В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Почем пойти учиться? (о пресс-конференции А.Г. Чернышова и В.А. Пожарова 14 марта 2005, `Репортер`, 16 марта, 2005, Nо10 (602)) Назад
Почем пойти учиться? (о пресс-конференции А.Г. Чернышова и В.А. Пожарова 14 марта 2005, `Репортер`, 16 марта, 2005, Nо10 (602))



Два народных избранника утверждают, что есть вещи пострашнее монетизации 14 марта депутат Государственной думы Алексей Чернышов и заместитель председателя комитета Саратовской областной думы по бюджетно-финансовой политике и налогам Владимир Пожаров провели совместную пресс-конференцию, на которой выразили озабоченность грядущими изменениями в законе об образовании. Последние бастионы
Первым взял слово Чернышов. Из его речи мы узнали, что у нашей страны осталось два бастиона, на которых все зиждется. Это ядерное оружие и система образования. Реформы образовательного процесса, которые должны осуществиться в 2005-2006 годах, приведут в первую очередь к разрыву единого образовательного пространства. Дело в том, что скоро введут федеральные и региональные стандарты нормативом расходом на одного обучающегося. Что это означает? А то, что нормативы расходов, в которые, надо полагать, будут заложены и зарплаты преподавателей, и расходы на учебную литературу, на разработку учебных программ и многое другое, в разных регионах станут сильно отличаться. Например, у более богатой Самары стандарты, естественно, будут намного выше, чем у нас. А это грозит в первую очередь оттоком квалифицированных педагогов, как вузовских, так и школьных, проще говоря - утечкой мозгов и невозможностью получить и Саратове хорошее образование. По мнению Пожарова, пресловутый 122-й ФЗ вызвал неоднозначную реакцию и обществе, потому что ветеранов и пенсионеров коснулся сегодня. Что будет с нашими детьми, в результате принятия нового закона об образовании, мы увидим только через несколько лет. Однако в набат нужно бить уже теперь. После введения новшеств в образовательное законодательство, станет окончательно ясно, что государство по сути снимает с себя ответственность за обеспечение конституционных прав граждан в части получения образования. - Что значит отказ от единых образовательных стандартов и единых нормативов? - говорит депутат облдумы - А то, что эти самые стандарты должны будем разработать мы, но источников финансирования у нас нет. Более 70 субъектов Российской Федерации не являются донорами, а живут на дотациях. Соответственно практически везде снизится и качество образования, и его доступность. Нас в который раз заставляют переложить бремя финансовых расходов на получение ребенком образования на его родителей. - Насколько я понимаю, у нормального государства должно быть три функции: учить, лечить и защищать, - продолжил Пожаров. - Даже ЮНЕСКО признавало, что мы умеем учить лучше других, И теперь эту систему пытаются сломать. Самое удивительное то, что президент говорит о необходимости увеличения ВВП, о переходе от сырьевой модели экономики к инновационной. Но инновационная модель базируется именно на образовании, на едва ли не единственном нашем конкурентном преимуществе! И мы от этого преимущества сами отказываемся. Была озвучена Пожаровым и такая мысль: "Право на образование не должно быть ни правом избранных, ни предметом продажи". Хотя во всем цивилизованном мире, на который мы всякий раз почему-то киваем, за образование принято платить. Забор все выше? Еще одно новшество - к 2012 году планируется перейти на 12-летнее обучение. То есть первый раз в первый класс ребенок пойдет в пять лет. (Почему не с пеленок? Ведь кто-то и в этом возрасте уже соображает, а другой и на пенсию выйдет - не поумнеет). Вводится также ограничение на количество обязательных часов - не более двадцати пяти в неделю. Это пятидневная учебная неделя с расписанием, в коем не будет более пяти уроков в день. Все остальное - на факультативной основе и, разумеется, за счет родителей. То бишь, у кого водятся деньжата, тот сможет обеспечить своему чаду разноплановое образование, а кто едва сводит концы с концами, может претендовать лишь на получение азов. Зато - школьник с баблом, небось и расписание сам себе будет составлять, делая упор. скажем, на углубленное изучение физкультуры, и учительниц помоложе выбирать... В общем, если законопроект одобрят, то мало будет родиться в Холмогорах, притащиться с обозом в Москву и всех тем самым сильно удивить. Надо будет по пути еще и купца какого-нибудь ограбить. Чтоб было чем за обучение заплатить, - Из-за того, что дети бедных никогда не смогут получить такое же образование, что и дети богатых, расслоение в обществе по имущественному признаку будет только расти. Одни навсегда останутся бедными, а другие - богатыми. И