В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Стенограмма выступления Виктора Вексельберга на встрече с президентом 6 февраля Назад
Стенограмма выступления Виктора Вексельберга на встрече с президентом 6 февраля
Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Сегодня российская цветная металлургия практически завершила этап своей консолидации. Большинство медных, алюминиевых и других производств цветной металлургии сосредоточено в крупных профильных корпорациях. Однако до сих пор цветная металлургия остается фактически сырьевой отраслью, ориентированной на экспорт. Из почти 3,7 миллиона тонн производящего алюминия более 70 процентов его мы экспортируем.

В целом по корзине шести основных цветных металлов около 80 процентов - это экспорт. При этом в Россию на примере только алюминия ввозится порядка 200 тыс. тонн алюминиевого проката в различных видах и формах.

Но, завершив консолидацию, я думаю, что российские металлурги сегодня четко понимают необходимость инвестиций в более глубокий передел, иными словами, речь идет о развитии в России предприятий цветного проката и других высокотехнологических производственных комплексов. При этом этот процесс происходит параллельно с активной международной экспансией отечественных цветных металлургов.

Мы встали на путь приобретения зарубежных активов и создания транснациональных компаний с российской пропиской. Это прежде всего формирующийся альянс "Русал-Суал" и "Гленкор", и при этом экспансия, я хочу подчеркнуть, этого альянса на международных рынках прежде всего предопределена двум факторами. Во-первых, необходимостью достичь сырьевого баланса, и мы в основном приобретаем глиноземные активы, сырьевой баланс глинозем-алюминий, а также завоеванием новых рынков, которые позволят нам обеспечить определенную стабильность.

При этом в самой России есть все необходимые предпосылки для развития переработки. В первую очередь это наличие первичного сырья, относительно недорогая электроэнергия, квалифицированный персонал, и главное - растущая потребность внутреннего рынка.

В первую очередь речь идет о таких отраслях, как авиастроение, транспортное машиностроение, производство строительных конструкций, электротехническая промышленность, упаковочные материалы и товары народного потребления.

Хочу отметить, что не случайно именно в перерабатывающую отрасль России пришел лидер мировой алюминиевой промышленности - компания "Алкоа", купившая Самарский металлургический завод и Белокалитвинское МПО. Хочу подчеркнуть, что в его лице мы реально получили очень жесткого конкурента, который задаст определенный тренд развитию перерабатывающей области в России. Таким образом, объективно назрели структурные преобразования цветной металлургии. До недавних пор они развивались в рамках вертикально интегрированных компаний. Теперь возникают самостоятельные компании высокого передела. Фактически создается новая перерабатывающая отрасль. Сделано в этом направлении уже, вообще говоря, немало.

Только на нашем примере хочу подчеркнуть, что за последние пять лет производство продукции глубокого передела у нас увеличилось вдвое: от 60 тысяч до 120 тысяч. При этом 50 процентов этой продукции мы сегодня поставляем на экспорт. Подписаны соглашения-сертификации с такими гигантами мирового авиапрома, как "Боинг", "Бомбардье" и "Эрбас".

У нас разработан ряд специальных программ, одна из которых - программа транспортного машиностроения. Разработаны алюминиевые полувагоны, которые проходят совместные испытания с ОАО "РЖД". При равной грузоподъемности они на 8 тонн легче остальных, имеют большой срок окупаемости и при рециклировании возвращают владельцу до 60 процентов стоимости. Имеется в виду, что, когда они подлежат списанию, то тогда можно использовать их как вторичный алюминий. Их внедрение позволит сократить общий парк вагонов, требуемых России, на 13 процентов и уменьшить расход электроэнергии для перевозок на 9 процентов. Но такая масштабная программа сегодня может быть реализована лишь только при очень тесном взаимодействии ОАО "РЖД" фактически с государством как основным заказчиком и потребителем этой продукции. Аналогично мы достигли определенных успехов и в авиационной тематике. Совместно со Всероссийским институтом авиаматериалов разработаны специально магниево-литиевые сплавы и освоено производство широкоформатных ламп проката. На 10 процентов этот сплав легче, чем традиционные материалы, и их можно использовать при производстве самых современных самолетов.

Хочу отметить, что и в бытовом направлении нами предпринимаются определенные усилия. Осенью в Подмосковье в Ступине запущен новый завод "Skovo" по производству алюминиевой посуды с антипригарным покрытием. По уровню технологии и качеству оборудования он является самым современным в Европе. Я понимаю, что вам уже могла надоесть реклама, которую вы видите по телевизору по поводу сковородок "Skovo", но результат налицо: за три месяца мы сумели завоевать более 15 процентов внутреннего рынка (и главное не реклама, а, конечно, соотношение качества и цены продукции), тем самым потеснив известного производителя продукции - это "Тефаль".

