В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Единый государаственный экзамен (Радиостанция ЭХО Москвы 26.01.2007) Назад
Единый государаственный экзамен (Радиостанция ЭХО Москвы 26.01.2007)

Ведущие: Сергей Бунтман Тина Канделаки Гости: Алексей Чернышов заместитель председателя комитета ГД по образованию и науке Пятница, 26 Январь 2007 С. БУНТМАН - Мы продолжаем. Тина углубилась в чтение брошюры. Т. КАНДЕЛАКИ - Это очень интересная брошюра. Алексей Геннадьевич, который у нас в гостях. С. БУНТМАН - Алексей Чернышов. Т. КАНДЕЛАКИ - Изучая особенности образовательной системы, поражаешься глубокому пониманию теми же французами процессов, которые происходят в российском образовании. Даже, по их мнению, мы для себя еще не определились в приоритетах при выборе образовательной модели. Европа, территориально близкая с общей историей или же западно-либеральная модель образования, более близкая США. С. БУНТМАН - Такая англосаксонская. А. ЧЕРНЫШОВ - Запад и Европа, Европа ближе. Мы берем Европу или Запад. Это разные вещи. С. БУНТМАН - Есть еще такая вещь, как конвенция, в которую мы входим. Унификация дипломов. А. ЧЕРНЫШОВ - Да, Болонский процесс. С. БУНТМАН - Который чрезвычайно важен. Я скажу, как проголосовали наши слушатели. Вопрос был: вы считаете, что позитивное явление ЕГЭ и остальное технические накладки как, например, те же тесты по литературе и общественным наукам. Можно это подправить, а в принципе это хороший социальный географический лифт, который может быть. Да или нет. 23,7% считают, что это хорошая перспективная вещь и только технические недостатки надо будет устранить. Соответственно 76,3% считают, что это не так. Т. КАНДЕЛАКИ - Я не хочу никого обижать, но мне кажется люди, им так и не разъяснили в своем большинстве те, которые не имеют детей, кто не столкнулся с этим непосредственно, не понимают, что такое ЕГЭ. Очень хотелось, чтобы вы сегодня это объяснили, а потом уже поговорили о том, нужно это или нет. А. ЧЕРНЫШОВ - Я собственно с Тиной в чем-то согласен, что очень многие реформы у нас просто не объясняются вообще или так, что становится непонятно. Но в данном случае я считаю, что люди уже прочувствовали за 6 лет и поэтому сопротивляются. Т. КАНДЕЛАКИ - Я вам скажу, какое ощущение. ЕГЭ это общий экзамен, все сдают, отвечают на одни и те же вопросы, система одна и та же. И потом по количеству баллов ты можешь поступить в тот или иной другой вуз. А. ЧЕРНЫШОВ - Правильно. Все так и есть. Но я хотел сказать про голосование. ГД сегодня в третьем окончательном чтении принимает законопроект, против голосовали более 25%. То есть все партии кроме парламентского большинства и только 68 голосовали за. Говорю только, потому, что в обратную... С. БУНТМАН - Зеркальную. А. ЧЕРНЫШОВ - Если считать, действительно зеркальная. Все, наоборот, с точки зрения граждан. С. БУНТМАН - Вы сказали очень важную фразу, что даже с введением ЕГЭ все-таки, в конце концов, единый государственный экзамен это вещь глубокая, но это какая-то техническая вещь, к которой должны были логически придти с выбором системы образования, выбором направленности образования. А оказалось, что у нас верхушка есть, а корней нет. А. ЧЕРНЫШОВ - Вы знаете, некоторые вещи, которые мы иногда рассматриваем, нам кажутся такими маленькими, ну что такое, какой-то единый госэкзамен. Какие-то технические вещи. Сдадим тест, ну какая разница, ругали экзамен, какая собственно разница. Но ЕГЭ это не белый, пушистый. Как некоторые хотят представить. Это единый, и в этом смысле уже ужасный. Потому что любая монополия ведет к загниванию. Мы знаем, почему. И к деградации общества. Это раз. Во-вторых, если мы ведем реформу, в данном случае образования и хотим ликвидировать те изъяны советской системы, которые были. Были и достоинства, космос и так далее, столетие Сергея Павловича Королева и так далее. Были и изъяны. Был изъян, в том числе в