В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`У партии власти должны быть конкуренты и сильная оппозиция` (газета `Новые времена` 29 сентября 2006 г.) Назад
`У партии власти должны быть конкуренты и сильная оппозиция` (газета `Новые времена` 29 сентября 2006 г.)
Алексей ЧЕРНЫШОВ: "У партии власти должны быть конкуренты и сильная оппозиция" В гостях у "Новых времен" побывал депутат Государственной Думы от Саратовской области, заместитель председателя Комитета ГД по образованию и науке, член фракции ЛДПР Алексей Чернышов. Гость ответил на вопросы корреспондента "НВ", рассказал о параметрах федерального бюджета на 2007 год, стратегии развития российского образования, а также поделился своим видением социально-экономических и политических процессов, происходящих сегодня в стране и области. - Алексей Геннадиевич, какие важные законопроекты вынесены на осеннюю сессию в Государственной Думе РФ? - Это главный финансовый документ страны - проект федерального бюджета на 2007 год. Первое чтение уже состоялось. Оно впервые прошло фактически при пустом зале. Каждой фракции разрешили задать всего по два вопроса. Все решения по бюджету были приняты загодя и по большому счету бесповоротно. Выступления депутатов от Компартии, ЛДПР напоминали глас вопиющего в пустыне. Могу констатировать, что раньше министры более тщательно готовились к представлению в Госдуме проекта бюджета с цифрами, фактами, комментариями... При этом краснели, бледнели (для них бюджет был испытанием). Сегодня все происходит как бы походя. В бюджете - 2007 расходы на государственные нужды увеличиваются более чем на 30%, а по некоторым данным - на 50%. В два раза меньше расходы на образование, здравоохранение. Прожиточный минимум даже не приблизился к минимальной заработной плате. Ни в одной стране мира нет такого стабилизационного фонда, как у нас. Его смело можно вносить в книгу рекордов Гиннеса. За всю историю человечества ни одно государство не тратило 25% своих средств на наполнение "финансовой кубышки". Конечно, будет еще второе, третье чтение федерального бюджета. Но его концепция уже сформирована. На мой взгляд, она ущербна, так как не отвечает ни национальным интересам, ни потребностям стратегического характера. Мы до сих пор не можем составить более менее точный прогноз, что нас ждет в ближайшие три года, не говоря уже о перспективах на 50 лет вперед. Правительство создало для себя "подушку безопасности". Подстраховалось по полной программе, а интересы страны, на мой взгляд, остались на заднем плане. - В начале года вы подвергали критике проект закона об автономных учреждениях. Ваша позиция с тех пор не изменилась? - Партия парламентского большинства заявила, что все проблемы сняты. Я не могу с этим согласиться. Даже если профсоюзы и коллектив будут допущены к участию в принятии решений о переходе государственных структур в автономные учреждения, это совершенно не означает, что завтра учебные заведения не будут приватизированы. Уже сегодня многие ректоры озадачены данной проблемой. Нет понимания того, каким должен быть государственный заказ, выпускаемые вузом специалисты. Я считаю, что система образования должна быть исключена из этого закона. На начальной стадии обсуждения профсоюзы также просили наложить на законопроект мораторий. Думаю, что впереди нас ждет серьезнейшая дискуссия. Законопроект же об автономных учреждениях пытаются как можно быстрее протолкнуть через Госдуму. В конце октября в Госдуме также будет реанимирован вопрос о введении в средних общеобразовательных школах единого государственного экзамена (ЕГЭ). Лично я считаю, что этот законопроект с точки зрения антисоциальной направленности даже хуже, чем закон о монетизации. Приведу лишь один пример. ЕГЭ полностью отменяет такое понятие, как медали. Фактически у школьников пропадает один из главных стимулов в учебе. Введение ЕГЭ запускает механизм, сводящий инструмент инициирования учебы на нет. Все московские магазины сегодня завалены брошюрами, как сдать ЕГЭ. Может быть, в учебниках и вовсе нет необходимости? Я уже не раз говорил о том, что главным коньком в российском образовании должна стать грамотная стратегия. Нужен инновационный прорыв. Нам важно воспитать умного и критически мыслящего гражданина. Но произойдет это лишь в том случае, когда само образование наконец перестанет штормить. А этот процесс мы наблюдаем все последние 20 лет. Бросаемся из крайности в крайность: выпускники школ вступают у нас во взрослую жизнь полуинвалидами, потому что в школе у них была бешеная нагрузка. Стремление же стать полноправными участниками Болонского процесса обернется для страны в конце концов оттоком высокопрофессиональных специалистов зарубеж... - А какая судьба уготована