В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Калька Грефа трещит по швам (о пресс-конференции А.Г. Чернышова и В.А. Пожарова 14 марта 2005, `Саратовская панорама`, 16 - 22 марта, 2005, Nо24 (383)) Назад
Калька Грефа трещит по швам (о пресс-конференции А.Г. Чернышова и В.А. Пожарова 14 марта 2005, `Саратовская панорама`, 16 - 22 марта, 2005, Nо24 (383))


Озабоченные грядущей реформой системы образования депутаты Государственной и областной Дум - Алексей ЧЕРНЫШОВ и Владимир ПОЖАРОВ, - отодвинув на второй план партийные интересы, сели за стол переговоров. На совместной пресс-конференции они приняли обращение, в котором предложили учителям, педагогам, студентам и учащимся Саратовской области представить свои доводы по модернизации системы российского образования, высказаться, какие изменения сегодня наиболее важны, а какие неприемлемы, и почему.
Вторая "монетизация"?
- Реформа образования, основная часть которой придется на 2005-2006 годы, может оказаться более существенной по своему воздействию, чем монетизация льгот пенсионеров, - задал тон пресс-конференции депутат Государственной Думы, заместитель председателя комитета по образованию и науке Алексей Чернышов. - Реформа в ее нынешнем виде разрывает единое информационное и образовательное пространство, примерно так же, как это произошло при разделении льготников на федеральных и региональных. Новая концепция - это фактически уход государства от ответственности за конституционные права граждан на получение образования, - присоединился к разговору с журналистами депутат областной Думы, заместитель председателя комитета по бюджетно-финансовой политике и налогам Владимир Пожаров. - А о том, что будет с нашими детьми через несколько лет после реформирования системы образования, пока мало кто задумывается. 71 из 89 субъектов у нас - дотационные. Отказ от единых образовательных стандартов и единых минимальных нормативов финансового обеспечения системы образования означает одно; эти стандарты должны разрабатываться на уровне региона, а источников финансирования у нас не будет. Соответственно, качество и доступность образования станут существенно меньше. Право же на образование не должно быть правом избранных или предметом купли-продажи, если мы считаем себя демократической страной и социальным государством.
Минусы и плюсы областного закона
В областном Законе "Об образовании", подготовленном к принятию во втором чтении, введена статья о поддержке экспериментальной и инновационной деятельности в образовательных учреждениях, оговаривается механизм возможной государственной поддержки негосударственных общеобразовательных учреждений. Кроме того, переработана статья о социальных гарантиях работникам образования, урегулирована организация обучения на дому детей-инвалидов и детей, нуждающихся в длительном печении, продекларирована социальная поддержка отдельных категорий граждан в период получении образования. Вместе с тем, в областном законопроекте пока нет самою главного - основных принципов образовательной политики Саратовской области, отсутствует статья, раскрывающая принципы подготовки и исполнения областных программ в сфере образования. Кроме того, не нашли отражения вопросы разработки исполнения саратовского регионального компонента в рамках базисного учебного плана. Не указан порядок установления изменений тарифных ставок работников образовательных учреждений, выплат компенсаций на книгоиздательскую продукцию, традиционных льгот. Дошкольное и профессиональное образование в законопроекте пока совсем не прописаны. Тем не менее, депутаты Облдумы намерены поддержать принятие этого закона во втором чтении для того, чтобы заложенные в нем социальные гарантии уже начали реализовываться. При этом нормативный документ будет продолжать дорабатываться с учетом мнения работников науки и образования, родителей, студентов - всех, кто в этом заинтересован.
По Грефу - не значит лучше
- Даже депутат Госдумы, не говоря уже об общественности, сегодня полностью не знаком с государственной концепцией реформирования российского образования, - с возмущением отметил Алексей Чернышов. - Этот нормативный документ почему-то разрабатывается не в Министерстве образования и науки, а в Минэкономразвития Грефа. При этом, как принцип реформирования образования, так и монетизация льгот базируются на разделении федерального и регионального пространства. Предполагается, что в стране останется порядка двух десятков общенациональных вузов и около 200 государственных вузов. Все остальные окажутся в некоммерческом секторе в регионах. Регионы сами должны будут решать, нужны им вузы и школы, перешедшие на автономное существование, или нет. В школах за государством останутся закрепленными лишь обязательные выплаты зарплаты и "коммуналка". На все остальные нужды они должны будут зарабатывать сами. Дальнейшая "монетизация" образования приведет к тому, что вузам до минимума сократят выделение денег на стипендиальные и другие потребности.
Что нас ждет?
Реформирование концепции образования предполагает переход к 2008 году на 12-летнее школьное образование. С 2006 года - на нормативное финансирование. Согласно концепции Грефа, норматив будет рассчитываться на одного ребенка. Сколько в школе обучается детей, столько и будет ей выделиться денег. Разработчики концепции полагают, что таким образом школы будут бороться за детей и эта конкуренция создаст лучшие условия обучения. Но как быть тогда с сельскими школами? Ведь есть такие, где учатся всего по 50 - 60 детей. Что в этом случае делать: закрывать их? Концепцией предполагается, что в ходе процесса реформирования системы образования останется не более 25 уроков в неделю, пяти - в день при обучении в режиме "пятидневки". Все остальные предметы придется, по согласованию с родителями, изучать факультативно и, естественно, за отдельную плату. Мы не случайно вывели партийную принадлежность за скобки нашего разговора, - подчеркнул в своем выступлении ЛДПРовец Алексей Чернышов. - Тем самым мы хотели показать, что ость проблема, которая волнует определенных людей и депутатов, вне зависимости от их партийной принадлежности. И у нас есть надежда, что данная проблема посредством СМИ станет достоянием широкой общественности.
Рецепт эффективного образования от саратовских депутатов
Информационное и образовательное пространство, по мнению наших парламентариев, должны быть едиными. Таковыми должны быть и государственные стандарты, подкрепленные финансами. Не дело, когда каждый регион изобретает "свое". Внедряя эту идею в жизнь, депутаты Чернышов и Пожаров планируют провести ряд "круглых столов", причем не только в Саратовской области, с привлечением общественности, предъявителей науки и образования для выработки единой концепции реформирования системы российского образования. По словам Алексея Чернышова, для позитивного реформирования в стране есть хорошая основа. На сегодняшний момент Россия занимает 5 - 7-е места по образовательной составляющей, 9-е место - по инновационному потенциалу, спотыкаясь лишь на институциональной составляющей (роли государства в образовательном процессе), сразу отбрасывающей страну на 69-е место. Наша система образования давно импонирует и западным ученым, которые искренне удивляются: зачем мы хотим разрушить нашу двухуровневую систему: "кандидат-доктор наук"? - Мы будем добиваться изменения в законодательство любыми конструктивными методами, - подытожил пресс-конференцию Владимир Пожаров. - Если не удастся решить эту проблему конструктивно, пойдем на более жесткие меры - проведение всероссийского референдума. Влада СВЕТЛОВА





http://www.politgolos.ru/




Док. 401063
Перв. публик.: 22.03.05
Последн. ред.: 25.11.07
Число обращений: 398

  • Чернышов Алексей Геннадиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``