традиционном экзамене. И коррупционность определенная и психологические стрессы. То есть мы фактически хотим от традиционного экзамена уйти. Мы хотим создать новую систему. Но почему при этом опять сломать-то старую систему. Почему нельзя найти в этой системе все ростки, взять из западного или европейского опыта все лучшее и на основе этого российскую уникальную систему, она действительно уникальная. Все признают в мире, в том числе и в США, создать. С. БУНТМАН - Алексей, есть такая вещь, часть дискуссии шла именно с возможностью отбирать элиту, не элиту, элиту, да, отбирать совершенно необходимых людей по индивидуальным критериям, а не просто по баллам ЕГЭ. Система олимпиад, подготовки... Т. КАНДЕЛАКИ - "Самый умный" я тебе говорила. С. БУНТМАН - Кстати да. Не самая плохая, это же не шутейная система. Т. КАНДЕЛАКИ - Нет, там выбирают из двух передач. С. БУНТМАН - Хорошо, система олимпиад, система... Т. КАНДЕЛАКИ - ...интеллектуальных турниров. С. БУНТМАН - Система индивидуального набора имеется в виду не детей знакомых. Насколько это совместимо с тем же ЕГЭ? А. ЧЕРНЫШОВ - Сейчас система вообще приобрела такой формат, что все как в винегрете, все перепутано. Причем даже сами чиновники говорят, мы часть взяли из голландского опыта, часть из французского, часть из американского. И это наше российское ноу-хау. Но это не ноу-хау. Это винегрет. Мы сначала должны свой фундамент найти, а потом понять, что на нем строить. Если фундамента нет, естественно никакое здание не построишь. Все правильно говорите. То есть если мы отказываемся от экзамена, то почему опять другая крайность, единый госэкзамен выбирать некими тестами. То есть некой гадалкой. Пришел, что-то угадал. А если человек хочет мыслить, если нам нужна творческая критическая мысль. Т. КАНДЕЛАКИ - Тогда вы говорите об индивидуальном подходе, который, к сожалению, получается, что невозможен. А. ЧЕРНЫШОВ - Возможен. И даже наша фракция ЛДПР, мы не в качестве пиара, а то иногда обвиняют и меня в том числе, мы говорили о том, что сегодня можно отказаться от вступительных экзаменов и перейти на вступительные собеседования. Все говорят: о, боже мой, все побегут в вузы, в МГУ, только в эти вузы. Да ничего подобного, вот как раз возникает то, о чем вы говорите. С. БУНТМАН - А почему ничего подобного? А. ЧЕРНЫШОВ - Нет, побегут. Но будет фильтр предварительный. Т. КАНДЕЛАКИ - Какой? А. ЧЕРНЫШОВ - Первый фильтр - аттестат зрелости. Ты учился 10 лет, ты трудился все 10 лет - приди, докажи. Купить аттестат за 10 лет очень сложно. Сложнее, чем купить медаль. Второе, о чем вы говорите. Правильно, олимпиада, конкурсы. И за это нужно поощрять, прежде всего, учителя. Не то что, сколько медалей в школе. Не кто, куда поступил в вузы, потому что вузы у нас все разные. Не надо по количеству поступивших в конкретной школе. А по количеству конкурсных творческих людей. Третье - спортивно-музыкальные школы. И так далее. И это все является основанием придти человеку к коллегиальной комиссии в вуз. И эта комиссия человека примет. Есть австрийский опыт, а через год, если ты не туда попал, не справился с программой, тебя жестко отчислят. Что не подход? Вот он, европейский подход. С. БУНТМАН - Тот же подход, например, может быть, радикальный подход, записи допускаем, такой отборочный этап у нас получается. Если ты не успеваешь... А. ЧЕРНЫШОВ - Естественно. С. БУНТМАН - Те же самые французские университеты классического образца, я не имею в виду высшие школы, где человек с первого курса, с первого дня становится государственным чиновником. Это именно формирование государственных чиновников разных областей, высшие школы. И там он получает не стипендию, а небольшую, но уже государственную зарплату. Это оставляем. Там тяжелейшие экзамены и подготовки. Кошмарные. А. ЧЕРНЫШОВ - Спецподготовка везде есть. Мы говорим об обычном человеке. С. БУНТМАН - Да, университет человек