В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Образование без купюр (`Саратовская панорама`, Nо60 (419), 15-21 июня) Назад
Образование без купюр (`Саратовская панорама`, Nо60 (419), 15-21 июня)
Для модернизации образования в России необходимо 100 миллиардов рублей, которых в федеральном бюджете нет Осталось совсем немного времени до того, как в общеобразовательных школах пройдут выпускные балы и наступят долгожданные летние каникулы. Но особо расслабляться школярам и будущим студиозусам не дадут. Уже осенью и тех, и других ждет новое испытание - в виде очередного этапа реформы образования. О грядущих изменениях в системе российского образования и их возможных последствиях - наш разговор с депутатом Государственной Думы, заместителем председателя комитета Госдумы по образованию и науке, членом фракции ЛДПР Алексеем Чернышовым. - Алексей Геннадиевич, какие нововведения нас ждут в системе образования? - Проект программы модернизации российского образования принят правительством РФ в декабре 2004 года и рассчитан до 2010 года. В нем запланировано внедрение во всех школах единого государственного экзамена (ЕГЭ), системы федеральных предметных олимпиад, повышение студенческих стипендий до прожиточного минимума, введение дифференцированной стипендии для нуждающихся, государственных возвратных субсидий, проведение экспериментов по нормативно-душевому финансированию вузов, переход в рамках Болон-ской декларации от традиционной для России пятилетней системы высшего образования на бакалавриат (4 года) и магистратуру (2 года), выделение из всех вузов страны группы ведущих университетов с сохранением госфинансирования, преобразование техникумов и училищ в региональные центры приобретения квалификаций, эксперимент по сокращению обязательной учебной программы за счет введения дополнительных платных факультативов, против которого активно выступают педагоги и др. Чтобы реализовать эту программу, потребуется, как минимум, 100 миллиардов рублей. Уже сегодня представители Минобразования заявляют в СМИ, что от ряда мероприятий, возможно, придется отказаться. И вся реформа резом "виснет", потому что нет достаточных средств на ее реализацию. - Проблемы реализации в России Болонской декларации и перехода нашей образовательной системы на европейскую модель обсуждаются в Госдуме с прошлого года. Удалось ли за это время адаптировать ее к российским реалиям? - В июне 1999 года 29 министров, отвечающих за высшее образование в Европе, подписали в Болонье декларацию. В ней были сформулированы общие цели и принципы, необходимые для создания единой европейской системы образования. Изначально идея этого соглашения состояла в том, чтобы повысить качество образования, дать возможность студентам, аспирантам и преподавателям пройти обучение в любом университете Европы с получение им том диплома, который будет приниматься во всех странах-участницах. Россия включилась в этот проект в сентябре 2003 года. Однако, насколько применима для нашей страны единая схема и подобная "стандартизация образования", до сих пор неясно. - С чем это связано? - На сегодняшний день у Министерства образования и науки РФ нет четкой концепции по модернизации образования в России. Мы подписали Болонскую декларацию, но так и не определились с тем, что надо менять, и как должна происходить интеграция. И вообще, возникает вопрос: какую именно систему образования мы строим? Европейскую? Но во Франции высшее образование бесплатное и в Германии - тоже. По этому пути мы явно не идем, раз говорим сегодня о том, что образование должно быть частично платным. Еще есть финская модель, но там тоже высшее образование бесплатное. Я считаю, что мы все-таки строим не европейскую, а некую смешанную модель образования пытаясь внедрить в наше образовательное пространство заокеанские подходы. - А в чем принципиальное отличие европейской модели от заокеанской? - Различия между ними лежат на ментальном, идеологическом уровне. В американской либеральной модели во славе угла стоят деньги. Европа предлагает более мягкий подход, основанный на социальных гарантиях. Мы с 90-х годов и до сих пор мучительно строим заокеанскую модель, причем в худших ее проявлениях. Нынешняя "монетизация" образования - как раз из этой оперы. - Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко активно ездит по стране, рассказывая о плюсах вхождения России в Болонский процесс. - Да и это не мешает Министерству образования и науки РФ озвучивать сегодня даже не свои тезисы, а установки главы Минэкономразвития Германа Грефа. Этим ведомством поставлены две задачи: как можно меньше денег дать в сектор образования и как можно быстрее решить проблемы с собственностью. В последнее время участились случаи, когда образовательные учреждения "вдруг" выпадают из реестра Минобрнауки и Минфина. В профильный комитет Госдумы приходит немало таких писем-жадоб. Начинаешь разбираться, выясняется, что фигуририрующий там институт расположен в центре города и кому-то банально понадобилось это здание. Кстати, по имеющейся информации, ни одного саратовского вуза в списке общенациональных вузов страны, которым планируют оставить федеральное финансирование, нет. Ректорам стоит задуматься. - Так что же делать с нашей системой образования? - Безусловно, ее нужно выводить на конкурентоспособный