В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Образование: каким оно будет? (о пресс-конференции А.Г. Чернышова и В.А. Пожарова, `Новые времена`, 18-24 марта, 2005 год, Nо10 (122)) Назад
Образование: каким оно будет? (о пресс-конференции А.Г. Чернышова и В.А. Пожарова, `Новые времена`, 18-24 марта, 2005 год, Nо10 (122))

В 2005 году, кроме осуществления реформы по "монетизации" льгот и вступления в силу нового Жилищного кодекса, планируется также реформировать систему образования. Российское образование уже давно требует изменений. Основной вопрос в том, как именно следует реформировать эту сферу, как расставить приоритеты и в какие сроки осуществлять изменения. В частности, на этот год запланировано завершение разработки законодательно-нормативной базы и определение сроков проведения реформ на ближайшие годы. Вводная Напомним, что 9 декабря 2004 года на заседании федерального правительства был утвержден проект концепции "Приоритетные направления развития российского образования до 2010 года", а 15 декабря Саратовская областная дума приняла в первом чтении областной закон "Об образовании". На этой неделе в Саратовской областной думе состоялась пресс-конференция депутата Госдумы, заместителя председателя Комитета ГД по образованию и науке Алексея Чернышова и депутата Саратовской областной думы Владимира Пожарова, посвященная анализу и перспективам реформы образования. Реформе российского образования уже посвящены десятки публикаций и телерепортажей, а их общую тональность я бы охарактеризовала так: обеспокоенность, если не тревога. Все они, за исключением пары-тройки проправи-тельственных изданий, настроены пессимистично относительно содержания этой реформы, и сегодня депутаты, увы, не развеяли этот пессимистичный настрой. Прямая речь Алексей Чернышов: "Я. как депутат Госдумы, даже не могу сказать, что полностью знаком с концепцией. Более того, она сейчас разрабатывается даже не столько в Минобразования, сколько в ведомстве Грефа. Уже можно понять, что будет разработано, если вспомнить монетизацию. Сегодня даже союз ректоров отстранен от начальной стадии обсуждения решения, так же и думский комитет, мы даже не заседали по этой теме ни разу. Идеологические тезисы реформы таковы. Первое: разделение федерального и регионального пространства. Планируется, что будет не менее 2 десятков национальных вузов и порядка 100-200 госвузов, все остальные перейдут в коммерческий сектор или уйдут на баланс регионам. Регионы будут сами решать, нужны им вузы или не нужны. Второе: вузы поглощают слишком много денег на стипендиальные дела, поэтому им оставят минимум, а насчет доплат каждый вуз будет определяться самостоятельно. Третье: у нас стало слишком много высшего образования при сильном падении качества. Но ведь качество связано не столько с количеством вузов и учащихся, сколько с низкой зарплатой педагогов и ухудшением школьного образования. Если раньше мы обсуждали различные концепции и методики преподавания, то сегодня этого нет". В области проблем не меньше. Владимир Пожаров: "Мы должны разработать стандарты образования на уровне региона, но финансовых средств, чтобы обеспечить их реализацию, у нас не будет. Это значит, что качество и доступность образования снизятся. Таким подходом федеральный центр заставляет нас переложить все финансовые вопросы на плечи родителей. Что такое платное образование в стране, где доходы богатых в десятки раз выше доходов бедных? Это значит, что небогатые люди, а у нас около черты бедности проживает очень много людей, не смогут дать своим детям достойное образование, а значит, дети малоимущих никогда не смогут в будущем конкурировать с детьми обеспеченных. Т.е. дети бедных всегда будут бедными, а дети богатых - богатыми, и забор между ними будет расти все выше и выше. Самое важное - право на образование не должно быть правом избранных и предметом купли-продажи, это конституционное право. Мы много работали над областным законом: приняли статью 7 о поддержке инновационной и экспериментальной деятельности, ее вообще не было; в статью 8 введен механизм господдержки негосударственных общеобразовательных учреждений, пересмотрена статья 9 о госгарантиях работникам образования, проработаны статья 10 - об организации обучения на дому детей-инвалидов, и статья 11 - о соцподдержке отдельных категорий граждан при получении образования. Сделано много, но я считаю, в законе нет самого главного - не определены основные принципы образовательной политики Саратовской области. Отсутствует статья, раскрывающая принципы подготовки и исполнения областных программ в сфере образования, нет статьи о каких-либо органах, обеспечивающих государственный и общественный характер образования, например, Совет по образованию, его задачи, возможности, финансирование; не определен порядок получения образования через различные формы: семейное, надомное. Очень много дыр и неясностей. Тем не менее, мы будем поддерживать принятие этого закона во втором чтении, для того чтобы те соцгарантии, которые в нем уже заложены, начали осуществляться, и будем продолжать вести работу над ним". В качестве послесловия Начав разговор об этой важной и, безусловно, касающейся каждого человека реформе, мы обнажили лишь самый, верхний пласт проблему лишь самую верхушечку айсберга. Мы еще не сказали о школьном образовании, о сельских школах, о грядущей приватизации вузов, о детсадовском воспитании, о финансовой стороне всех этих преобразований... Главная проблема реформы образования, на мой взгляд, впрочем, и остальных реформ тоже - в скрытности, в замалчивании. Все основополагающие принципы разрабатываются в недрах каких-то непонятных министерств и, минуя публичное обсуждение, всплывают уже в виде принятых проектов законов. Многих тактических просчетов, несообразностей, финансовых прорех можно было бы избежать, привлеки они еще на стадии обсуждения грамотных экспертов, как это принято в любом демократическом обществе. Разработчики закона слишком оторваны от той реальности, в которой закону предстоит функционировать. Мы хотели бы инициировать, пусть в рамках отдельно взятой области, общественное обсуждение этой жизненно важной реформы. В редакции готовится цикл материалов, посвященных грядущим преобразованиям. Мы готовы беседовать с учителями, родителями, преподавателями вузов и училищ, представителями администраций всех уровней для того, чтобы составить реальную картину имеющейся ситуации и определить те шаги, которые следует предпринять. Елена АСАНОВА





http://www.politgolos.ru/


Док. 401066
Перв. публик.: 24.03.05
Последн. ред.: 25.11.07
Число обращений: 364

  • Чернышов Алексей Геннадиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``