоронэкспорт". На нем были приняты решения, выполнение которых позволит усовершенствовать действующий механизм правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности в сфере военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами.

Следует отметить, что в структуре НТС действуют секции "Авиационная техника", "Военно-морская техника", "Техника и вооружение сухопутных войск", "Средства противовоздушной обороны и радиоэлектронной борьбы", "Экономическая и информационная безопасность", "Законодательное обеспечение ВТС".

В последнее время, в том числе по инициативе ФГУП "Рособоронэкспорт", удалось скоординировать усилия различных ведомств и разработать ряд мер, направленных на дальнейшее развитие законодательства Российской Федерации в вопросах охраны и защиты интеллектуальной собственности. Так, вопросы правовой защиты российских технологий регулярно обсуждаются на заседаниях Комиссии по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами. Только по линии Министерства юстиции РФ подписано 13 межгосударственных соглашений по охране результатов интеллектуальной деятельности в сфере ВТС с иностранными государствами, в том числе с Израилем, Индонезией, Индией, Италией, Турцией, Францией, ЮАР и некоторыми странами СНГ. По линии Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) подписан договор об урегулировании лицензионных правоотношений с Венгрией, что создало прецедент для урегулирования этой проблемы с другими странами Центральной и Восточной Европы.

Приведу в качестве примера ряд фактов. Россия заключила соглашение о защите прав интеллектуальной собственности примерно с половиной стран-членов НАТО. В апреле 2007 с Чехией заключено соглашение о взаимной охране интеллектуальной собственности в сфере ВТС. В мае 2007 подписано соглашение с Болгарией по взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего ВТС. Эти факты говорят сами за себя.

- Какие еще проблемы экономической безопасности ВТС России наиболее актуальны?

- Например, ряд предприятий иностранных государств без согласования с российскими разработчиками занимаются модернизацией вооружения и военной техники (ВВТ) отечественного производства. Эта проблема связана с деятельностью некоторых предприятий большинства стран Центральной и Восточной Европы.

Незаконно копируется не только стрелковое оружие. Например, Польша предлагает на экспорт средние танки ПТ-91, которые представляют собой версию российского Т-72. Кроме того, поляки не прекращают попыток самостоятельного "усовершенствования" других российских образцов без согласования с оригинальными разработчиками. В частности, завод "Woyske Zaklady No2" ("Военный завод No2") предлагает на рынки вооружений собственную модернизацию зенитно-ракетного комплекса 2К12 "Куб". Аналогичную работу проводит и предприятие "BUMAR Ltd", а также другие польские фирмы и организации.

Румынские фирмы и вовсе предлагают всем эксплуатантам советских истребителей МИГ-21 свой вариант его модернизации. Нерешенной остается проблема с контрафактными деталями для многих боевых самолетов и вертолетов. В связи с этим в воздухе происходит много аварий и катастроф.

В деле обеспечения экономической безопасности ВТС России немало и других проблем, среди которых - несовершенство нормативной правовой базы в областях, смежных с ВТС; утечка и существенный дефицит высококвалифицированных специалистов в организациях ОПК; отставание от современных потребностей ВТС кадрового потенциала, в том числе в области обеспечения экономической безопасности и др.

- Что намерено предпринять ФГУП "Рособоронэкспорт" для решения этих проблем?

- Руководствуясь Программой реализации корпоративной Концепции безопасности на период до 2009 г. и другими руководящими документами, ФГУП "Рособоронэкспорт" во взаимодействии с федеральными и региональными органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями промышленного и оборонно-промышленного комплексов, кредитно-финансовыми и другими заинтересованными организациями принимает необходимые меры, которые уже дали положительные результаты. Изменение условий деятельности и растущие перспективы развития ФГУП "Рособоронэкспорт" заставили перейти от отдельных мероприятий к системному подходу в области защиты от внешних и внутренних угроз экономической безопасности. Не перечисляя подробно сущность и содержание этих мер, хочу подчеркнуть, что в совокупности они направлены на достижение надежной и своевременной защиты интересов Предприятия, что в конечном итоге благотворно сказывается на реализации государственной политики в области ВТС Российской Федерации с иностранными государствами.

- И последний вопрос. Где Вы видите слабое звено, укрепив которое, государство сможет без особых затрат успешно обеспечивать экономическую безопасность ВТС?

- Известно и проверено практикой, что эффективно решать эти проблемы можно только путем объединения усилий органов государственной власти и местного самоуправления, организаций промышленного и оборонно-промышленного комплексов, а также других заинтересованных российских и иностранных организаций. Причем такое взаимодействие должно происходить во взаимосвязи рассмотрения вопросов глобальной и национальной безопасности, внешнеэкономической деятельности.

В современных условиях вопросы национальной безопасности, обороны, развития промышленного и оборонно-промышленного комплексов и военно-технического сотрудничества входят в число главных приоритетов деятельности высшего российского руководства. В условиях финансового диспаритета с другими ведущими державами Россия активно продолжает реформирование армии, промышленного и оборонно-промышленного комплексов, системы военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. Ответы России должны быть, прежде всего, основаны на интеллектуальном превосходстве. Следует подчеркнуть, что существенный вклад в достижение интеллектуального превосходства вносит военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами.

Например, с 2000 г., т. е. со времени образования государственного посредника, по настоящее время портфель заказов ФГУП "Рособорон экспорт" увеличился с 6 до 22 млрд долларов. В 2006 г. общий объем поставок вооружения и военной техники иностранным заказчикам по линии ФГУП "Рособоронэкспорт" составил 5,3 млрд дол.

Однако не всем в мире по нраву успехи России и ФГУП "Рособоронэкспорт" в области военно-технического сотрудничества. Ужесточение недобросовестной конкуренции на мировом рынке вооружений подтверждает и тот факт, что 4 августа 2006 г. Госдепартамент США объявил о введении санкций против ФГУП "Рособоронэкспорт". По сути, США пытаются заставить иностранные компании работать по внутреннему американскому распорядку.

Эти и другие тенденции и выводы, приведенные в моих ответах на ваши вопросы, еще раз подтверждают актуальность активного и взаимовыгодного взаимодействия всех заинтересованных игроков мирового рынка вооружений, существенную роль и значимое место системы военно-технического сотрудничества и ее единственного государственного посредника в лице ФГУП "Рособоронэкспорт" в укреплении национальной безопасности Российской Федерации.


http://www.gosrf.ru/full_1_7_59_860.htm

Док. 402069
Перв. публик.: 26.09.07
Последн. ред.: 26.11.07
Число обращений: 496

  • Исайкин Анатолий Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``