В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В поисках ответов (`Неделя области`, 02.11.05 N 81 (199)) Назад
В поисках ответов (`Неделя области`, 02.11.05 N 81 (199))
В области побывал депутат Государственной Думы, заместитель комитета по образованию и науке Алексей ЧЕРНЫШОВ. В понедельник на встрече с журналистами он высказал свою точку зрения о том, что происходит в образовании, политике и экономике в стране и в отдельно взятом Саратове. Как выяснилось, сегодня больше вопросов, нежели ответов на них. Тем не менее Алексей Чернышев высказал некоторые предположения. Что нам ждать от реформ? - Сегодня очень сложно разобраться в приоритетах, которые инициирует правительство. Идет лоббирование конкретных объектов, но нет понимания того, как развивается отрасль в целом. Иногда даже внятных законопроектов не можем добиться. Мы долго и настойчиво просили Министерство образования и науки РФ осветить свои планы, рассказать, к каким целям движемся. Было отвечено, что вовсю реализуется концепция развития образования, сформированная еще в 2000 году. Наша попытка доказать, что прошло уже пять лет и концепция нуждается в конкретизации, не удалась. Каждый год мы теряем миллионы учащихся, еще чуть-чуть - и их не останется. О ком тогда говорить и для кого вообще эта реформа? Когда в сегодняшнем бюджете я вижу строку о выделении больших денег на школьные автобусы, у меня возникает вопрос: а кого и куда мы станем возить, если в селах не останется школ? Необходимо сначала ответить на все эти вопросы, а уж затем строить стратегии. У нас же все происходит иначе. Мы заявляем о демографической проблеме, а тем временем на 2006 год выделено всего 2 млрд. рублей на всю страну на жилье для молодых семей. Смешно. Потом еще начнем делить эти деньги в пределах области. Когда я выступил за то, что сумма должна быть как минимум 50 млрд. рублей, меня не поняли. По идее, сегодня мы должны говорить о проекте бюджета на следующий год, а мы две недели назад делили дополнительные доходы этого года. Что обнаружили: денег много, а куда их потратить - неизвестно, потому что для них нет программ. Хотя мы были готовы проголосовать. Ежегодно ООН финансирует российских ученых. Недавно слушал доклад о развитии человеческого потенциала в РФ до 2015 года. Мероприятие проходило в гостинице "Националь", прямо напротив Государственной Думы, только дорогу перейти. Когда обнаружил, что в зале из депутатов я один, стало как-то не по себе. Мне вручили один экземпляр доклада. Позже поинтересовался у коллег, есть ли такой у кого-то еще. Оказалось, что никто даже не знал обо всем этом. О чем тогда говорить? Хотя это разработки крупнейших российских ученых, здесь многое описано: как строить человеческий потенциал, как развивать образование. Мы сегодня живем в режиме оперативного реагирования. Но реформы обязательно должны иметь промежуточные этапы. Иначе получается, что правительство просто тушит пожар. И потом, не происходит главного - общество не подтянуто к реализации проектов, оно остается за кадром. Оно где-то рядом, чем-то занимается, но на него не обращают внимания. Что творится с гражданами, как они реагируют на реформы, которые двадцать лет не пользуются популярностью? И почему так происходит? Мы мучительно ищем ответы. Однако, несмотря ни на что, мы занимаем достаточно высокие позиции. В прошлом году в докладе ООН прозвучало, что по образовательному уровню Россия находится на 5-7-м местах. По инвестиционным, инновационным показателям мы тоже во второй десятке. Что нас отбрасывает почти на 60-е место, так это отсутствие внятной государственной политики. За год ничего не изменилось. Все увлечены другими процессами, сейчас на повестке - 2007 год. Поэтому и упор делается на то, как обеспечить нужный пиар и смену власти, вместо того чтобы разработать интересные проекты и уже на них - нормальный пиар. С чем останутся бюджетники в 2006 году? - К сожалению, у правительства нет ответственности за свои действия. Заявляя одну инфляцию, оно спокойно говорит, что не сумело ее удержать. А ведь этот червь уже грызет доходы, которые людям еще не отданы. Что мне не нравится: у нас есть финансовый год, так давайте запустим программу с 1 января, но нет, хорошую мысль о повышении в 2006 году зарплат учителям и врачам, прозвучавшую из уст президента, правительство трансформирует по-своему, а реализовывать ее начнет вообще с 1 мая или с 1 июня следующего года. Что к этому времени останется от заявленных сумм? Поэтому непонятно, за счет чего ученые станут получать 1000 долларов? За счет тотального сокращения или по другому принципу? Если деньги новые - это опять инфляционные меры. Но те же ученые на первое место ставят не зарплату, а наличие высокотехничной лаборатории. Так почему бы не закупить импортное оборудование, освободив его от пошлин и налогов на НДС, раз оно так нужно. Тогда ученые перестанут просить деньги, а сами заработают на этих лабораториях. Вот ответ на вопрос, как надо действовать. Нужен ли СГУ юридический факультет? - Во-первых, надо осознавать, что у нас уже есть мощные экономический и юридический вузы, со своей научной базой. Во-вторых, часто говорят, что юристов сегодня очень много. Мы стараемся этому верить. Тем не менее хорошего специалиста найти трудно. Вопрос, наверное, в подходах, которые должны быть четко обозначены - для чего мы это делаем? На мой взгляд, классический университет не сумел этого объяснить. Если бы проект обсуждался в рамках идеи национальных вузов, с ним можно было бы согласиться. А так, считаю, для появления в СГУ юридического или экономического факультетов нет оснований. Нет подготовленных специалистов, понимания, чему и как учить. Ни в одном деле не должно быть искусственности. Зато у вуза приближается хорошая дата - 100-летие. К ней можно было бы подтянуть интересные программы.




http://www.politgolos.ru/

Док. 401090
Перв. публик.: 02.11.05
Последн. ред.: 25.11.07
Число обращений: 344

  • Чернышов Алексей Геннадиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``