В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Звездным мальчиком` я так и не стал (Журнал `Российская Федерация сегодня`, 15 августа 2006 года) Назад
`Звездным мальчиком` я так и не стал (Журнал `Российская Федерация сегодня`, 15 августа 2006 года)

Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Алексей Чернышов - человек открытый и увлекающийся. С детства он так увлекся высокими материями, что по ошибке поступил не в тот вуз...

"Звездным мальчиком" я так и не стал

- Ваше первое впечатление при рождении, Алексей Геннадиевич?

- Стены роддома города Саратова в 1963 году были так плохо покрашены, что, как только я открыл глаза, понял, в какой безумный мир попал.

- Шутка? Но, судя по вашему человеколюбию, дество у вас ложилось весьма безоблачным. Каждое утро наверняка будила мама, приводя в порядок ваши мысли и чувства...

- Во-первых, будила не мама. Папа. Всегда рано, потому что в шесть уходил на работу. С того момента я был приговорен стать жаворонком. Привык вставать, завтракать рано и на весь день быть готовым ко всему. Мама, правда, встречала из школы. Как человек творческий - учитель музыки, - она вставала позже. О безоблачности детства я бы тоже говорить поостерегся. С детства родители приучали меня к "интеллектуальному экстриму": учеба по расписанию, музыкальная школа, спортивная, где я всерьез осваивал лыжи. Все это нужно было уложить в один световой день. Но помимо этого во дворе хотелось погонять с мальчишками в футбол.

- Прямо-таки злодеи, а не родители...

- Да нет. Просто они хотели видеть во мне человека всесторонне развитого. Чтобы я нашел свой путь. А я оказался типичными подростком, мечтающим о космосе. Зачитывался астрономией и грезил полетами на Луну и в далекие галактики. Вместо предусмотренной школьной программой классики читал фантастику. Причем ту советскую, где даже в космосе все было возвышенным. И так далеко себя унес, что если маленький принц Сент-Экзюпери подметал планету, тоя уже - целую Вселенную.

- Какие же звезды так влекли?

- Мне были интересны взгляды русских философов-"космистов", которые, говоря о России, подчеркивали ее звездную карму. В нашей стране мыслят глобальными категориями. С одной стороны, нам, россиянам, это мешает и тяготит, а с другой - спасает. В этом и есть вселенская миссия России.

- Как же выдержали такое общеобразовательное напряжение?

- Как видите, не сгорел. Восемь лет отучился по классу фортепиано и еще два года на фаготе. Работа на этом инструменте в то время считалась денежной.

- Но музыкантом тем не менее не стали. Почему?

- Потому что после школы поступил в Командно-инженерное ракетное училище.

- Неужели чтобы быть ближе к звездам?

- К ним, конечно. Ну а если серьезно, то понял, что самозабвенно, с утра до вечера, музыкой заниматься не могу, как бы ни хотела этого моя бабушка - оперная певица, заслуженная артистка РСФСР. Чтобы обрести профессию, близкую к моей мечте, подался в летное военное училище.

- ...Прямо как Экзюпери.

- Если бы... Медкомиссия забраковала: оказалось, мой вестибулярный аппарат не приспособлен к профессии летчика. Тогда поступил в Командно-инженерное ракетное училище. Но с четвертого курса ушел, недоучившись год. Не остановило и трижды лауреатство во всероссийских конкурсах за годы моего обучения в вузе. Военное заведение - это была уже не музыка. Техническое образование, хотя и инженерное, ничего общего с Млечным Путем, космическими просторами не имело. И этот путь был не мой. В 1984 году поступил на первый курс истфака Саратовского государственного университета.

- И не жаль было потерянного времени?

- Жаль. Но исторический факультет оказался для меня бальзамом на душу. Я понял, что попал куда надо. Поскольку по складу - гуманитарий. Я доверлся своей интуиции и, по прошествии лет, могу сказать: все правильно сделал. Кстати, став историком, ответил на долгое время мучивший меня вопрос: почему Россия осталась старной крепостных? Потому что мы до сих пор живем в осажденной крепости и не почувствовали себя полноправными гражданами в собственной стране.

- Насколько мне известно, депутатом областного Совета народных депутатов вы стали, будучи студентом Саратовского университета. В этом тоже помогла интуиция?

- Даже и не знаю. Возможно, его Величество случай?.. В 1989 году нас, студентов (а я к тому времени был парторгом группы), собрали и обязали выдвинуть две кандидатуры от округа - девушку-студентку и ректора. Выдвижегние кандидатов в советские годы проходило по разнарядке свыше, где строго предписывалось, сколько должно быть в выборном органе женщин, мужчин, рабочих, инженерно-технических работников, членов партии и беспартийных. Но в стране - перестройка, гласность, демократия. Выражение собственного мнения - плюрализм - было в самой что ни на есть моде. И студенческая аудитория неожиданно решила, что с идеологической показухой пора кончать, и вместо девочки выдвинула меня. А я решил не брать самоотвод, как настойчиво потребовали руководители университета, а идти до победного конца. Ректору еле-еле нашли место в другом округе, обеспечив тем самым необходимое соотношение мужчин и женщин, но в университете мне этого не забыли: в вузе преподавать не оставили. Нашлись люди, которые поддержали меня в трудное время: я получил место ассистента на кафедре философии Экономического института.

- Значит, такой вот вы смелый?

- Просто не хотелось быть крепостным




http://www.politgolos.ru/

Док. 401465
Перв. публик.: 15.09.06
Последн. ред.: 25.11.07
Число обращений: 264

  • Чернышов Алексей Геннадиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``