Это только первые шаги для того, чтобы активно двигаться в этом направлении. Нам бы хотелось, чтобы были решены те задачи, о которых уже говорили мои коллеги. Я буквально очень коротко остановлюсь на главных.

Первая - это, конечно же, участие государства в решении инфраструктурных проблем. Это строительство дорог, логистика, это энергетика, тепло, вода, газ.

Хочу сказать, что при строительстве любого нового предприятия проблема подключения к электросетям - это большая проблема. И без ее решения нам будет практически очень трудно осваивать и вводить новые комплексы.

Важным элементом, о чем уже сказал господин Абрамов, является предсказуемость и, очень важно, долгосрочность заключенных договоров на поставку электроэнергии, газа, тепла, воды.

На сегодняшний день действующие нормативы не позволяют заключать долгосрочные контракты, тем самым рассчитывать бизнес-планы и проекты для реализации новых заводов чрезвычайно трудно.

Дороги. Я хочу привести пример, что при освоении Тиманского месторождения бокситов нам пришлось построить собственную железную дорогу. Конечно, это звучит очень громко: частная железная дорога в России, но нам бы, наверное, было бы значительно приятнее, чтобы мы это сделали в альянсе с государством и не утяжеляли проект такими расходами, как строительство железных дорог.

Второй вопрос - это вопрос рынков, даже внутренних рынков. Рынок продукции российского цветного проката еще только формируется, и, например, в самолетостроении она очень невелика. И на сегодняшний день российские авиакомпании в основном закупают самолеты за рубежом. Отечественный авиапром еще только собирается с силами, а значит, поставить на поток производство комплектующих из новых сплавов чрезвычайно сложно.

На данном этапе решение этой проблемы лежит скорее в политической плоскости. Необходимо обязать иностранных поставщиков авиатехники производить комплексные закупки полуфабрикатов в России, безусловно, при соблюдении требований к качеству, осуществлять так называемые встречные поставки. Такая практика широко распространена в мире, существует, и я думаю, что она вполне могла бы оказаться действенной мерой в поддержке российских производителей.

Здесь уже говорилось о вопросе таможенных пошлин. Я вам приведу пример: наш бизнес-план только по одному заводу, по модернизации Каменск-Уральского металлургического завода, составляет порядка миллиарда долларов. Из этого миллиарда около 250 миллионов - это таможенные пошлины и НДС. Можете себе представить, насколько это утяжеляет проект и ухудшает его экономический показатель.

Я думаю, здесь уже звучали вопросы и о возможных налоговых каникулах для новых предприятий, а также вопросы, связанные с совершенством амортизационной системы. На сегодняшний день эта разница практически вдвое, если сравнивать международные стандарты финансовой отчетности с нашими системами бухгалтерского учета.

И, наконец, необходима поддержка при выходе наших товаров на международные рынки. Опять же Абрамов говорил, что мы реально сталкиваемся с жесткими мерами протекционизма. Существуют налоги на импорт, на нашу продукцию, и зачастую они фактически носят запретительный характер. Есть существенные ограничения и в авиационной промышленности ряда стран. Например, американская авиационная промышленность известна системой по запрету поставок нашей продукции для производства самолетов на территории США.

Небольшое замечание по поводу того, что глубокий передел - это, безусловно, новые технологии, новые материалы. И здесь чрезвычайно важно организовать сотрудничество и бизнес с фундаментальной наукой. Потому что финансирование фундаментальных исследований и финансирование опытно-конструкторских работ вряд ли сегодня по плечу какому-либо самостоятельному российскому бизнесу. Здесь нужны альянсы с государством и соответствующими научно-исследовательскими организациями.

И, наконец, об общем фоне нашего разговора. Я думаю, модернизация российской экономики невозможна без ее глобального ребрендинга, возрождения доверия к марке, сделанной в России. По крайней мере, на тех рынках, которые мы безосновательно потеряли в последние 15 лет. И здесь бы я хотел воспользоваться и сказать слова благодарности Правительству в лице в первую очередь Министерства иностранных дел, Министерства экономики и развития, Минпромэнерго. Реально мы сегодня ощущаем поддержку при продвижении наших товаров на иностранные рынки, но важно, чтобы эта работа носила систематический и последовательный характер.

07.02.2007
http://www.derrick.ru/index.php?f=n&id=10656

Док. 400844
Перв. публик.: 07.02.07
Последн. ред.: 24.11.07
Число обращений: 462

  • Вексельберг Виктор Феликсович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``