себе выбирает. Он становится почти что первый, может быть второй курс соискателем высшего образования. А. ЧЕРНЫШОВ - Но сейчас-то вуз не выбирает. Сейчас по закону кота в мешке. То любой ректор, и мешки такие и там кот в мешке. Вот тебе мешок, вот тебе. И потом оказывается, что ЕГЭ сдали так в некоторых территориях почти сто процентов, что даже русского языка не знают. Вот это создали. Вместо того чтобы ректору бегать по всей стране искать. Т. КАНДЕЛАКИ - Эти попытки были неоднократно. Сереж, ты прекрасно знаешь, и вы знаете хорошо, что основные претензии к такой форме экзамена заключаются в том, что через какое-то время все знали эти тесты. Приходили со знанием этих тестов на ЕГЭ и когда это один общий единый экзамен, почему-то вроде бы информация не должна распространяться... С. БУНТМАН - То есть если продолжить... А. ЧЕРНЫШОВ - Тин, но если сидит 20 человек, 30, 50, 100 человек, которые делают эти тесты, а хотят поступить 100 тысяч, вопрос, а кто выиграет. Наверное, сто тысяч найдут возможность обойти... С. БУНТМАН - Ну конечно. Получается, как был рассказ молодого Катаева про партийную чистку. Давался список вопросов и по номерам человек знал все ответы. А потом как только ему задали вопрос: вы давно мерили температуру, он отвечал - на первом конгрессе Второго интернационала. То есть он подряд шел, а они в другом порядке. Получается, игра немножко в поддавки. Это не знание, а умение вовремя правильно понять, что от тебя хотят. Т. КАНДЕЛАКИ - Сейчас пока мы спорим о форме, не имея содержания. Все гораздо проще. Как только мы поймем содержание, которое может предложить система образования, мы можем уже выбрать любую форму. А. ЧЕРНЫШОВ - Это правильно. Во-первых, должна быть печка. Во-вторых, один из существенных вопросов, о которых я не сказал, заключается в том, что ученик приходит сдавать, и он иногда не знает, по каким позициям, методикам будет сдавать. Потому что в каждой школе учат по-разному. Он приходит и начинает "плавать". Хорошо, его натаскивают. Натаскали, он пришел, что-то сдал. Второй вариант. Ему присылают и говорят, у тебя 70 баллов. А почему 70 баллов. Не 71, не 69. Апеллировать к кому-то он не может. Где-то за него все решили. Это вообще нарушение конституционных прав ребенка и родителей, которые до 18 лет за него отвечает. Т. КАНДЕЛАКИ - Просто ситуация заключается в том, что система образования в разных регионах нашей страны настолько отличается друг от друга, что ощущение, что люди учатся в разных странах, живя в России. А. ЧЕРНЫШОВ - Не настолько отличается. Чтобы мы отдали в большой стране, делайте, что хотите Т. КАНДЕЛАКИ - Мы все время сегодня сталкиваемся с Ломоносовыми. Очень сложно приехать сегодня из какого-то далекого сибирского городка и поступить в московский столичный вуз, о чем любой ребенок со знаниями... А. ЧЕРНЫШОВ - ЕГЭ не позволяет, не дает возможности... Т. КАНДЕЛАКИ - Если он набрал нужное количество баллов, он может... А. ЧЕРНЫШОВ - Надежда всегда погибает последней. С. БУНТМАН - Алексей, вы вспомнили аттестаты. Я как раз попал, когда я оканчивал школу, ввели эту систему конкурса аттестатов, когда средний балл прибавлялся к результатам вступительного экзамена. Это такой был кошмар для всех учеников и учителей. А. ЧЕРНЫШОВ - Потому что только аттестат. Аттестат должен встать в ряд с другими. И медаль пусть будет. Т. КАНДЕЛАКИ - А как пусть будет. Медаль мединститута ты знаешь, что это такое. Это один предмет была биология и вдруг в последний момент, причем всегда делали так, отменяли весной почему-то. А. ЧЕРНЫШОВ - Тина, пусть медаль останется моральным стимулом, а не пропуском. Медаль будет одним из факторов. Т. КАНДЕЛАКИ - Люди готовят только биологию. Вы это понимаете? А. ЧЕРНЫШОВ - Они будут готовить еще и медицину. С. БУНТМАН - Это другой вопрос. Чтобы правила не менялись на ходу. Вот, например, Андрей из Амстердама пишет, это слушают по Интернету