В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Образовательный кредит в России (Радиостанция ЭХО Москвы 15.11.2006) Назад
Образовательный кредит в России (Радиостанция ЭХО Москвы 15.11.2006)
Гости: Алексей Чернышов Ведущие: Алексей Дыховичный 15.11.2006 А.ДЫХОВИЧНЫЙ: 12 часов 8 минут в столице, у нас есть ровно 22 минуты для того, чтобы обсудить, на мой взгляд, очень важную тему - это образовательные кредиты в нашей стране. Алексей Чернышов, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке, фракция ЛДПР, у нас в гостях. Здравствуйте, Алексей. А.ЧЕРНЫШОВ: Добрый день. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Работает наш пейджер - 7256633, смс - 9704545. забегая вперед, хочу сказать, что очень хотелось бы и пообщаться по телефону прямого эфира, чуть позже, мы, может, как-то разобьем их, в зависимости от того, как у нас выстроится беседа, но вчера Владимир Путин сказал, что он считает, что образовательные кредиты в России должны выдаваться под частичные гарантии государства, и, по мнению президента, эти кредиты должны быть доступны тем, у кого нет ни залоговой базы, это важно, ни достаточных доходов для погашения платежей. То есть, как я понимаю, залоговая база - это нет квартиры, нет недвижимости, которая стоит каких-то больших денег, это, наверное, жители в деревне - там дома недорого стоят, и родители там немного зарабатывают, то есть нет денег - нет ничего, но хочется учиться, и бесплатно не получается, значит, платно, а платное обучение - это ежегодно... вы лучше, Алексей, скажете, сколько это стоит - 5 тысяч, 8 тысяч долларов. А.ЧЕРНЫШОВ: По-разному, уже значительно это стоит. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: И 20, наверное, бывает. А.ЧЕРНЫШОВ: И 20 есть. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: А вот человек в деревне живет, он хочет учиться на экономиста в самом престижном вузе - это стоит 20 тысяч долларов, родители зарабатывают 3 тысячи рублей в месяц, вдвоем. А.ЧЕРНЫШОВ: Это в лучшем случае. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: В лучшем случае. Их домик, не знаю, стоит 5 тысяч долларов, 10 тысяч долларов. А.ЧЕРНЫШОВ: Или рублей. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: А может даже и рублей. А.ЧЕРНЫШОВ: Деревня уже уходит, и... А.ДЫХОВИЧНЫЙ: То есть вообще ничего не остается. А.ЧЕРНЫШОВ: Да. И вот человек хочет учиться в вузе, реально. А.ЧЕРНЫШОВ: Давайте начнем изначально. Я в принципе за образовательные кредиты, это такая фишка - выдать человеку деньги, он их вложит в образование, получит образование, будет классным специалистом ми даст нашей стране какой-то обратный эффект - здорово. Но, в общем-то, за всеми подобными заявлениями, которые идут в режиме "все легко", в режиме пиара, я бы этих советчиков и советников, которые находятся рядом с президентом, предостерег от одного лишь момента, который мы наблюдаем в жизни - а как это все реализовать. То есть мне представляется, нужно чтобы как только изначально мы что бы ни затевали, чтобы не получалось, как по Ленину, ввяжемся в драку, а потом посмотрим, должен быть выполнен ряд условия: первое - нужно сразу расписать пути и механизмы реализации, раз, второе - кто будет выполнять эти все напутствия, потому что мы знаем в правительстве РФ, они сами показывают это нам по телевизору, какая сегодняшняя дисциплина, - очень многие не выполняют уже вообще никаких указаний, в том числе и президента. Мое глубокое убеждение - часть людей оттуда просто надо отправить на пенсию или куда-то еще. Третье - цель, какова цель кредита? В общей стратегии. То есть для чего она, собственно, нужна и кому она предполагается? Если считать, что наше общество сегодня некредитоспособно, по большому счету, то кто будет брать кредит? А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Будут брать кредит, если будут... А.ЧЕРНЫШОВ: Кто? А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Нет, я-то вообще, Алексей Геннадьевич, я вообще-то наделся, что заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке, я вот сейчас задам вопрос, провокационный... А.ЧЕРНЫШОВ: Давайте, задавайте. