В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Последний бастион (о пресс-конференции А.Г. Чернышова и В.А. Пожарова 14 марта 2005, `Толк`, 16 марта 2005, Nо10 (87)) Назад
Последний бастион (о пресс-конференции А.Г. Чернышова и В.А. Пожарова 14 марта 2005, `Толк`, 16 марта 2005, Nо10 (87))


Страхи, связанные с продекларированной реформой российского образования, бродят в обществе давно. Учитывая опыт проведения реформы пенсионной, недавние катаклизмы пресловутой монетизации льгот, вступивший в силу драконовский Жилищный кодекс, трудно не предположить, что эти наши опасения не напрасны. Начать образовательные реформы планируется уже в этом году. О перспективах их проведения говорили в минувший понедельник собравшие журналистов и вузовскую общественность депутат Госдумы Алексей ЧЕРНЫШОВ и депутат областной думы Владимир ПОЖАРОВ. Оба депутата намеренно не говорили о своей партийной принадлежности, подчеркивая, что "бить в набат" их заставляет гражданская позиция и тревога за будущее страны. Они отмечали, что в стране, очевидно, наличествует "системный кризис" (В. Пожаров) и изменение "конфигурации социального пространства" (А. Чернышов). Впрочем, дело не в определениях, озабоченность депутатов и их желание достучаться до общественности заслуживают безусловного уважения. О том, как будет происходить реформа образования, известно пока немного. Но это как раз и настораживает. Концептуально реформа вызревает где-то в недрах минэкономразвития, а вузовская, научная общественность, даже российский союз ректоров в этом процессе участия не принимают. Исходя из логики предыдущих социальных преобразований, можно не сомневаться, что планируется уход государства и из образовательной сферы, разрыв единого образовательного пространства страны. Это может выглядеть так: выбираются несколько десятков государственных вузов, которые будут финансироваться из федерального бюджета. Остальные повесят на региональные и муниципальные бюджеты. Что это значит, если из 89 регионов 71 у нас дотационный? Денег на содержание образовательных учреждений не будет. Дальнейшие варианты - приватизация их с откатом в сторону недвижимости как неизбежная данность и невозможность детям небогатых родителей получить образование. Предполагаемая разработка региональных образовательных стандартов приведет к тому, что, к примеру, в более экономически благополучную Самару потекут хорошие педагогические кадры, мальчишка из Саратова туда поехать учиться не сможет. Говорят, что у нас высшего образования слишком много, дипломы получают все, кому надо и не надо. Может, и много. Хотя тезис сомнителен, образования много не бывает. И те страны, которые в последние годы сумели добиться экономического прорыва, сделали это именно благодаря государственной политике, направленной на поддержку образования и науки. Мы же рискуем окончательно растерять признаваемый во всем мире интеллектуальный потенциал нашей высшей школы. Среднее образование тоже ожидают сюрпризы, притом, что наша школа в последние годы попросту заброшена государством. Одно из положений грядущей реформы предполагает переход в дальнейшем на 12-летнее обучение, начиная с пятилетнего возраста ребенка. При этом расчет норматива затрат государства на одного ребенка устанавливается исходя из ограничения: пять дней в неделю, не более пяти уроков в день. Остальные необходимые занятия будут проводиться факультативно, соответственно, с дополнительной оплатой родителями. Ясно, что большинство детей никогда не смогут конкурировать со сверстниками из богатых семей. А. Чернышов отметил, что отечественная система образования - "это один из последних бастионов, который сдавать нельзя". По мнению обоих депутатов, к разработке концепции и нормативно-правовой базы реформы нужно привлекать образовательную элиту общества, общественность. А вот этого-то как раз не происходит. Нам безразлично, смогут ли учиться, будут ли адаптированы в современный мир наши дети и внуки и что в связи с этим будет со страной?
Ирина ЛЬВОВА




http://www.politgolos.ru/



Док. 401061
Перв. публик.: 16.03.05
Последн. ред.: 25.11.07
Число обращений: 406

  • Чернышов Алексей Геннадиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``