забор между ними будет все выше и выше. Так считает депутат Пожаров. И наверняка многие захотят с ним поспорить. Понимая необходимость получения образования хотя бы для того, чтобы стать интересным человеком, с которым будет о чем поговорить, осознавая важность вузов как места, где молодые люди общаются друг с другом и весело проводят время (это же лучше, чем по наркоманским притонам шляться), хочется задать в какой-то степени провокационный вопрос: а не переоценивают ли уважаемые депутаты роль образования в нашем обществе? Если их послушать, то получится, что самые богатые люди России - одновременно и самые образованные. Но ведь это не так. Ничего похожего. Или депутаты никогда не слышали анекдотов о новых русских? Мы, например, хорошо помним публикацию в центральной прессе выдержек из школьного дневника бывшего премьер-министра Виктора Черномырдина, кажется, за пятый класс. Одни тройки, пятерками и не пахло. Но кто скажет, что троечник Виктор Степанович - бедный человек? Говорить как не умел, так и не умеет, и тут действительно сказываются пробелы в образовании, но при чем тут материальное положение? Поэтому речь здесь, видимо, следует вести о богатстве духовном. Да и то с оговорками. Дать-то обеспеченные родители образование своему недорослю дадут, но вот возьмет ли он? Ведь если папа и мама как-то подсуетились, чтобы разбогатеть, очень велика вероятность, что на детях природа отдохнет! И практика показывает (за редким исключением), что природа не просто отдыхает на детях выдающихся личностей, она на них такой пикник устраивает! С цыганами! Лекция на базаре В результате грядущего реформирования системы образования сократится количество вузов, финансируемых государством. Вузы теперь будут сплошь федеральные, общенациональные и некоммерческие, А поскольку на содержание некоммерческих вузов средств в нашем областном бюджете скорее всего не найдется, то, несмотря на то, что разработчики законопроекта разговоров об этом стараются всячески избегать, вероятнее всего такие вузы станут объектами приватизации. А заодно станут приватизировать и вузовские здания, в коих, как подсказывает житейский опыт, расцветут буйным цветом очередные барахолки, а не студенческие аудитории. Самое прискорбное, и об этом тоже говорили депутаты, что в данной ситуации нет никакой гарантии, что закрытым и невостребованным окажется один из многочисленных и нередко совершенно бестолковых филиалов. Как раз нет. Какая-нибудь могущественная московская академия сможет профинансировать свой филиал, а вот известный недюжинным научным потенциалом саратовский вуз, оказавшись в свободном плавании, остаться на поверхности не сможет. То, о чем советские писатели несколько десятилетий назад смело писали в юморесках, начинает сбываться. Ведь оценка в дневнике тоже является оказанной образовательной услугой. Значит, за нее и поторговаться можно с Марьиванной. Тотальная коммерциализация человеческих отношений захватывает все новые и новые сферы. Вот и до образования добрались. Осталось продать к чертям ядерную кнопку и заняться ужесточением правил на сложившихся рынках оказания услуг. Из больных выбирать и ехать по экстренному вызову к тому, кто больше заплатит. По той же методе станут трудиться милиция и пожарные. Так и к работорговле неспешно вернемся. А что - запасы нефти к тому времени уже будут исчерпаны. И потом, это в наших традициях. Только и слышишь порой: этого купили, того продали. Подайте... свое мнение В итоге депутаты обратились ко всем, кому не безразлична судьба российского образовании, а в первую очередь к педагогической элите, с просьбой - высказать свое мнение относительно усовершенствования системы образования. Чернышов и Пожаров, попутно устроив себе хороший пиар, затронули очень важную тему: может ли народ реально влиять на принятие решений своего же правительства? Вместе с тем оба практически развели руками: мол, ничего поделать не можем, законопроект разрабатывался в ведомстве Грефа, ректоров ведущих российских вузов и специалистов из министерства образования до него не допустили. Посыл пресс-конференции был очень благородный. Однако оба депутата подчеркнули, что в данном случае они транслируют свое личное мнение, а не позицию партий, которые представляют в парламентах. Означает ли это, что лидеры партий не разделяют обеспокоенность своих коллег и ратуют как раз за то, что погубит наше образование, сегодня сказать трудно. О6 этом мы, как обычно, узнаем после голосовании. Но будет уже поздно. Или уже поздно? Вот вопрос... Андрей БИРОВ





http://www.politgolos.ru/



Док. 401064
Перв. публик.: 16.03.05
Последн. ред.: 25.11.07
Число обращений: 331

  • Чернышов Алексей Геннадиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``