В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Почему я выбрал комитет по Северу` Назад
`Почему я выбрал комитет по Северу`



Читатели "Полярной правды" уже знают, что в Государственной думе появился еще один наш человек - недавний заместитель губернатора Игорь Константинович Чернышенко. Он будет работать в комитете по Северу и Дальнему Востоку. Это его выбор. Почему? На этот и другие вопросы, связанные с судьбой северян, сегодня беседует с депутатом Государственной думы журналист Розалия Зыховская.

"Полярная правда" (Мурманск), 19 января 2001 г.

Читатели "Полярной правды" уже знают, что в Государственной думе появился еще один наш человек - недавний заместитель губернатора Игорь Константинович Чернышенко. Он будет работать в комитете по Северу и Дальнему Востоку. Это его выбор. Почему? На этот и другие вопросы, связанные с судьбой северян, сегодня беседует с депутатом Государственной думы журналист Розалия Зыховская.

- Депутат сам определяет для себя сферу деятельности. Выбор у меня был широкий, но непростой. Всегда был, есть и будет "горячим" комитет по социальным вопросам. Близки по интересам мне заботы армии и флота. И тем не менее я выбрал именно комитет по проблемам Севера. И потому, что сам северянин, а значит, знаю, чем живет этот сложный край. И потому, что, к сожалению, правительство часто пытается решать проблемы страны за счет Севера. Для подтверждения этой мысли достаточно вспомнить 99-й год, когда при работе над проектом закона бюджета на 2000-й год была сделана попытка "наступить" на интересы северян. Именно тогда появился на свет законопроект "Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации...". Среди прочих законов был назван и тот, который определял льготы северян. Только масштабная работа профсоюзов, жесткий протест самих северян позволили отразить эту "атаку".

- Короче говоря, вашему комитету надо держать ухо востро? Кстати, что он сделал в году ушедшем, чем собираетесь заниматься сейчас? И сколько депутатов занято в комитете?

- Девять человек.

- Не много. Это не отражает отношение Думы к Северу?

- Работают не только депутаты. Вот сейчас я уже собрал весь пакет законопроектов, которые должны быть рассмотрены в новом году, и обратился к специалистам, сотрудникам Кольского научного центра с просьбой проанализировать документы, подсказать, что необходимо добавить к ним, чем пренебречь, как сделать их более действенными. Так же помогают специалисты из других областей своим депутатам. А что касается сделанного... Поверьте - очень много. Комитетом постоянно отслеживаются и систематизируются материалы по всем северным вопросам, ведется архив, создана солидная база данных. В центре внимания - северный завоз, социальные и пенсионные льготы северянам, северные целевые федеральные программы. Ну а главная работа, естественно, законодательная. Я перечислю только основные законопроекты, потому что обо всех просто невозможно рассказать в газете. Вы устанете писать, читатели утомятся читать. Подготовлены материалы по законопроектам "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", "О порядке ликвидации населенных пунктов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в следствии прекращения деятельности находящихся на их территории предприятий, воинских частей и учреждений уголовно-исполнительной системы", "Об Арктической зоне Российской Федерации", "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", "Об аннулировании (списании) задолженности субъектов Российской Федерации по бюджетным ссудам, предоставленным... из средств Федерального фонда государственной финансовой поддержки завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, и начисленных по ним процентам".

- Действительно, пора остановиться... Думаю, читателей заинтересует законопроект об Арктической зоне.

- Это интересный, но весьма неоднозначный вопрос. К нему примыкает еще один - о районировании, то есть что такое Крайний Север? Ученые ломают по этому поводу копья. Мурманский край - безусловно, "чистый" север, мы живем практически за Полярным кругом. А что говорить об Архангельской области, которая находится гораздо южнее? Как оценивать Карелию? Тут идут и идут дебаты. Думаю, не меньше будет их и по поводу Арктической зоны. И они могут стать еще более сложными и при обсуждении, и по выводам. Представим себе на минуту, что определена Арктическая зона и именно на нее только и распространит государство право на льготы? А всему остальному Северу предоставит самому решать свои проблемы. Думаю, правда, что до таких крайностей дело не дойдет, но надо быть очень осторожными при работе над таким законопроектом.