депутатами "одноруким бандитам" и другим разновидностям игорного бизнеса в России? - Еще на весенней сессии оппозиция просила единороссов, представивших на рассмотрение в Госдуму сразу два законопроекта, договориться между собой и выбрать наиболее оптимальный. Но этого сделано не было. В итоге прошел вариант с небольшими ограничениями, где оговаривается необходимость соблюдения дистанции при размещении игровых автоматов вблизи от школ, запрет на их установку в общественных местах и др. Но главное в данном законопроекте то, что он, по сути, монополизирует рынок казино и укрупняет его игроков. Неожиданно, после того как оппозиция более полугода критиковала законопроект, единороссы вернулись к его первому варианту: полностью запретить казино и вывести игровые заведения за черту города. Не надо кавалерийских атак. К решению любого вопроса нужно подходить цивилизованно. Давайте установим срок, в течение которого игорные заведения смогут подготовиться и переехать. Нельзя, что называется, рубить шашкой. Во всем этом чувствуется некий пиар такой же, как и со снятием спецсигналов с автомобилей власть предержащих. - Кстати, каких чиновников коснулось секвестирование "мигалок" на служебных машинах? - Да никого не коснулось. Пока ни один чиновник российского правительства не последовал примеру руководителей Госдумы Грызлова, Чилингарова и Пехтина. Хотя я согласен с тем, что спецсигналы должны иметь ограниченное количество лиц, которые действительно не могут опаздывать, исходя из соображения государственной важности. Ведь сегодня любой маломальский чиновник может законно и незаконно поставить себе "мигалку" и гонять с этим светопреставлением в Москве и других городах. Чем это все заканчивается (в том числе смертью губернаторов), мы знаем. На мой взгляд, есть и другое решение проблемы. Нужно больше строить автомобильных развязок и нормальных дорог, как это делается в европейских странах, тогда проблема пробок исчезнет сама по себе. - Прокомментируйте объединение региональных отделений политических партий в коалицию "За чистые выборы". Подобные решения обычно принимаются с согласованием с руководящими органами партий или региональные отделения самостоятельны в своих шагах? Почему, по вашему мнению, в данный союз не приняли "Единую Россию"? Не связано ли это с тем, что партию парламентского большинства начала вытеснять с политического олимпа Российская партия Жизни? - Понятно, что партий, которые могут претендовать на место в Госдуме, стало меньше. Вертикаль власти усилилась, и это правильно. Что касается стратегии партий, она, безусловно, согласуется с высшим партийным советом, руководством фракции, но тем не менее, у региональных партийных организаций есть свой люфт, и они имеют возможность маневра. Это нормально. На местах иногда виднее. Тем более что в Саратовской области есть опытные партийные координаторы. Главное, чтобы это объединение не было использовано в корыстных целях, а партии - в качестве марионеток для создания антуража. Я - за искренность в проведении честных выборов. Чтобы под прикрытием благого дела не совершались неблаговидные делишки по очернению кого бы то ни было. Что касается "Единой России", я считаю, что она слишком быстро привыкла к монополии на политическом поле и не ожидала, что о своих претензиях на трон может заявить кто-то другой. Отсюда нервная реакция "Единой России", которую подвергли проверке на внутреннюю крепость. Это нормальный процесс. У партии власти всегда должна быть конкуренция и сильная оппозиция. Даже глава государства позволяет себе заявлять (полушутя-полусерьезно), что, когда оставит президентский пост, создаст свою оппозиционную партию. Единороссы неосмотрительно забыли, что всякая монополия ведет к увяданию. В истории есть немало тому примеров, начиная от падения Римской империи. Активизация РПЖ под эгидой власти говорит лишь о том, что в стране есть люди, которые не могут пробиться в нынешних условиях и ищут для этого другие политические ниши. Это средний класс - бизнесмены, инженеры, учителя... Если "Единая Россия" сумеет это понять, то в идеале она способна на второе рождение. Если нет, то выроненный из рук политического форварда флаг поднимут другие силы. - Депутаты областной Думы который месяц бьются над новым законом о выборах в законодательный орган региона. Мнения парламентариев по численности депутатов, явочному порогу избирателей, порогу прохождения политических партий и тому подобному кардинально расходятся. Назовите параметры, которыми, на ваш взгляд, должна обладать облдума следующего созыва, чтобы ее работа была максимально эффективной? - Мне не хотелось бы вторгаться на "чужую" территорию и советовать областным парламентариям, как им поступать. Они