В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Платное образование - угроза национальной безопасности? (о пресс-конференции А.Г. Чернышова и В.А. Пожарова 14 марта 2005, `Парламентская газета` регион Саратов, 17 марта 2005, Nо 46 (1663)) Назад
Платное образование - угроза национальной безопасности? (о пресс-конференции А.Г. Чернышова и В.А. Пожарова 14 марта 2005, `Парламентская газета` регион Саратов, 17 марта 2005, Nо 46 (1663))


Такая мысль так и витала в воздухе во время совместной пресс-конференции заместителя председателя комитета по бюджетно-финансовой политике и налогам Саратовской областной думы Владимира Пожарова и заместителя председателя комитета по образованию и науке Государственной Думы Алексея Чернышова. Пресс-конференция была посвящена одному-единственному вопросу: каким быть российскому образованию? Вопрос на удивление оказался интересным для многих представителей саратовских СМИ. Участники пресс-конференции, похоже, и сами были удивлены тем, что пришло так много народу, так что Владимир Пожаров с самого начала счел нужным всех поблагодарить за такое проявленное внимание. То, о чем говорилось далее, жирной чертой подчеркнуло актуальность заявленной темы. Закон об образовании в Российской Федерации, который Госдума вскоре намерена принять, как в унисон утверждали Владимир Пожаров и Алексей Чернышов, способен нанести непоправимый вред России. Здесь суть вот в чем: образование стремительными шагами приближается к платной основе, из чего следует, что для большинства российских граждан оно будет просто недоступным; невозможность же получить образование будет способствовать еще большему расслоению общества, оно еще более четко поделится на богатых и бедных, причем бедность окончательно станет беспросветной, поскольку, не имея доступа к образованию, выбраться из бедности, переходящей в нищету, для большинства людей будет просто невозможно. То есть образование станет доступным только для элиты. Но есть и другой момент: законодательно предполагается разграничить образование на региональное и федеральное. Что из этого следует? Регионы сами будут решать, сколько вузов им оставить на своей территории, исходя из финансовых возможностей регионов. Федеральных же вузов, то есть государственных, останется крайне немного, и поступить в них для "простых людей" практически не будет никакой возможности. Таким образом, на образовательном поле произойдет раскол, последствия которого, как говорили Владимир Пожаров и Алексей Чернышов, даже страшно предсказать. В ходе пресс-конференции депутаты озвучили совместное обращение к работникам системы образования, учителям, педагогам, студентам, учащимся и всем, кому не безразлична судьба российского образования. Они призвали всех высказать свои предложения по модернизации системы образования и особую надежду возложили на представителей СМИ, которые в своих изданиях доведут ситуацию до внимания читателей. Итак, оба депутата озабочены отсутствием четкой концепции намечаемой реформы образования. Алексей Чернышов отметил, что российская система образования - это один из последних бастионов, который нельзя сдавать, поскольку именно от него зависит будущее России. Подход к реформированию образовательной системы должен быть взвешенным, а к разработке концепции и нормативно-правовой базы следует привлекать образовательную элиту общества. Тем не менее как раз эта элита от участия в реформе образования в большей степени отстранена. Отстранена и общественность, ее мнение государство, похоже, совсем не интересует. Предлагаемая же федеральным центром (а точнее, ведомством Грефа) концепция реформы образования подразумевает радикальное разделение бывшего всегда единым образовательного пространства на федеральное и региональное, что, как уже говорилось выше, весьма опасно для общества. Это может произойти в результате принятия федеральных стандартов нормативов расходов на одного обучающегося на уровне федерации и региональных стандартов - на местном уровне. Что, в свою очередь, приведет к тому, что в разных регионах дети окажутся в неравных условиях, как это уже получилось со льготниками в ходе монетизации. Неравные условия по обучению детей в разных регионах в будущем приведут к тому, что дети из малоимущих и небогатых семей никогда не смогут конкурировать с детьми из обеспеченных семей, что, в свою очередь, повлечет за собой расслоение общества. Негативный результат даст и значительное уменьшение количества вузов, которое неизбежно в ходе подобного реформирования. Вузы поделят на федеральные, общенациональные и некоммерческие, и впоследствии так называемые некоммерческие вузы, вероятнее всего, смогут стать объектами приватизации, так как у регионов не хватит средств на их содержание. Как подчеркивали и Алексей Чернышов, и Владимир Пожаров, их обеспокоенность предстоящей реформой образования не имеет партийной принадлежности - они озабочены будущим страны и опираются на мнение своих коллег депутатов, а также многих авторитетных руководителей высшей школы. Надо сказать, что Владимир Пожаров несколько раз обращался к представителям СМИ с тем, чтобы они максимально подробно осветили данную тему. А депутаты, со своей стороны, будут добиваться изменения федерального законодательства любыми конструктивными методами. Алексей Дмитриев





http://www.politgolos.ru/


Док. 401065
Перв. публик.: 14.06.05
Последн. ред.: 25.11.07
Число обращений: 282

  • Чернышов Алексей Геннадиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``