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Нет, я его уже задал - как вот этот человек, которого я описал, возьмет кредит? Хорошо, пускай он будет не 20 тысяч долларов в год платить, пускай 5 тысяч стоит то образование, которое он хочет получить. Я-то надеялся, что вы сейчас мне дадите ответ, а вы говорите "Ответа нет, половина всех, кто окружает президента, им пора на пенсию". А.ЧЕРНЫШОВ: Да. Почему нет ответа? Первое - я нахожусь в комитете по образованию и науке, где я нахожусь в меньшинстве, то есть все стратегические моменты, которые я предлагаю, - от ЕГЭ до образовательного кредита - не используются, используется другой подход, ну что я могу с этим сделать? А.ДЫХОВИЧНЫЙ: А что вы предлагаете? А.ЧЕРНЫШОВ: Сейчас я скажу. Второе: правительство - исполнительный орган власти, мы выполняем лишь законодательную базу, мы готовы под образовательные кредиты законодательную базу выстроить, какую? Если президент нам заявляет, что образовательные кредиты можно будет брать, то какую законодательную базу мы хотим сделать? Я за, но какую? Давайте двигаться поэтапно: первое - кто у нас будет брать кредиты? Если мы себя сравниваем с западным обществом, нам все время пытаются навязать некую американскую, даже не европейскую модель, то мы должны понять, что в Америке берет кредиты средний класс. Богатые и у нас кредиты брать не будут - им не нужно, они и так оплатят обучение, бедные брать кредиты не могут, потому что у них нет на это денег, то есть средний класс, среднего класса в нашей стране нет. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Не совсем оно так. А.ЧЕРНЫШОВ: Логично? А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Нет, нелогично. А.ЧЕРНЫШОВ: Подождите, Алексей, одну секундочку. Второй вопрос - зачем вообще тогда кредиты, если глава говорит о том, что мы готовы компенсировать? Значит, речь должна идти о субсидии. Кредит - это фактически как наркотическая игла: посадил человека на проценты, и он каким-то образом должен отдать, или государство за него. Логично? То есть давайте говорить о субсидии - нам нужен какой-то конкретный гражданин, которого мы хотим обучить, неважно, откуда он - из города, из далекой деревни - он интеллектуально очень способный, по природе такой, и мы хотим дать ему право участвовать, возможность получить хорошее образование. Значит, мы ему даем субсидию - 100 тысяч, 200, 300 - от имени государства. Вы же сами сказали, раз он неплатежеспособен, для чего? А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Значит, субсидия - это просто мы тебе даем, а возвращать не надо. А.ЧЕРНЫШОВ: Почему? Нет. Мы даем субсидию и говорим условие - ты должен отработать учителем, например, в деревне, или медиком в деревне. Б. Кабала. А.ЧЕРНЫШОВ: Нет, подождите, какие-то условия. А тогда в чем суть кредита? А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Есть еще один вариант. А.ЧЕРНЫШОВ: Давайте посмотрим. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Вот вы сказали, в Америке средний класс берет кредиты, в Европе тоже, в Европе, на самом деле, все по-разному, и много где бесплатное образование. А.ЧЕРНЫШОВ: Да, согласен. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: А в Америке есть система займов - в отличие от кредита, человек берет деньги, и... кредит - это я взял деньги и через месяц я уже должен начинать выплачивать первый взнос, через два месяца второй, и так далее, пока я не верну эти деньги. Займ, в отличие от кредита, когда я беру эти деньги и начинаю их возвращать тогда, когда я могу их вернуть, то есть после того, как я получаю образование. Ну, в зависимости от системы, но пять лет я не плачу, пять лет я учусь в институте. Кто только дает этот займ? Кто кому компенсирует, вот в чем дело. А.ЧЕРНЫШОВ: Так вопрос в этом и состоит. То есть давайте разберемся в понятиях, как об этом в научный кругах говорят. То есть если в том числе и глава государства говорит о кредитах, то я это воспринимаю, и как депутат, и как член комитета, как кредиты. Значит, совершенно понятный подход - человек берет кредит, получает его под процент, и должен его отдать или сам, или кто-то ему должен компенсировать, спонсор или человек, заинтересованный его взять на работу, или государство. Вот сегодня этой линии нет. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: То есть это нереально. То, что сказал вчера Путин, это нереально? А.