В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сладкие слова науку не спасут (`Парламентская газета`, 22.09.05 N 166(1783) Назад
Сладкие слова науку не спасут (`Парламентская газета`, 22.09.05 N 166(1783)


Наука и образование снова объявляются в числе приоритетных направлений государства. Бюджет на науку, на первый взгляд увеличен, зарплаты обещают поднять, но заработает ли реформа? На вопросы корреспондента "ПГ" отвечает заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науки, доктор политических наук, Алексей Чернышов (фракция ЛДПР). - Алексей Геннадиевич, как вы относитесь к реформам в области науки? - Все современные реформы в основе своей направлены на сокращение бюджетных расходов. С одной стороны, это хорошо. Но порой у меня складывается такое впечатление, что в сердцевине, под оболочкой снижения расходов пусто, ничего больше и нет. На одной из встреч с учеными в Германии, где мы были по линии комитета, состоялся такой разговор. Я спросил наших ученых, работающих в этой стране: при каких условиях Вы могли бы вернуться, что вас не устраивает? В ответ я услышал: нас не устраивает то, что нас никто в родной стране не ждет, никто не отвечает на вопрос, зачем проводить непопулярные реформы, нет современных оборудованных лабораторий... В советской системе существовала вполне эффективная система, когда руководитель того или иного научного направления в Академии наук одновременно был заведующим кафедрой в вузе. И это сразу решало множество задач. Студенты, аспиранты, подрастающие в учебном заведении, знали, куда они пойдут работать, понимали, кому их исследования нужны в промышленности, в экономике. Сегодня этого нет. В образовании, в науке мы пытаемся строить англо-саксонскую модель, но американский, английский опыт нам совершенно не подходит. Да, сложилось так, что в Америке именно крупнейшие университетские центры являются научными центрами, там происходят открытия. Но давайте задумаемся, почему так происходит? Не только потому, что там какие-то супер кадры. А потому, что этот университет четко улавливает потребности производства, выполняет заказы. - То есть вся проблема нашей науки в том, что нет заказов производства? - По большей части наше производство уничтожено, заказы делать некому. Да и какая разница, кому этот заказ будет сделан: академическому или университетскому сообществу. В прежние годы у нас действовал неплохой алгоритм, когда академическая часть была сращена с университетской наукой. Да, нужно повышать эффективность этого процесса. Нужно смотреть, чем занимаются академические структуры, насколько эффективно они используют бюджетные деньги. Мы же идем по другому пути, опять пытаемся все разрушить до основания и провести очередной эксперимент. Что же из этого получиться? Ничего хорошего. Сотни тысяч ученых уехали и не собираются возвращаться. И не потому, что в России им платят мало, а потому, что нет оборудования, наши лаборатории устарели, современными исследованиями заниматься невозможно. - А что, по вашему мнению, нужно делать? - Коль получилось так, что все наши двадцатилетние реформы привели не к повышению статуса ученого в обществе, а, наоборот, к деградации, к разрушению науки, нужно рискнуть и потратить деньги на прямую закупку лабораторий из-за рубежа, прямую закупку технологий. Скажете, непатриотично? Но раз уже упустили время, давайте одномоментно закупим чужие лаборатории, но создадим научную базу, куда придут наши студенты, аспиранты, ученые. И смогут получить уникальный интеллектуальный продукт... Благо дело мозги у нас еще сохранились. - А зарплата? Президент говорил о тридцати тысячах... - Давайте подумаем, откуда мы возьмем эти тридцать тысяч? За счет сокращения ученых? Кроме того, представьте, завтра мы дадим ученому эти деньги. Он скажет: "Спасибо, но мне все равно работать-то негде, лаборатории нет, заказа от производства нет. Я буду на этих деньгах по сути дела паразитировать. Я сидел на пяти тысячах, бегал подрабатывал, а теперь буду получать тридцать, можно не подрабатывать. Спасибо - Но!". В этом-то и проблема. Нет социального, экономического, технологического заказа от государства. У нас отсутствует институциональная составляющая - государство не играет ведущей роли в процессе осознания заказов для общества. - На весенней сессии много внимания было уделено созданию особых экономических зон... - Интересно