кстати. В Голландии нет никаких лифтов, выпускник школы просто записывается в любой университет без экзаменов. А вот сессию на халяву сдать невозможно. Глядя на их достижения, попробуйте сказать, что это неправильная система высшего образования. То же самое я говорил о французских университетах. А. ЧЕРНЫШОВ - Так вы понимаете, вот об этом-то и речь. Что Нидерланды, например, сравнивать с нашей системой, платная система, как бы. Но если человек... С. БУНТМАН - Во Франции также, но бесплатная. А. ЧЕРНЫШОВ - Но если учится хорошо, оказывается она для него бесплатной. Во Франции, Германии по сути дела бесплатная. Финская модель, которую сегодня ЕС пытается принять как базовую, она вообще бесплатная. А куда же стремимся мы? Зачем нам американская, английская система, которая для нас далека. Не потому что она плохая. В Америке нет бюджетных мест. Там тест играет совсем другую роль. Вчера буквально человек, который у нас учился в медуниверситете, а теперь уже 10 лет работает, преподает, у него свой бизнес. Он четко ответил, американской образовательной системы как системы нет. Ну, зачем же нам рушить свою систему, которая есть. С. БУНТМАН - Еще одна вещь. Всегда приветствую слушателей оттуда. Зарема из Беслана нам пишет: ЕГЭ даже не должен быть правомочен, потому что вся система обучения, начиная с первого класса, не предполагает формы опроса в учебниках на контрольных работах такого типа. А. ЧЕРНЫШОВ - Абсолютно точно. Мы создали разрыв. То есть школьник 11-10 лет учится, учится по системе экзаменов. Потом ему говорят, забудь, даже отличник. Теперь ты идешь на ЕГЭ, теперь тебя родители, учителя и прочие должны натаскать на ЕГЭ и ты его должен сдать. То есть возникает разрыв между тем, что в школе 10 лет человек по какой методике учился и когда он поступает в вуз. Т. КАНДЕЛАКИ - Я не то что сейчас рьяный поклонник, но просто я размышляю. Потому что я являюсь свидетелем некоторых вещей. Например, ребенок у меня в "Самом умном", выигрывает, выигрывает. У нас есть поощрительный приз, несколько вузов, никто даже не интересовался, не предлагал себя в качестве тех, кто без экзаменов этих детей будет принимать. Помимо этих вузов британские школы Bearwood... и Bell International они принимают этих детей. И дети приезжают абсолютно на равном уровне. В чем проблема? Я почему за ЕГЭ или хочу понять, правильно я понимаю или нет. Она дает возможность эта система детям не из Москвы иметь похожие шансы. Вы меня простите, Сергей Александрович, никогда не поймете, что такое было для ребят из Тбилиси поступить в Москве в мединститут. А Тбилиси это все-таки крупный город, столица достаточно богатого, в то время богатой республики. А. ЧЕРНЫШОВ - Тина, это в некотором роде миф. Действительно ЕГЭ это чуть ли ни из Якутии. А где ни будут жить, а на что они будут себя содержать. Т. КАНДЕЛАКИ - Дадим шанс. А. ЧЕРНЫШОВ - Какой шанс? С. БУНТМАН - Знаете, какая была идея. Вы наверняка лучше нас знаете. Когда задавали вопрос, все время задавали вопрос, а где у нас мощности, где преподаватели. Т. КАНДЕЛАКИ - Где студенческие городки. Вы видели, что с ними стало? А. ЧЕРНЫШОВ - А как же реформы затевать определенные, если для нее нет фундамента. Опять вбросить что-то. С. БУНТМАН - Не знаю, что вам отвечали, а нам всегда отвечали в передачах тоже следующим образом. Что как только увидят, что по результатам ЕГЭ в мыльно-пенный институт такого-то города получился миллион заявлений, а в не мыльно-пенный получил два. То тогда за счет одного прибавляют всевозможные и мощности и аудитории. И преподавательские возможности нанять преподавателей. Дополнительные ставки и прочее. То есть по результатам именно спроса на это высшее учебное заведение можно выдать дополнительные средства. А. ЧЕРНЫШОВ - Логично. Но опять, зачем тогда ЕГЭ, если человек приезжает и показывает в 16-17 лет, я вот таков. Я трудился, вот мой портфолио, если