ЧЕРНЫШОВ: Это здорово, но это нереально, потому что никто не знает ответа на те вопросы, о которых я сказал - кто, когда, зачем и почему. Давайте сначала разберемся, как с ипотекой, куда давать деньги, а надо давать в стройиндустрию, чтоб был кирпич, цемент, чтоб была стройиндустриальная база, чтоб были заводы, а потом будет много квартир, мы дадим деньги, реальные уже деньги, и человек пойдет и купит квартиру. Мы сейчас дали, мы обсуждали, 100 миллиардов рублей - непонятно, кто куда пошел, и где эти квартиры, и так далее, и кто их приобрел, мы не знаем социальный статус человека, который эти деньги получил. И везде коррупция. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Я хочу понять, что предлагает Алексей Чернышов, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке, потому что что я предлагаю, никому неинтересно, и что есть в Америке, тоже, в общем, мало кому интересно. Вот что предлагаете вы? А.ЧЕРНЫШОВ: Первое - я чуть оговорюсь, я должен сказать об этом, что сегодня в том числе и эта новация очень сложно вписывается в некую стратегическую линию, которая вырабатывается в неких кабинетах. То есть если я должен говорить об образовательных кредитах сегодня, я должен сказать и об ЕГЭ, и о платном и бесплатном образовании, и о том, что сегодня происходит в вузах по автономным учреждениям, и многое-многое другое. Вот в этом хаосе, который сегодня творится в образовательной реформе, образовательные кредиты так же выпадают - это главное. Второе - я глубоко убежден, что нам нужен, России нужен инновационный прорыв, нам нужны кадры, которые сегодня ту экономику, которая седлает существенный шаг вперед, то есть нам нужны люди, творческие люди. Не все мы от рождения таковы, кто претендует на это, в том числе и на высшее образование. Если я, опять же повторюсь, сижу в отдаленной глубинной деревне и претендую на это, значит, государство должно всеми средствами обеспечить этому человеку помощь - да, займы, да, ссуды, мы выдаем человеку ссуду на то, что он обучится, и мы лишь даем ему путь, куда мы хотели бы, чтобы этот человек попал. Я уже говорил, если нам нужны врачи, почему мы не можем дать под людей, которые будут врачами. Если мы крайне нуждаемся в учителях, которые в том числе будут работать в сельской местности, почему мы не можем дать кредит? А кому мы сегодня будем давать кредит? Под кого? Под какую специальность? Кто нам нужен, стране? Нам нужны инженеры, по идее, нам нужны нанотехнологии, но у нас промышленность во многом в руинах. Нам что, опять нужны юристы, менеджеры, бухгалтера? Так и так люди учатся, они находят деньги. Понимаете, есть водораздел, на который мы сегодня не отвечаем. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Все понял, все-таки я в сторону от ЕГЭ и других вопросов образования - у нас времени не хватит все обсудить. Итак, два пункта: первое - выдавать займы, субсидии, вот то, о чем пишет Ирина Дмитриевна, я об этом и говорил: "В Канаде существует такая система - молодой человек учится бесплатно, а потом, когда он работает, он возвращает деньги, потраченные на его образование, примите к сведению". А.ЧЕРНЫШОВ: Что значит, бесплатно? Бесплатный сыр только в мышеловке. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Он возвращает деньги, значит... А.ЧЕРНЫШОВ: Какие? Откуда он получил их и как? А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Какой-то займ, значит. А.ЧЕРНЫШОВ: Хорошо, давайте тогда вернемся к базисным вещам - мы сейчас, с одной стороны, и правительство это всячески пытается сделать, чтобы сбросить с государства вот этот хомут бесплатности, и мы видим, как резко возрастает платность в образовании, особенно в высшем. С другой стороны, мы другой рукой пытаемся содействовать тому, что мы должны дать деньги. Слушайте, ну мы тогда в общем-то за что - за платность или за бесплатность? Или мы должны разделить очень четко: вы готовы платить - платите, вы не готовы платить - мы вас поддержим, потому что вы нам нужны. Давайте вот это разделим, у нас опять все смешано в единый ком. То есть я имею деньги, родителей, возможности платить, но я приду за кредитом и получу его, я тоже хочу претендовать как гражданин России. А я не имею денег, но претендую какими-то своими мозговыми способностями, и я получу или не получу, непонятно. Должна быть четкая, прозрачная схема, как и кому будут даваться эти деньги. Тем более банки как дадут деньги, если у них 15-20% кредита? Банк не может же дать кредит под меньшие проценты, он просто обанкротится, значит, государство должно компенсировать. Сейчас еще больше речь идет о том, что должны быть уполномоченные банки, и только они смогут давать кредиты. Мы это уже знаем на уровне национального проекта по сельскому хозяйству, как даются эти субсидии сегодня льготные... А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Не успеем. А.