получилось. Сначала речь шла об инновационных зонах. О том, что надо сформировать так называемые инкубаторы, с производством, научными и образовательными центрами. Поговорив об этом, мы, в итоге, создали особые экономические зоны. На мой взгляд, при сегодняшнем уровне коррупции это будет просто размазывание бюджетных средств, и их неэффективное использование. Я был бы очень рад, если я ошибаюсь. А как мы будем поднимать особую экономическую зону? За счет других территорий? Для науки не нужны огромные территории, достаточно маленькой, но оснащенной по последнему слову техники лаборатории. Там, трудятся профессионалы, заинтересованные в результате. Рядом находится производство, которое только и ждет, когда произойдет открытие, чтобы использовать его, получать прибыль. А у нас экономические зоны покрывают целые регионы. А толку? - Все вокруг только и говорят о необходимости прорыва в науке, в инновационной сфере. Вы же, получается, утверждаете, что, выделяя средства на науку, мы ни только не стимулируем процесс, но наоборот, усугубляем ситуацию. - Получается так, потому что, повторюсь, нет государственной составляющей. Представители большой партии даже заговорили о том, что надо бы вернуться к госрегулированию. Это шараханье тоже опасно: то объявляется рынок, всем все отдали, то государство вновь хочет забрать все в свои руки. Крайностей не должно быть. Предельно ясно, что наука - это та сфера, которая не может быть бизнесом. Я не согласен с министром образования и науки и другими, которые говорят, что наука может быть такой же сферой услуг, как и парикмахерская. Нужны годы десятилетия, чтобы появилось научное открытие, которое поможет людям, изменит мир. Сейчас ученый уходит в торговлю, инженер на строительство коттеджей. Но ведь научные работники, это тонкий плодородный слой, который дает силу для вызревания открытий. А гумус формируется миллионы лет и трудно восстанавливается после того, как срыли плодородный слой. Наука сегодня не востребована потому, что не запущены экономические регуляторы. Да, конкретные производства оживают, такие примеры есть, и они остро нуждаются в лабораторных, научных исследованиях. Спрашиваешь: почему вы этот заказ делали за рубежом? В ответ слышишь: мы бы с удовольствием сделали заказ российским ученым, но их нет, они все разбежались. Вот еще пример. Мой отец работал в закрытом космическом НИИ, давно на пенсии и вдруг его вызвают на работу. Почему? Заказы пошли, а молодежи нет. Депутаты правильно настаивают на увеличение расходов на оборону, на безопасность страны. Министерство обороны выделяет деньги нескольким научным институтам, но там работают люди, которым уже семьдесят. Как так может быть? - В этом и в следующем году наука и образование названы в числе приоритетов государства. Есть ли надежда, что ситуация улучшиться? - Названы то названы, но по оценкам специалистов, при росте экономики доля средств на образование не увеличивается. Без государственной стратегической линии концепции слова о приоритете - только слова. Положим, случилось чудо, есть концепция, есть деньги. Но нужно еще понимать, кто будет исполнять и контролировать этот процесс. Нужны законы прямого действия, чтобы чиновник понимал, что дамоклов меч над ним висит. Я не говорю, что нужно возвращаться к сталинской модели, когда давали прямые указания: не выпустишь новый автомобиль, пеняй на себя. Сейчас пока что получается так: деньги ушли, кто-то получил свои проценты, кто-то из чиновников протер свои штаны, а на науку опять достался мизер. Нет, мы так больше не можем, нам нужно идти вперед семимильными шагами, нам нужен интеллектуальный прорыв. Мне показалось, что в июне впервые из уст министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко прозвучали слова о готовности не просто идти на сближение с депутатским корпусом и, прежде всего, с думским профильным комитетом, а в силу разных обстоятельств, в том числе и давления академического сообщества, он заявил о желании совместно выработать оптимальные пути решения проблем. Посмотрим, осенняя сессия началась. Депутаты Государственной Думы и граждане России ждут ответную позитивную реакцию со стороны исполнительной власти.




http://www.politgolos.ru/


Док. 401079
Перв. публик.: 22.09.05
Последн. ред.: 25.11.07
Число обращений: 416

  • Чернышов Алексей Геннадиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``