В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Куда заведет нас `Баба ЕГЭ`? (`Российская Федерация`, Nо3 февраль 2006 г.) Назад
Куда заведет нас `Баба ЕГЭ`? (`Российская Федерация`, Nо3 февраль 2006 г.)


Нужен ли нам ЕГЭ в той форме, в какой реализуется? Решит ли он проблему коррупции? Позволит ли выявить и отобрать лучших при поступлении в вузы? На эту тему неоднократно высказывались педагоги, ученые, политики. Об этом размышляет и заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Алексей ЧЕРНЫШОВ. Сегодня образовательное сообщество, родители, дети, учителя вовлечены в процесс насильственного внедрения Единого государственного экзамена. На это направлены огромные человеческие ресурсы, моральные силы и финансовые средства. Но в той форме, в какой проводится, ЕГЭ не побуждает творить, а, наоборот, сковывает инициативу и создает границы для интеллекта, ЕГЭ - своего рода попытка в наш динамичный, информационно насыщенный век напихать как можно больше разных отрывочных знаний в голову ребенка. Но ведь есть Интернет, есть энциклопедии. Из них можно узнать ответы на интересующие вопросы. Обществу нужны критически мыслящие личности. "Единый" означает "причесать всех под одну гребенку", уравнять. В шестидесятые годы минувшего века мы вышли в космос без унификации образования. За счет творческого потенциала и уж без всякого ЕГЭ. При подготовке к нему возрастает начетничество и зубрежка, не дающая почувствовать себя творческой личностью. Нет и независимой оценки знаний, на которую рассчитывали и рассчитывают сторонники ЕГЭ. Преподаватели подправляют работы, тесты за ученика. То есть двоечники в одночасье могут стать отличниками, а вот отличник, который трудился не один год, может оказаться за бортом. Если раньше преподаватели репетиторствовали на обучении по отдельным предметам(подтягивали ученика до определенного уровня), сейчас учат, как сдать тест на ЕГЭ. И за это берут деньги. Таким образом, из вузов коррупция спускается на школьный уровень. Мы движемся к тому, чтобы в ближайшее время сделать ЕГЭ единственно возможным вариантом оценки знаний и утвердить его в законодательном порядке. Но монополия, тем более в такой сложной сфере, как интеллектуальная, никогда не приносила положительного результата. Почему я утверждаю, что монополия? Да потому что приказом Министерства образования и науки РФ о проведении эксперимента ЕГЭ внедряется принудительна и уже охватил почти половину российских регионов. Одновременно вузы обязывают принимать результаты ЕГЭ. Хотя из уст чиновников от образования мы слышим лукавые речи о добровольности. Это - миф. Говорят, что ЕГЭ - лишь одна из форм оценки знаний. Но где же другие? С огромным трудом пытаемся внедрить в повсеместную практику возможность внеконкурсного поступления ВВУЗ победителей олимпиад и других форм интеллектуальной соревновательной деятельности, Но российское Правительство не спешит идти навстречу потребностям дня. Откуда вообще взялся ЕГЭ? По принципу заимствования лучшего европейского опыта? Но все ли из того, что сегодня происходит в Европе, подходит нам как прямая аналогия и нужно ли обязательно все слепо копировать? Да и вообще лучшее ли мы берем из опыта, который пытаемся сделать достоянием собственной образовательной системы? В марте прошлого года члены Комитета Государственной Думы по образованию и науке посетили Францию. Мы изучали опыт реформ в сфере образования, которые проводятся в этой стране. В нашей программе значилось посещение Университета им, Леонардо да Винчи. Там поинтересовались, каким образом ведется прием в этот частный ВУЗ, Нам ответили, что абитуриента могут зачислить в университет без платы за обучение на основании следующих критериев: - аттестата зрелости; - всевозможных рекомендаций (директора, учителя, дипломы за победу в олимпиадах и конкурсах и т, д,); - медика психологического + интеллектуального (образовательного) тестирования. Только в последнем - некое подобие нашего ЕГЭ. Но и то - всеохватная попытка проверить знания ученика, а лишь некий срез. Вузу нужны талантливые студенты. Потому здесь практикуют собеседование. Проводит его специальная комиссия, состоящая из профессионалов и самых уважаемых преподавателей. Что-то очень знакомое из нашего недалекого прошлого, Зачем же менять нормальную систему и делать из нее непродуктивную конструкцию? На мой взгляд, и в России ЕГЭ должен использоваться лишь в качестве интеллектуального среза знаний. Иначе говоря, та же самая контрольная, результаты которой дают ученику, родителям, школе или вузу определенный анализ промежуточных и итоговых оценок. Давайте сделаем его в третьем, седьмом и выпускном классах. Никто не спорит, что определенные изменения в образовании назрели. Но какова цель предлагаемых реформаций? Складывается неэффективная, не дающая реального результата, тотальная по своей форме технология пропуска "в свет" того или иного ученика. Действующая технология сдачи ЕГЭ показала свою несостоятельность, потому что не позволяет отобрать по настоящему достойных. Хочется надеяться, что рьяные сторонники продвижения ЕГЭ в жизнь в сегодняшней форме найдут мужество сказать, что в той форме, в какой проводится эксперимент, его надо приостановить, перевести в другую плоскость. Может быть, стоит подумать о том, чтобы сделать зачисление в вузы без вступительных экзаменов, а после первой и второй сессии естественным порядком отбраковывать людей случайных и недостойных данного учебного заведения? Демографическая ситуация такова, что через три-пять лет мы можем ощутить дефицит выпускников школ. И ВУЗы начнут бороться за абитуриентов не только друг с другом, но и с техникумами, колледжами. Важно провести ревизию качества существующих вузов, закрыть филиалы части учебных образовательных заведений, которые выдают заведомо неполноценный диплом, учат новомодным профессиям юриста, менеджера, не давая надлежащих знаний по этим специальностям. Нужно пони мать и политическую подоплеку происходящих событий. Каков сегодня заказ промышленности на конкретного специалиста? Как можно обеспечить прорыв в технологиях, если не знаем, кого нам и как готовить, для каких отраслей?



http://www.politgolos.ru/




Док. 401300
Перв. публик.: 03.02.06
Последн. ред.: 25.11.07
Число обращений: 299

  • Чернышов Алексей Геннадиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``