В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕЦИИ (г.Москва, `Вакансия`,Nо43(150)от 8.11.2004) Назад
ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕЦИИ (г.Москва, `Вакансия`,Nо43(150)от 8.11.2004)


ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕЦИИ Специально для еженедельника "Вакансия" - интервью с Чернышовым Алексеем Геннадиевичем, депутатом Государственной Думы РФ, заместителем председателя Комитета по образованию и науке, доктором политических наук "В": Алексей Геннадиевич, что является главной проблемой при трудоустройстве выпускников высших учебных заведений? А.Ч: Уже, наверное, набило оскомину утверждение, что молодому специалисту сложно трудоустроиться. Особо я выделил бы два момента. Во-первых, сегодня в России имеется значительная диспропорция между количеством выпускников вузов и потребностью экономики в дипломированных специалистах с высшим образованием. Во-вторых, многие выпускники получают очень некачественное образование в силу несоответствия вузовских программ требованиям современной жизни. "В": Почему возникла такая ситуация? А.Ч.: Во многом, на мой взгляд, вина за это лежит на Министерстве образования. Министерство не проводит должных научных разработок, призванных определить необходимое количество специалистов с высшим образованием и дать рекомендации, какие специальности наиболее востребованы сегодня, какие будут требоваться завтра. "В": Комитет по образованию собирается как-то влиять на положение с трудоустройством выпускников? Если да, то как в этом участвует Минобразования? А.Ч.: На последнем заседании Комитета мы как раз рассматривали Программу содействия трудоустройству выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования на 2005-2009 учебные года. Что касается сотрудничества с Министерством... Мы не раз приглашали на свои заседания министра А.Л. Фурсенко, но он всякий раз игнорировал эти приглашения. Такое ощущение, что сотрудникам министерства безразлично мнение депутатов. Министерство не доводит до нас, по каким методикам они принимают те или иные решения. Например, мы внесли проект Федерального закона о том, чтобы учащиеся школ, занявшие призовые места на различных олимпиадах, могли поступать в любой вуз вне конкурса. Сейчас такая практика осуществляется учеными советами вузов самостоятельно, по своему усмотрению. Новый закон придал бы законодательную основу. Министерство по сути дела вынесло отрицательное заключение на проект этого закона. Чем они руководствовались, чего испугались, не знаю. И так происходит по очень многим вопросам. В результате решение проблемы выбора будущей специальности перекладывается на абитуриента и его родителей. "В": И как они решают эту проблему? А.Ч.: А очень просто! Ежегодно в мае все газеты наполнятся рекламными объявлениями различных вузов, типа: в наш университет принимаются абитуриенты на престижные специальности такие-то". Почему те или иные специальности престижные, кто это определил, сам вуз? В последнее время возникла совершенно необоснованная уверенность в том, что на рынке труда легче найти себе применение, имея высшее образование. Однако уже сегодня количество владельцев дипломов с экономическим и юридическим образованием значительно превышает потребность в таких специалистах. "В": Но ведь можно открыть любое издание, "де размещаются вакансии, и найти множество объявлений, приглашающих специалистов имению этого профиля. А.Ч.: Все правильно, потребность в специалистах этого профиля по-прежнему высока. Ключевое слово здесь - "специалист". Но далеко не каждый выпускник, получивший заветный диплом, является специалистом, т.е. обладает нужными навыками и знаниями. Сегодня юридический и экономический факультет или отделение имеются практически в каждом вузе. Доходит до абсурда, когда, к примеру, на историческом факультете готовят экономистов или юристов. Кроме того, в последнее время в России возникло большое количество частных вузов. Есть, конечно, и те, которые дают качественное образование, но многие - просто вывеска. "В": На что же рассчитывают обучающиеся в таких вузах? А.Ч.: На авось. На то, что, имея заветный диплом, они легче найдут себе работу. А ведь это заблуждение! Менеджеры кадровых агентств и отделов кадров предприятий имеют собственный рейтинг вузов и сегодня для того, чтобы получить более или менее нормальную работу, мало иметь "просто" диплом. Очень часто молодые люди поступают на любую специальность, совершенно не собираясь по ней работать, в надежде быстренько затем переучиться на какого-нибудь "менеджера". Или другая крайность. Время от времени возникает слух, что какая-то экзотическая специальность сегодня востребована на сто процентов. Например, сравнительно недавно одной из самых престижных стала специальность менеджера в сфере туризма и гостиничного бизнеса. И абитуриенты повалили на соответствующие факультеты. Но на что они рассчитывают? Ситуация в нашей экономике не дает оснований полагать, что в ближайшем будущем существенно возрастет поток желающих отравиться в турпоездку. Что касается гостиничного бизнеса, то мы пока видим, как в Москве одна задругой рушатся гостиницы, а новые не строятся ни в Москве, ни в других городах. "В": Алексей Геннадиевич, каковы перспективы бесплатного образования в России? А.