В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
НОВОобразование (о пресс-конференции А.Г. Чернышова и В.А. Пожарова 14 марта 2005, `Неделя области`, 16 марта, 2005, Nо13 (131)) Назад
НОВОобразование (о пресс-конференции А.Г. Чернышова и В.А. Пожарова 14 марта 2005, `Неделя области`, 16 марта, 2005, Nо13 (131))

Истинно народным избранником может считаться лишь тот, чьим безусловным приоритетом являются общечеловеческие ценности, а не собственные политические пристрастия. В минувший понедельник в ходе совместной пресс-конференции депутаты Алексей Чернышов и Владимир Пожаров не выпячивали своей партийной принадлежности. К педагогам, учащимся, общественности и СМИ законодатели обратились в первую очередь как дальновидные, неравнодушные люди, которым не безразлична судьба российского образования. По словам депутатов, наше государство, еще не в полной мере оправившееся от монетизации, в скором времени ждут перемены покруче - реформа российской высшей школы, и не только. И вот в чем ее печальный парадокс: у реформы еще нет четкой концепции, но уже очевидно, что, в конечном счете, государство просто-напросто уходит от ответственности за осуществление конституционного права каждого гражданина - права на образование. Алексей ЧЕРНЫШОВ, депутат Государственной Думы ФС РФ, заместитель председателя Комитета по образованию и науке: - У нас в государстве остались всего два "последних бастиона" - ядерное оружие и система образования. Если сдать еще и их, то больше в этой стране сдавать будет нечего. Здравомыслящие люди это понимают, но управляют ситуацией не они. Сегодня даже Союз ректоров России, равно как и комитет Госдумы по образованию и науке, фактически, лишен возможности повлиять на разрабатываемые законопроекты и принимаемые решения. Абсурдно, но я, депутат Госдумы, не до конца осведомлен о намерениях реформаторов. Потому что реформа вызревает не в профильном комитете государственного парламента и даже не в Министерстве образования, а в ведомстве господина Грефа. Знаю, что речь идет о присвоении двадцати вузам статуса национальных, и еще ста-двумстам - статуса федеральных. Остальные вузы перейдут в категорию некоммерческих. К чему приведет деление образовательного пространства на федеральное и региональное, мы можем предвидеть, опираясь на опыт монетизации. Число вузов неминуемо сократится. Ведь большинство лишится финансирования из госбюджета. Они будут переданы на баланс регионов. А если вспомнить, что из 89 российских регионов 71 - дотационный, надежды на доступность и качество высшего образования испарятся. Вузы будут вынуждены научиться зарабатывать. В общем, реформа уготовила российской высшей школе роль, сходную с ролью шофера или парикмахера. Президент постоянно говорит об удвоении ВВП, об инновационной модели экономики, только за счет которой и возможен прорыв России. Но ведь такая модель базируется, прежде всего, на науке. Поэтому подход к реформированию образовательной сферы должен быть максимально взвешен. К разработке концепции реформы и сопутствующей нормативно-правовой базы должна быть привлечена научная элита. А этого, увы, не происходит. Владимир ПОЖАРОВ, заместитель председателя комитета по бюджетно-финансовой политике и налогам Саратовской областной Думы: - В моем понимании, государство должно исполнять три важнейшие функции: учить, лечить и защищать своих граждан. По оценкам ЮНЕСКО, до недавних пор учить мы умели едва ли не лучше всех. Сегодня отработанную годами схему собираются сломать. В разных регионах будут неравные условия. Дети из небогатых семей не смогут конкурировать на рынке образовательных услуг, а впоследствии и на рынке труда со сверстниками из семей обеспеченных. В итоге "забор" между богатыми и бедными будет только расти. Под реформу попадает и модель довузовского образования. К 2008 году планируют внедрить 12-летнее обучение в школах - начиная с пяти лет - и перейти к так называемому нормативному финансированию школ: исходя из числа учащихся. Считается, что в этих условиях школы будут бороться за учеников - повышать качество образовательных услуг. Вот только как быть с сельскими школами? Как правило, они малочисленны, в некоторых нет и пятидесяти воспитанников. Следовательно, сельские школы будут финансироваться ущербно, и в результате многие из них закроются. А статистика свидетельствует: через 3-4 года после исчезновения школы умирает само село. За последние несколько лет в России таким образом исчезли 11 тысяч сел. Сейчас я и мои коллеги-депутаты работаем над областным законом "Об образовании". Но мы постоянно сталкиваемся с прорехами в законодательстве федеральном. Там практически ничего не сказано о роли общественных организаций в государственной образовательной политике, почти ни слова о социальных гарантиях педагогам. Детские сады вообще позабыты. Изменения федерального законодательства мы готовы добиваться любыми конструктивными методами. И нам очень важна поддержка авторитетных руководителей высшей школы. Право на образование не должно быть ни правом избранных, ни объектом купли-продажи.




http://www.politgolos.ru/



Док. 401062
Перв. публик.: 16.03.05
Последн. ред.: 25.11.07
Число обращений: 354

  • Чернышов Алексей Геннадиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``