иностранным словом. Вот моя характеристика. Весь набор, пожалуйста, учись. Пожалуйста, МГУ. Пожалуйста, учись там. Не сможешь... Т. КАНДЕЛАКИ - Вы говорите не о тупом подходе к системе образования. Можно как взять, есть книжка, можно взять и математику с первого по одиннадцатый класс вызубрить. Какие-то правила, ответы на какие-то вопросы. А можно научиться, даже это ближе к гуманитарным предметам, естественно, по литературе можно вызубрить ответы на вопросы, а можно попытаться сформировать собственное мнение. Мнение, формируемое учителями ученикам, зачастую абсолютно разное. В разных городах. Понимаете. С. БУНТМАН - Татьяна нам пишет: надо унифицировать программы. Они в Москве-то везде разные. Т. КАНДЕЛАКИ - Я вам на это и говорю. Если мы даем равные возможности тем, кто поступает, то надо. А если они у нас не равные, то давайте признаем, что у нас есть система образования, как во многих странах. Для тех, у кого есть одни возможности и для тех, у кого есть другие возможности. А. ЧЕРНЫШОВ - Вообще единое образовательное пространство должно иметь какой-то стержень. Мы не Швейцария, мы не Австрия. Стандарты не те, как всех загнали и опять вернемся к некому советскому варианту, опять всех подстригли. Но должен быть стержень, по которому идет каждая школа. Не может быть так, что мы берем один или другой учебник истории, там написаны такие вещи, которые трудно не просто ребенку, а родителю понять. Я сам с этим сталкивался, а потом этот ребенок идет, и ему говорят, вот ответь, что такое НЭП. Это время, когда развивался частный бизнес или это повышение коммунальных услуг. Ну что ребенок, наверное, повышение коммунальных услуг ответит, потому что это ближе. Родители об этом все время на кухне говорят каждый день. Понимаете, это реальный тест по истории. А история делает человека гражданином. Делает ли этот тест человека гражданином. Не делает. Может быть, нам и не нужен гражданин в этой стране. Т. КАНДЕЛАКИ - Мы сейчас придем к разговору о том, надо ли было вводить православие в школе или нет. А. ЧЕРНЫШОВ - Нет. Эта дискуссия хорошая. Т. КАНДЕЛАКИ - Извините меня, дорогие мужчины, просто я в отличие от вас месяц, как минимум неделю провожу с людьми, которые потенциально поступают, будут поступать и собираются начинать свою подготовку к поступлению. А. ЧЕРНЫШОВ - И мы, и я также. Т. КАНДЕЛАКИ - В школе на самом деле многие предметы надо пересмотреть, какие-то предметы убрать, какие-то добавить. А. ЧЕРНЫШОВ - Убрав и нагрузку в школе, которая безумная сегодня. С. БУНТМАН - Понимаете, мы сейчас набрасываем, чтобы у нас не получился тоже винегрет. Это свидетельствует только о том, что здесь очень много, знаете, торчат ни к чему не присоединенные провода. Нет целой цепочки, системы. А. ЧЕРНЫШОВ - Я и сказал, винегрет. А тест это все равно кроссвордная культура. То есть угадал, не угадал. Это хорошо для торговца, стоящего... Но сегодня есть энциклопедия, есть Интернет, зачем, как, посмотрите. Я вспоминаю до сих пор всю свою жизнь ту четвертку по истории Древнего Востока, про это хеттское царство, которое не смог ответить. Все, это единственная четверка, которая лишила меня красного диплома. Т. КАНДЕЛАКИ - Зато человеком стали. А. ЧЕРНЫШОВ - Зачем мне это хеттское царство. Я благодарен другим учителям, которые научили меня критическому мышлению. Творческому. И научили меня искать книгу. Т. КАНДЕЛАКИ - Вы же понимаете, что это был ваш личный конфликт с педагогом по истории. А. ЧЕРНЫШОВ - Нет, он просто перепутал в экзаменационной ведомости четверку другому человеку и не хотел исправлять. Вот и все. С. БУНТМАН - Хеттское царство, в той же самой истории нам нужен подход в своей специализации, вы будете знать все. А. ЧЕРНЫШОВ - Конечно. С. БУНТМАН - Но у вас должна быть методологическая система подхода. А. ЧЕРНЫШОВ - Абсолютно. С. БУНТМАН - Нужно вам хеттское царство, нужна Ассиро-вавилонская цивилизация, вы будете к ней подходить с определенным набором методологических... Т. КАНДЕЛАКИ - Поставлю вопрос глобальнее. Почему я за ЕГЭ, я за движение, товарищи. А. ЧЕРНЫШОВ - Куда? Т. КАНДЕЛАКИ - Реформа системе образования нужна? Хотя бы что-то двинулось. А. ЧЕРНЫШОВ - Начнем двигаться, а потом разберемся по ходу - В.