ЧЕРНЫШОВ: Нет, все то же самое может и с образованием быть. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Нет, мы сегодня говорим с заместителем председателя комитета Госдумы по образованию и науке. А.ЧЕРНЫШОВ: А налоги те же. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Алексей, я понимаю, что первое - давать не всем, а тем, кто нуждается. Это ваша позиция. А.ЧЕРНЫШОВ: Да, но это тоже еще непонятно - я пришел с улицы, у меня совершенно ничего нет, я просто хочу - можно ли давать этому человеку? А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Нет, это второй пункт. Первое - давать не всем, а тем, кто нуждается. Если твои родители хорошо зарабатывают, извини, не дадим, правильно? А.ЧЕРНЫШОВ: В общем-то да. Ну а если я творческий талантливый человек... А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Нет, я ваше мнение спрашиваю. А.ЧЕРНЫШОВ: Не знаю. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Вы не знаете. Неизвестно. А.ЧЕРНЫШОВ: Да, нет базиса, которым руководствоваться. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Так базис же должна Госдума разработать. А.ЧЕРНЫШОВ: Нет. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: А кто? А.ЧЕРНЫШОВ: Кто предлагает. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: А Госдума не предлагает? А.ЧЕРНЫШОВ: Нет, это предлагает правительство. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: А Госдума ничего не предлагает? А.ЧЕРНЫШОВ: Госдума в данном случае... А.ДЫХОВИЧНЫЙ: А почему Госдума ничего не предлагает? А.ЧЕРНЫШОВ: Я за всю Госдуму говорить не могу, я говорю за себя как за депутата Чернышова - я предлагаю в образовательной реформе совершенно, принципиально иной подход. Ну, сегодня действительно времени мало, я не могу всего о нем рассказать. Я сказал, что образовательный кредит исходя из того подхода, который предложен, выпадает. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: То есть по этому пункту, по образовательному кредиту у вас вообще нет никакой позиции? А.ЧЕРНЫШОВ: Почему? Есть. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Какая? А.ЧЕРНЫШОВ: Первое - что это должен быть не кредит, а это должны быть заимствованные субсидии. Второе - должна быть четко определена схема, кому дается кредит и почему? А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Всем ли давать? Любому человеку или только тому, у кого родители недостаточно зарабатывают? А.ЧЕРНЫШОВ: В принципе я бы давал всем. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Так, всем, понял. Значит, первый пункт - заем, второй - всем, третье... А.ЧЕРНЫШОВ: Третье - почему мы даем всем, в каких специалистах мы нуждаемся, под конкретные специальности, которые нужны стране. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Грубо говоря, банкирам не даем, врачам даем? А.ЧЕРНЫШОВ: Да. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: На медицинские факультеты даем, на экономические не даем? А.ЧЕРНЫШОВ: Да. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Понятно. А.ЧЕРНЫШОВ: Потому что врач когда будет работать, у него тоже будет маленькая зарплата, он не сможет так быстро вернуть, как банкир. Банкир, получивший деньги, а потом пришедший в банковскую сферу, быстро отдаст. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Значит, тот человек, с которого мы начали эфир, который живет в глубокой деревне, родители которого зарабатывают три тысячи, все, банкиром он не станет, только врачом. У него в этом плане уже предопределено, потому что не даем на банкиров, даем на врачей. А.ЧЕРНЫШОВ: А иначе он вообще из деревни не приедет, логично? А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Ну, может оно и лучше, на самом деле, по большому счету, но это другой разговор. А.