уровень, но с учетом специфики российских условий и традиций, в Европе двухступенчатая система высшего образования сложилась исторически. Но при этом даже там нет так называемого образовательного единства. Во Франции бакалавриат заканчивается школой, а в Германии он начинается в вузе. В Мюнхене, Гамбурге и Берлине действуют совершенно разные образовательные системы. Да, мы подписали Болонскую декларацию, согласились с некими контурами. Но непонятно, почему мы начинаем ломать свое образование под эти контуры, быстро и бездумно? Болонским соглашением представляется полная свобода в выборе предметов для изучения согласно интересам студента. Сможет ли российский студент самостоятельно обеспечить фундаментальность своего образования? Образование в наших вузах традиционно строилось на обязательном наборе дисциплин, без знания которых нельзя подготовить полноценного специалиста в той или иной области. Не случайно на "круглом столе" "Проблемы интеграции российской и европейской систем образования", прошедшем в Госдуме 9 июня, прозвучала важная мысль о том, что Болонское соглашение дня России сегодня- это отверстые врата, через которые уйдет в Европу, а затем в Америку перспективная и талантливая российская молодежь. Вслед за исходом природных ресурсов мы рискуем потерять одно из главных оставшихся у нас достояний - интеллект. - Не только Болонское соглашение, но и повсеместное введение ЕГЭ в российской системе образования вызывает немало споров. Московский государственный университет и другие российские вузы пытаются отказаться от ЕГЭ. - И я с ними солидарен в этом вопросе. Говорят, ЕГЭ - фактор снижения коррупции. Ничего подобного, наоборот, уже учат, как сдать ЕГЭ, и берут за это деньги. Мое глубокое убеждение, что подобное тестирование не может выявить реальные знания школьников, особенно в области гуманитарных предметов. Кроме того, абсурдна сама ситуация, когда результаты эксперимента засчитывают при поступлении в вуз как официальные. - А останутся ли льготы у победителей олимпиад и медалистов? Нам удалось "дожать" Министерство образования и науки РФ, которое было вынуждено согласиться с депутатской трактовкой и положительно ре-шить вопрос о внеконкурсном поступлении для победителей олимпиад. Сегодня - это реальный путь в вузы для талантливой молодежи. Что касается медалистов, для того, чтобы лишить их льгот, нужен федеральный закон. Таких планов у депутатов Госдумы, в отличие от ведомства Фурсенко, не исключающего подобный вариант развития событий, нет. Хотя мы знаем, что порой медали покупаются, и их "золотая" ценность нивелируется. - Как, по-вашему, в условиях повсеместной коммерциализации сохранить высшее образование доступным? - Приведу такой пример. В марте этого года депутаты нашего профильного комитета, побывали в университете Леонардо да Винчи во Франции. Здание шикарное, вокруг - сплошные "монстры" французского бизнеса. Мы поинтересовались у ректора, как в этом фешенебельном районе оказался вуз? Нам ответили с удивлением: неизвестно, кто кому больше нужен? "Они с третьего курса "пасут" моих студентов. У меня 97% выпускников трудоустроены. И получают здесь образование отнюдь не "денежные мешки": до 20 процентов студентов учатся бесплатно или платят небольшие деньги, - рассказал ректор. И это в частном учреждении! Коррупции никакой нет, поскольку вуз сам заинтересован принимать сильных студентов. В свое время мы вносили предложение от фракции ЛДПР принимать всех желающих в вузы бесплатно. После первого-второго курса все равно произойдет естественный отсев. Но понимания в этом вопросе не нашли. Сегодня вузы набирают студентов на первый курс, а потом определенное количество из них все равно оттаивается: кто-то не может, а кто-то не хочет учиться. Государство же при этом теряет колоссальные деньги! - Существенное увеличение бюджета системы образования, судя по всему, нам не грозит. Что можно предпринять в этой ситуации "малой кровью"? - Безусловно, задача максимум - дать возможность всем способным людям получить у нас качественное бесплатное образование. Для этого надо, искать менее затратные способы. Наверное, хватит уже открывать и тратить деньги на новые, непрофильные для вузов специальности. А то у нас получается, что в исторических вузах обучают юристов, в Политехе - гуманитариев, политологов и т.д. Я бы "разобрался" и с филиальной частью. К большому сожалению, порой и столичные вузы не дают нужного качественного образования в регионах, а региональные образовательные центры грешат тем же в районах. Нужно, в конце концов, определиться и со стипендией. Что это: материальная помощь социально нуждающимся иди поощрение за хорошую учебу? Недопустима ситуация, когда ректора урезают стипендиальный фонд студентов, давая указания преподавателям намеренно занижать на сессии оценки. Такие случаи в саратовских вузах тоже имеет место. В некоторых из них студенты до сих пор не получили повышенную с 1 апреля стипендию. Хочу обратить на это внимание ректоров. Потом будет поздно, когда студенты выйдут отстаивать свои законные права на площадь, и придется пожинать "бурю"... Влада Светлова


http://www.politgolos.ru/


Док. 401076
Перв. публик.: 15.06.05
Последн. ред.: 25.11.07
Число обращений: 325

  • Чернышов Алексей Геннадиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``