И. Ленин. С. БУНТМАН - Главное ввязаться. Т. КАНДЕЛАКИ - Сережа, Верочка тебе не рассказывала. Приходит ко мне Миланья домой, мы обсуждаем по литературе какие-то вещи, обсуждаем А. С. Пушкина. Я говорю: а что же ты у учительницы не спросила. Говорит: а она мне сказала, Миланьюшка, у меня таких как ты 35 человек в классе. С. БУНТМАН - К счастью у меня то, что происходит сейчас в первом классе у Верочки, оно все происходит, тьфу-тьфу, достаточно толково. Т. КАНДЕЛАКИ - В какой школе Верочка учится? С. БУНТМАН - В самой обычной, которая рядом с домом. Т. КАНДЕЛАКИ - Где эта школа расположена? С. БУНТМАН - В городе Москве. Т. КАНДЕЛАКИ - Это понятно. О чем это говорит, Сереж, о том, о чем мы говорили сегодня весь день, разные школы, разные методики. А. ЧЕРНЫШОВ - Ну почему опять не берем европейский вариант, а берем какой-то непонятный для нас вариант. Какой-то симбиоз. Для движения-то давайте возьмем Европу. Австрийский, финский вариант. Французский вариант, немецкий, почему мы берем какой-то непонятный вариант, все смешиваем и движемся мы в этом смысле вот так как лебедь, рак и щука. Т. КАНДЕЛАКИ - В 8-м классе, если у нас есть деньги, мы берем репетиторов. А. ЧЕРНЫШОВ - Да ну и что. Ну и бог с ним. Пусть репетитор будет. Т. КАНДЕЛАКИ - Вы занимались с репетитором в 8-м классе? А. ЧЕРНЫШОВ - Нет. Т. КАНДЕЛАКИ - А я занималась. А. ЧЕРНЫШОВ - Я ценю тех учителей, которые мне попались по жизни. Т. КАНДЕЛАКИ - Зачем нам репетиторы, если у нас получается система образования устроена так, что только единицы могут поступать сами. А. ЧЕРНЫШОВ - Репетиторы были до 1917 года и это нормально. Но не надо натаскивать на ЕГЭ. Вот это репетиторство уже сверх. Вот тогда при этом условии ЕГЭ становится как троянский конь для российского образования. Понимаете. То есть оно разрушает. Мы куда-то чего-то вносим и все. Что там произойдет, мы даже не знаем результатов. Но мы хотим увидеть, через 20 лет, что будет со страной. Нефть, газ можно отдать в частные руки, можно вернуть. Так или иначе. Образование если так, уже не вернешь. Это тот бонус, та интеллектуальная среда, которая столетиями выращивается. Т. КАНДЕЛАКИ - Почему для особо одаренных детей, о чем говорил Сережа, кто участвует в чемпионатах, турнирах, каких-то интеллектуальных играх, для той на самом деле думающей, работающей над собой и уникальной я считаю, прослойки подрастающего поколения нет особых условий. А. ЧЕРНЫШОВ - Почему? Пожалуйста, инновационные школы. Пусть даже закрытые будут школы. С. БУНТМАН - Должны быть. А. ЧЕРНЫШОВ - В этих научных городках. Должны быть и будут. Это есть, это есть механизм, есть в других законах... То есть мы создаем наукограды. Но сейчас пирамида другого уровня. Мы создали моду не на образование, а на высшее образование. Все побежали в вузы, и получается куча левых дипломов. У нас пирамида вот так сегодня повернута. Т. КАНДЕЛАКИ - Но левый диплом чтобы получить, не надо в вуз идти. Вы прекрасно это знаете. А. ЧЕРНЫШОВ - Понимаете, мода. У нас должны быть ПТУ, колледжи, школы и они должны поддерживать вузы. В вузы должны идти избранные. У нас наоборот, все в вузах, у нас нет представителя ПТУ, который должен быть хороший водитель, хороший парикмахер. У нас в крупных торговых компаниях московских 30% грузчиков с высшим образованием. Задаешь вопрос: зачем. - Приятно. А государство, которое потратило на этих 30%, зачем они нужны. С. БУНТМАН - Я понял вашу позицию. За дифференциацию образования. А. ЧЕРНЫШОВ - Конечно. Обязательно. Это гены наши, от природы мы разные. С. БУНТМАН - Дифференциация образования, целесообразность