сами разберутся и примут решение, которое, надеюсь, будет оптимальным и эффективным. Лично я в этом вопросе исходил бы не из количества, а из качества избранников. Ведь деградация власти на многих уровнях, в том числе федеральном, идет от чиновников и депутатов, которые безмолвны, не обладают критическим мышлением, знаниями, попали во власть случайно. В 12-миллионной Москве сегодня 30 депутатов Московской городской Думы. Делать в Саратовской области семьдесят, на мой взгляд, несерьезно. Я бы оставил численность депутатов в прежних границах. Может быть, чуть-чуть ее приподняв. Порог прохождения партий, на мой взгляд, не нужно слишком опускать, чтобы в Думу не попали откровенно маргинальные группы, которые начнут "клепаться" под выборы. Но и не нужно его завышать. Чем ниже уровень порога, тем больше шансов у разных партий. Считаю вполне резонной планку в 5%. Это даст возможность и крупным партиям поиграть на этом поле, и более мелким также иметь свой голос в областной Думе. Я не согласен с мнением: дескать, раз люди не ходят на выборы, значит, явку надо снижать. В идеале, она должна быть 50% плюс один голос. При этом и у партий и у депутатов по закону должно быть достаточно возможностей для агитации. Чтобы не получалось так, что на избирательную компанию отведено мало времени, порог прохождения в Думу завышен, а явка избирателей определена по минимуму. Мы не должны заведомо создавать такую ситуацию, при которой люди не пойдут на выборы, протестуя против подобного отношения к ним власти. - Какую оценку вы можете дать социально-экономической обстановке в регионе на данный период? - Безусловно, нацпроекты на территории области реализуются, несмотря на то, что денег из федерального бюджета поступает недостаточно, и их правильнее было бы назвать мероприятиями, а не нацпроектами. Хорошо уже одно то, что общество говорит о проблемах образования, здравоохранения, доступного жилья, а государство их двигает как идеи. Отрадно, что дороги в Саратове стали лучше. Тем не менее стратегического развития в области, на мой взгляд, нет. Во многом по причине разрозненности вертикалей власти. Мне пришлось ощутить это на себе. Я не единожды предлагал объединить усилия и начать заниматься саратовским аэропортом. Причем инициатива, я считаю, должна исходить от местных органов власти. У нас узкая взлетная полоса, как в Иркутске, где произошла трагедия. Самолеты Як-42, конечно, хорошие, но они, как говорится, уже на пределе. Может настать такой момент, когда нам просто негде будет их ремонтировать. А ведь отвечающий современным требованиям аэропорт - это важная составляющая инвестиционной привлекательности региона. Я уже год также пытаюсь организовать в области мусороперерабатывающий комплекс. Но воз (в данном случае мусор на улицах Саратова), как говорится, и ныне там. Безусловно, чиновникам намного интереснее заниматься банкротством МУПов. Наверное, это более легкое и прибыльное дело. Но даже студент-первокурсник сегодня знает, что муниципалитет должен зарабатывать себе на жизнь за счет сдачи в аренду земли и помещений. Это его постоянный источник доходов. Избавляться от него - значит рубить тот самый сук. Я считаю, что пока во власти не будет объединительного начала, четких целей, а политические амбиции не победят компетентные, разбирающиеся и любящие свой город люди, у нас вряд ли что-то хорошее приживется. - Сегодня некими заинтересованными силами в обществе активно разыгрывается национальная карта. Свидетельством тому служат события в карельском городке Кондопога, Сальске, нашем Вольске, где трагические события с криминальным подтекстом пытаются свести исключительно к проблеме межнациональных отношений. Кто стоит за этими процессами и какую роль сегодня играет неожиданно активизировавшееся Движение против нелегальных иммиграции (ДПНИ)? - На самом деле истоки кризиса в России кроются в отсутствии у нас идентичности или самоидентификации. Нет понимания того, кто мы и что из себя представляем? В чем наше единство: в традициях, языке? Около года назад я звонил в Америку, где теперь живет моя учительница музыки. Когда она переехала туда, никто не мог понять: зачем она привезла с собой целый чемодан книг и фотографий? "Как я могла объяснить этим американцам, что я увожу с собой частицу Родины?", - вопрошала она. Кто-то из наших современников сказал: "Выгнать русского из России можно, но выгнать Россию из русского невозможно". Я с этой фразой полностью солидарен. Так вот, будучи мудрым человеком, моя учительница сказала: если бы политики не сталкивали нас друг с другом на религиозной, национальной почве, мы бы уже давно решили все наши внутренние и внешние проблемы. А так как этого нет, всегда найдутся люди, которые разыграют