В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В вузы надо принимать без экзаменов (Газета `Новые времена`, Nо 42, 27 октября 2006 г.) Назад
В вузы надо принимать без экзаменов (Газета `Новые времена`, Nо 42, 27 октября 2006 г.)


Депутаты Госдумы приняли в первом чтении закон "О едином госэкзамене (ЕГЭ)" Между тем у данного законопроекта до сих пор остается масса противников, включая как самих парламентариев, так и ректоров вузов. Свою точку зрения на узаконивание образовательного эксперимента высказал на пресс-конференции в облдуме депутат Государственной Думы Алексей Чернышев. Влада СВЕТЛОВА Если прохождению законопроекта по накатанным Минобрнауки рельсам в Госдуме ничего не помешает, то он вступит в силу в 2009 году, а традиционные вступительные испытания в российские вузы канут в Лету. Их заменит. ЕГЭ - единый экзамен по стандартным заданиям для школьников всей страны. Как известно, предпринимающиеся последние шесть лет попытки изменить правила аттестации школьников вызвали в стране бурные споры. Новацию в штыки восприняли ректоры вузов, посчитав, что их тем самым лишают права на отбор по-настоящему одаренных абитуриентов. Оппоненты же ученых мужей увидели в нежелании реформирования борьбу за "серые" доходы от взяток и доходы от репетиторства, которые, по некоторым данным, составляют 3 млрд. долларов ежегодно. Так или иначе, но большинством голосов на минувшей неделе напичканный противоречиями законопроект был принят. В качестве "отступного" парламентарии закрепили право отдельных вузов устраивать дополнительные испытания для абитуриентов наряду с ЕГЭ. Перечень "элитных" вузов будет определять правительство РФ. Некоторые наблюдатели уже назвали это "решением от лукавого", поскольку оно не снимает претензии общества относительно коррупции. - Что значит право вузов на дополнительные требования к приёму? Допустим, ребенок учился в школе на отлично, потом сдал успешно ЕГЭ, приходит в вуз, а ему там предъявляют дополнительные требования - и ещё, и ещё... Раз при сдаче ЕГЭ не нужны оценки, зачем зарабатывались высшие баллы? - недоумевает депутат Алексей Чернышев. Чернышев вообще считает, что в вузы надо принимать всех, кто сдал ЕГЭ: - При ухудшающейся демографической ситуации в стране, когда ряд высших учебных заведений испытывает дефицит абитуриентов, возможно, правильнее было бы отказаться от экзаменов и тестов. Во всей Европе принимают в вузы по собеседованию (без экзаменов и тестов), а через год отчисляют тех, кто попал туда случайно или не справляется с программой. Раз уж следовать западной модели образования, так, по крайней мере, последовательно. - Наиболее очевидные недостатки закона о ЕГЭ, - полагает депутат, - в том, что в стране отсутствуют единые государственные стандарты, закрепленные на федеральном уровне (нет ясности, какие предметы должны быть обязательными для сдачи, а какие ученик может выбирать сам); до сих пор не подведены официальные итоги эксперимента, не проведена общественная экспертиза, а также отсутствует принцип добровольности при сдаче ЕГЭ, что ведет к монополии со всеми вытекающими последствиями. По мнению Чернышева, тестирование должно сочетаться с другими формами аттестации и не может быть разовым актом" который, по сути дела, определяет интеллектуальный уровень человека на всю его жизнь. Внедрение на местах ЕГЭ уже привело к тому, что сегодня вся школьная система образования работает исключительно на тест. Учебники с полок магазинов постепенно вытесняют методички с советами, как сдать единый государственный экзамен. Фактически формируется система натаскивания на правильные ответы, которая, к сожалению, не учит человека мыслить. В последнем аналитическом отчете Рособрнадзора было отмечено, что вместо параллельных заданий в ЕГЭ используются похожие тесты. А ведь параллельность - первое условие справедливости оценок. Но именно этого в ЕГЭ нет. Вследствие введения единого государственного экзамена дети и их родители начали уделять внимание только тому, что требуется сдавать. А это примерно десятая часть изучаемого в школе. Как говорится, каков контроль, таким становится образование. - Я сторонник того, чтобы уйти с традиционных экзаменов при поступлении в вуз, - высказал свою позицию депутат. - Это стресс, часто возникающая при их сдаче коррупция и другие негативные факторы, которые, безусловно, надо устранять. Мы хотим сегодня найти новую форму, но получается, что вместе с ЕГЭ вводим дисбаланс между тем, что есть и на что направлен новый законопроект. На протяжении 11 лет дети учатся, получают оценки по одной системе, потом наступает разрыв: предлагается совершенно другая модель проверки знаний. И этот разрыв между школой и вузом ещё больше усилится. Практика эксперимента показала это со всей очевидностью. - Школа должна формировать гражданина, воспитывать критически и творчески мыслящего человека. Формируются ли эти качества законом о ЕГЭ? - задает риторический вопрос Чернышов. На взгляд депутата, законопроект о едином госэкзамене минимум нужно вернуть на доработку, максимум - подвергнуть серьезной концептуальной правке. На каком из вариантов остановятся его коллеги по нижней палате парламента РФ, покажет ближайшее время.





http://www.politgolos.ru/


Док. 401475
Перв. публик.: 27.10.06
Последн. ред.: 25.11.07
Число обращений: 405

  • Чернышов Алексей Геннадиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``