Ч.: Пока вузы имеют право набирать не более 25% студентов, обучающихся на платной основе. Однако полная сумятица с потребностями экономики страны в специалистах приводит к тому, что государство постепенно снижает финансирование вузов, а руководство вузов всеми правдами и неправдами доводит количество платных мест до 70-80%. В результате закрывается дорога многим молодым людям, которые не могут заплатить, но по своим способностям достойны учиться. В целом/четко прослеживается линия на полное вытеснение бесплатного образования. Научное изучение вопроса подменяется спорами частного порядка: давать кредит на обучение студенту или вузу? а кто этот кредит будет давать? а как студент будет его возвращать и т.д. При этом постоянно происходят ссылки на некий "европейский опыт". Но какого-то единого "европейского подхода" не существует. Недавно члены Комитета выезжали в Германию по приглашению немецкой стороны. Оказывается, в Германии 2/3 федерального бюджета, выделяемого на нужды образования, передается правительством общественным неправительственным организациям, которые и занимаются целевым финансированием. Организация сама назначает аудит, приглашает виднейших ученых, чтобы определить, насколько реален тот или иной проект. Нашему министру только в кошмарном сне может привидеться, чтобы часть бюджета передать общественным независимым научным сообществам. А без этого реального гражданского общества не сформировать. "В": А как в Германии относятся к нашим дипломированным специалистам? А.Ч.: Для Германии также характерен процесс утечки мозгов, как и для нас. Уезжают в основном в США. И немцы часто рассчитывают на интеллектуальные кадры из России. Мы задали им вопрос: трудоустроят ли они специалиста из России, обучавшегося по старой советской системе, а не по общеевропейской системе бакалавриата. Их ответ был: да, конечно, если только он будет квалифицированным специалистом. Так зачем в свое время Министерство всех убеждало, что в Европе можно устроиться на работу, только пройдя обучение по некоей "общеевропейской системе образования" и имея конвертируемые дипломы? В Германии вообще нет частного высшего образования, все вузы государственные. Тогда чей же опыт мы берем? Опыт Великобритании, которая в 90-х годах прошлого века полностью перевела все высшее образование на платную основу? Но пока мы не видим каких-то впечатляющих результатов. Единственный результат - по данным социологов, в Англии существенно вырос процент проституции: студентки вынуждены подрабатывать таким образом на обучение. Мы хотим в России такого же массового явления? "В": А не может ли определенной альтернативой стать средне-специальное образование? А.Ч.: Безусловно, сегодня в стране как раз имеется большой недостаток молодых специалистов со средне-специальным образованием и вакансии заполняются рабочими из других стран. С 1 января 2005 года финансирование средне-специальных учебных заведений в максимальной степени перекладывается на регионы. При этом региональные бюджеты не увеличиваются в должной степени. Трудно до конца спрогнозировать, к чему это приведет. Но уже сейчас видно, что ситуация с профтехобразованием может быть такой же, как она была с предприятиями в начале 90-х годов: большое количество средне-специальных учебных заведений в регионах будет объявлено неперспективными, а их помещения будут просто переданы на арендной основе коммерческим фирмам. Фактически это может привести к банкротству целой системы образования. "В": Алексей Геннадиевич, как Вам видится выход из этой сложной ситуации? А.Ч.: На мой взгляд, стране нужно отказаться от зависимости от нефтедолларов. Необходимо вкладывать серьезные деньги в высокие технологии ив образование. Идти тем путем, по которому пошли Китай, Индия. Проводить серьезную аналитическую работу с привлечением широкой общественности, прежде чем принять очередное "судьбоносное" для образования и страны решение. В этом, на мой взгляд, выход из создавшегося тупика. Дмитрий РУМЯНЦЕВ





http://www.politgolos.ru/



Док. 401053
Перв. публик.: 08.11.04
Последн. ред.: 25.11.07
Число обращений: 306

  • Чернышов Алексей Геннадиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``