религиозную и национальную карту. Миграционную политику мы постоянно то ужесточаем, то ослабляем. В отличие от иностранных государств, которые ее только ужесточают исключительно в интересах своих граждан. Больше, чем на лозунг "Мигранты решат нашу демографическую проблему", нас не хватило. А русских женщин вообще-то спросили: они этого хотят? Я считаю, что проблема - внутри самой России. В свое время мы нарушили определенную среду обитания людей, особенно на юге страны. Население там никогда не занималось экономикой. Сегодня из этих "воинов" мы пытаемся сделать бизнесменов вместо того, чтобы дать им возможность заниматься тем, чем они умеют заниматься. Пусть охраняют те же самые границы. Давайте найдем на это деньги, поймем ментальность этих людей, потому что они - граждане нашей страны. А организации, подобные ДПНИ, только будоражат нездоровый интерес к национальной теме. - Хотелось бы задать еще несколько вопросов по профилю вашего комитета в Госдуме. В федеральных СМИ недавно появилась информация, что в школах планируется ввести новую дисциплину: права человека. Есть ли необходимость изучения этого предмета? - Я просто диву даюсь изобретательности наших чиновников от образования, которые занимаются откровенным пиаром. Учебников нет, общественность никто не спросил. Где-то там, в кулуарах, решили, что надо вводить новый предмет, и началось обсуждение. Это очередная дохлая кошка, которая постоянно вбрасывается, для того чтобы отвлечь от действительно важных вещей. Непонятно, кто будет преподавать этот предмет? Юристы или, может быть, военные пенсионеры, которые ведут сегодня в школах ОБЖ, черчение, физкультуру... На все руки мастаки. Поэтому я и отношусь скептически к возможному нововведению. В данной ситуации принципиально важно понять: когда вводить этот предмет: на первом курсе вуза или в школе, где на учащихся и без этого лежит жесточайшая нагрузка. А ведь санитарные нормы никто не отменял. Там четко прописано: не более семи уроков для старшеклассников. А в школах зачастую их по восемь-девять в день... - Нашло ли у депутатов поддержку ваше предложение по созданию отдельного детско-юношеского канала на российском телевидении? - В настоящее время подготовлен проект обращения Госдумы на имя председателя правительства РФ Михаила Фрадкова. Создание эффективной действующей системы телерадиовещания для детей и юношества - это принципиально важный вопрос. Общеизвестный факт: что заложено в детстве, то мы и будем нести по жизни дальше. Взрослые - это те же дети, только испорченные. Я бы дал такую характеристику сегодняшнему российскому телевидению. Многое из того, что там происходит, - прямое нарушение канонов государственности. Ни один федеральный канал, получивший лицензию, не выполняет сегодня нормы вещания для детей и юношества. Согласно лицензии телеканалы обязаны 10-15 % своего времени вещать для детей, а они тратят на это примерно 1,5% эфира. Мы хотим добиться того, чтобы эта норма соблюдалась. Сегодня речь идет и о создании детского специализированного канала. Я не верю в то, что детский канал не окупаем, в отличие от телевизионных лобби, которым, безусловно, невыгодно тратить дорогое эфирное время на "детские глупости", а создание отдельного канала для детей они считают утопией. - Расскажите подробнее о строительстве школ на селе. Не секрет, что сегодня там достаточно непростая ситуация. - В октябре - ноябре в комитете по образованию и науке Госдумы будут обсуждаться две темы: модульный принцип построения школ и школа как социокультурный объект. Зачем в селах возводить огромные здания школ, если в них мало учащихся? Такова подоплека первого вопроса. Хороший выход в этой ситуации нашли в Чебоксарах. Там строят модульные школы, собирающиеся в единый объект по принципу кубика-рубика. Если есть необходимость, здание расширяется с помощью дополнительных модулей. Нет таковой - оно собирается и перевозится туда, где есть потребность в школе. Это очень удобно и, главное, экономно. И второй вопрос - придание школе статуса социокультурного объекта. Это, в первую очередь, касается малых населенных пунктов, где учебные заведения, по сути, представляют собой очаг культуры и спорта. В школах предлагается сделать отдельные входы, с тем, чтобы там можно было проводить масштабные культурные и спортивные мероприятия. Безусловно, это затрагивает аспект межбюджетных отношений, который обязательно будет обсуждаться на заседании комитета ГД. Обещаю, что буду держать "Новые времена" в курсе событий. Беседовала Влада СВЕТЛОВА


http://www.politgolos.ru/






Док. 401467
Перв. публик.: 29.09.06
Последн. ред.: 25.11.07
Число обращений: 341

  • Чернышов Алексей Геннадиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``