ЧЕРНЫШОВ: Когда банкиры или какие-то структуры будут искать и поддерживать ребят, к этому мы идем при нашей демографии, когда они будут искать этого человека, мальчика, девочку в этой деревне, чтобы сделать его банкиром, но самим заплатив деньги, это будет частный капитал. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: И, наконец, последнее, как человек должен будет вернуть этот кредит? Чем - деньгами или своей работой? Он столько-то лет обязан там-то отработать. А.ЧЕРНЫШОВ: Я думаю, что в одних случаях будет деньгами, в других он будет отрабатывать или нести какую-то нагрузку, которая государству выгодна. Государство для этот и существует, чтобы определить какие-то приоритетные направления. Мы же, например, развиваем нанотехнлогии, которые нам так нужны, космос, авиацию, без которых мы не можем как большая страна. Значит, это мы делаем приоритетом. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Значит, он должен будет отработать. А.ЧЕРНЫШОВ: Ну, в некотором роде отработать, да. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Не, ну как в некотором роде - мы сделали из тебя врача, потратили на тебя, четкая сумма причем есть, будь добр отработать врачом. То есть система распределений, которая была при Советском Союзе. А.ЧЕРНЫШОВ: В некотором роде да. А как иначе? А как получать заемы в той же Канаде? А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Сейчас, там просто деньгами отдают. Сейчас, две секунды, я просто скажу... А.ЧЕРНЫШОВ: Там другие зарплаты. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Да, совершенно верно. Я скажу, что работает телефон прямого эфира, мало у нас времени, 7839025 - да, вы готовы на такие условия, которые мы сейчас обрисовали, 7839026 - эти условия вас не устраивают, и если не устраивают, то почему, у нас есть 5 минут, мы успеем принять пару звонков. В той же самой Канаде да, совершенно верно, человек возвращает деньгами, он выучился на врача и он пойдет работать врачом, потому что ему нужно вернуть этот займ, ему нужно строить дом, и так далее. А.ЧЕРНЫШОВ: И мы знаем, какая зарплата у врача. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: И он не пойдет работать на рынок, условно говоря, потому что у него специальность врача и он возвращает деньгами. А.ЧЕРНЫШОВ: Конечно, это принципиально. И государство все делает для того, чтобы он работал по специальности, был профессионалом, зарабатывал как можно больше и действительно вернул государству ту часть, которое государство на него потратил, то есть оно создало, выровняло для него, в некотором роде, стартовые возможности. Мы рождаемся кто-то в деревне, кто-то в городе, кто-то с одними родителями, кто-то с другими, мы не можем выбрать себе родителей. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Итак, вас устраивают эти условия. Алло, здравствуйте. Слушатель: Здравствуйте. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Да, как вас зовут? Слушатель: Вадим Сергеевич. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Вадим Сергеевич, а почему бы и нет, на самом деле? Слушатель: Вы знаете, вопрос такой. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Нет, а вас устраивают условия, которые мы обрисовали? Слушатель: Нет. Скажите, сколько ваши родители... А.ДЫХОВИЧНЫЙ: До свидания, потому что, во-первых, по этой линии должен звонить человек, которого устраивают эти условия. Алло, здравствуйте. Слушатель: Здравствуйте. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Как вас зовут? Слушатель: Меня зовут Марина. В общем-то я согласна с общей схемой, то есть выделять специальности, которые нужны государству в данный момент, выделять группы населения, которые больше всего в этом нуждаются, но абсолютно непонятен механизм этого финансирования. Эти субсидии куда пойдут за этого человека? В учебное заведение? А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Марин, единственный вопрос - вы готовы после того, как, вы или ваши дети, готовы после того, как проучились пять лет в институте, еще несколько лет вы обязаны будете отработать на таком месте... Слушатель: Да. Это хорошее условие, потому что это с двух сторон обязывает - и государство обеспечить работой, и человека не расхолаживаться, а работать. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Но работать вы будете за очень небольшую плату при этом, потому что... Слушатель: Вы знаете, если будут условия для развития на этой работе, то есть приобретение опыта, это тоже неплохо, но с другой стороны, у нас некому в университетах учиться. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Ой, Марина, извините, это уже слишком в другую сторону. Спасибо. Вопрос схемы, вот Марина просила объяснить про схему. А.ЧЕРНЫШОВ: Механизм финансирования - это не ко мне, хотя он, мне кажется, достаточно понятен: выделяется сумма общая бюджетом, где депутаты, потом она делится по регионам или каким-то образом по секторам, потом человеку она по ступает по договору на определенный счет личный, и человек знает, за что он получил эти деньги и как должен их отработать. И три года отработать, согласитесь, люди служат и по два года в армии, сейчас поменьше, отработать три года и действительно получить опыт и знать, что ему компенсируют деньги, и даже, возможно, сменив профессию, он уже будет в Москве или в каком-то региональном городе, то есть он поднимется и выскочит из той социальной ниши, где он находился. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: У нас есть вторая линия, где не согласны. Алло. Здравствуйте, как вас зовут? Слушатель: Меня зовут Игорь. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Игорь, вы не согласны? Слушатель: Не согласен. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Почему? Что вас не устраивает? Какие вещи? Слушатель: Вы знаете, любая схема, при которой деньги не попадают в руки человеку, а попадают к какой-то организации, которая его учит и что-то такое требует от него, эта схема связана с тем, что деньги будут частично разворовываться, и естественно, организаторы таких схем предполагают, что разворовываться будет меньшая часть, но к сожалению, опыт показывает, что разворовывается большая часть или просто все. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Игорь, лично вы согласны отработать три года, я не знаю сколько, лет, за то, что вам выдадут субсидию на обучение? Слушатель: Нет. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Почему? Слушатель: Я считаю, что это несправедливо - требовать натуральной формы отдачи этого долга, то есть отказ принять от меня денежное возмещение это несправедливо по отношению ко мне. То есть фактически я становлюсь рабом на определенное время, вместо того чтобы попасть в экономическую зависимость от этого кредитора, который мне дал эти деньги. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Все, вы готовы деньгами. Слушатель: Я готов только деньгами, и если нужно будет, я готов отрабатывать, зарабатывать и отдавать только деньгами. А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Ясно, я понял, спасибо, не хочу быть рабом. А.ЧЕРНЫШОВ: Во-первых, я полностью согласен, что деньги должны поступать на индивидуальный счет. При нашей тотальной коррупции никаких уполномоченных банков и чиновников не должно быть в промежутке. Раб? А если человек останется в деревне на всю свою оставшуюся жизнь, это не рабство? Потом эта деревня будет уничтожена, а их 10 тысяч ушло с географической карты России - это не рабство? А это шанс человека попытаться выпрыгнуть из этой деревни, найти себя, и через три года, возможно, сменить специальность. Но мы же даем от имени государства, сегодня по демографии сначала тебе квартиру, а потом, если у тебя третий ребенок, компенсируют - это что, это тоже рабство. Загоняют женщину - рожай второго, третьего - разве это не рабство? Да, государство вынуждено это делать, человек хочет или не хочет, но он может принять эти правила игры, не хочет - пожалуйста, иди, зарабатывай, ищи пути, как Ломоносов иди в Москву - какие проблемы? А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Спасибо вам. Алексей Чернышов, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке, фракция ЛДПР был у нас в гостях, об образовательных кредитах, займах мы говорили. Спасибо вам Источник Эхо Москвы






http://www.politgolos.ru/


Док. 401477
Перв. публик.: 15.11.06
Последн. ред.: 25.11.07
Число обращений: 287

  • Чернышов Алексей Геннадиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``