образования. Не количеством, качеством образования. А. ЧЕРНЫШОВ - Абсолютно точно. С. БУНТМАН - И при этом наличие минимального необходимого на всей территории России стандарта образования для определенных областей деятельности. То есть здесь понятно, что нужен тотальный комплексный дифференцированный подход целесообразный. Надо поставить цель. А. ЧЕРНЫШОВ - Абсолютно. И давайте, как суворовские нахимовские училища искать по всей стране этих элитных ребят, которым природа дала. Но здесь уже никуда не попрешь. У нас у каждого разные интеллектуальные способности. Стране нужен инновационный прорыв. Т. КАНДЕЛАКИ - Это вы предлагаете, отряды чтобы поехали по стране. А. ЧЕРНЫШОВ - Нет, зачем. Ректорам развязать руки. Ректор должен быть заинтересован выбрать себе лучшего. С. БУНТМАН - Есть же в спорте система скаутов. А. ЧЕРНЫШОВ - Ну, а спорт. Т. КАНДЕЛАКИ - Отвечаю почему. Потому что спортсмены те, кто работают в системе спорта, они понимают, что если они найдут талантливых, и сделают из них чемпионов, чемпионы заработают им деньги. С. БУНТМАН - Вот так же ректорские скауты, университетские должны тоже быть. А. ЧЕРНЫШОВ - А если ректор не будет брать кота в мешке, а будет поставлен в условия, выбирать лучшего. Каким образом, поставить каждому вузу условия, количество выпускников, работающих по специальности. И потом проверить, получит ли он аккредитацию через 5 лет или нет. Если у него 80% работают не по специальности. Т. КАНДЕЛАКИ - Тогда мы решим главную проблему в стране - трудоустройства выпускников. А. ЧЕРНЫШОВ - Ну и здорово. Они будут работать по специальности. С. БУНТМАН - За комплексный подход. Я бы хотел о другом сейчас спросить. Мы обратили внимание, то, что связано с молодежью, просто ваше частное мнение об этом. Сегодня говорили о такой жуткой вещи как наркотики и о том, что нужно повысить ценз, когда можно принудительно лечить. С 16 до 18. Между прочим, очень здесь все, последний школьный переходный от школы к жизни возраст. Паспорт дают с 14, а здесь повысить. А. ЧЕРНЫШОВ - Вы понимаете, я всегда противник административных мер. Они никогда ни к чему не приводят. Я за то, чтобы культурно-образовательная среда росла. Вот растет Интернет, это неизбежность, это прогресс. Значит, мы и государство и частный бизнес должны вкладывать еще на порядок больше денег в культурно-образовательную среду. Иначе мы будем тык, мык, бык, у нас вот этот sms-язык и так далее. А у нас русский язык. У нас идет год русского языка. То же самое здесь. Как можно больше, если будет школ мощных, учителя будут нормальные получать деньги, прежде всего в школу придет учитель, а не Интернет и компьютер. Учитель, а потом уже Интернет. А не наоборот. У нас компьютеризация всей страны... С. БУНТМАН - Тогда плотнее будет взаимодействие с учениками. А. ЧЕРНЫШОВ - И наркотики. Вот смотрите, что происходит. Мы говорим о проституции. Ведь даже в Великобритании один из результатов введения частного тотального образования, резкое повышение в Великобритании в их обществе количества девушек, зарабатывающих себе на жизнь и учебу проституцией. То же самое можно сказать, что сегодня растет это же и в российской действительности. Но почему это произошло. Потому что государство пытается особенно российское от себя отбросить образование. Это делать невозможно. Это все аналитики и ООН и европейские и российские ученые говорят, нельзя этого делать. Государство должно приоритет сохранять. Это главнейший приоритет. С. БУНТМАН - Хорошо. Спасибо большое. Алексей Геннадьевич Чернышов, заместитель председателя комитета ГД по образованию и науке. Здесь административным даже принятием закона проблемы не решишь. Огромное поле деятельности.








http://www.politgolos.ru/

Док. 401492
Перв. публик.: 26.01.07
Последн. ред.: 25.11.07
Число обращений: 310

  • Чернышов Алексей Геннадиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``