- В этом случае даже Мурманская область окажется южной землей. На побережье, в Арктике, у нас находятся лишь считанные поселки.

- Поэтому я и говорю о сложности такого подхода к делению территорий на Арктику и просто Север. Но для того и существует наш комитет, чтобы до этого дело не дошло.

- Кстати, а какие наказы вы получили от избирателей?

- Больше всего люди говорили о переселении с Севера. Тут есть сейчас некоторая проблема. Полностью учитывается стаж работы. А вот если человек вышел на пенсию и прожил после этого на Севере, скажем, десять лет, то берется лишь половина этого срока, и у того, кто хочет уехать в благодатные края, может не хватить нужного количества северного стажа. Значит, есть над чем работать. Безусловно, было много наказов о сохранении северных гарантий. И конечно, - о заработной плате бюджетников, которая в пять-шесть раз ниже, чем на промышленных предприятиях. Намечающееся на 20 процентов повышение оплаты их труда ни в коей мере не решает эту проблему.

- Депутатской жизни не хватит, чтобы ее решить...

- Я бы не стал так пессимистически рассматривать эту проблему. Но она, безусловно, трудно решаема.

- Вы не рассказали, что собирается сделать комитет в этом году?

- Будет работать над законопроектами, которыми занимался в году ушедшем. Чтобы довести закон до логического завершения, требуется много времени. Но есть и немало нового. Я знаю, что ваша газета серьезно занимается проблемами освоения месторождений газа и нефти на арктическом шельфе, поэтому читателей заинтересует законопроект "О континентальном шельфе Российской Федерации", "Об исключительных полномочиях акционерного общества "Российская компания по освоению шельфа" (РОСШЕЛЬФ) при освоении месторождений углеводородов на шельфе арктических морей Российской Федерации". Трудно переоценить значение законопроектов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции". Именно несовершенство этого закона становится преградой при привлечении заграничных инвесторов к участию в освоении нефти и газа на арктическом шельфе. Ну и еще нельзя не сказать о том, что наш комитет работает и будет работать над "приграничными", если так можно выразиться, законопроектами. Имеется в виду изменение и дополнение к Федеральному закону "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий". Будем заниматься мы Трудовым кодексом и даже законопроектами "О животном мире" и "О сохранении осетровых рыб и рациональном использовании их запасов".

- Дай бог здоровья осетровым рыбам. Но наших читателей гораздо больше интересует проблема армии и флота, тем более, что грядет значительное сокращение их рядов. У вас не было наказов именно от военных людей?

- У меня даже было очень тяжелое письмо от женсовета из Африканды. Вот несколько строчек из него: "По указанию директивы Генерального штаба ВС РФ истребительный авиационный полк и части обеспечения, расположенные в поселке Африканда, подлежат расформированию. В поселке проживают около двух тысяч человек. Большая часть из них не имеет права на пенсию и бронирование жилья в других регионах России. В основном это военнослужащие в отставке и военнослужащие, которые по приказу, а не по доброй воле прибыли на Север. До последнего времени все надеялись на сохранение гарнизона, в крайнем случае на получение государственных жилищных сертификатов. Сейчас с этими надеждами приходится расстаться. Трудности, связанные с сокращением вооруженных сил, переложены на плечи самих военнослужащих.

В поселке нет школы, детей военным транспортом возим в соседний город. Не будет воинской части - не будет транспорта, дети не смогут учиться. Детский садик находится в аварийном состоянии. Отделение Сбербанка закрыто. Стоит вопрос о закрытии почты и железнодорожной кассы. Таким образом, несмотря на обещание президента Путина "не допустить экспериментов над военнослужащими, так как они не крысы", эти эксперименты продолжаются". Это письмо заставило меня и директора Кольской атомной станции Юрия Коломцева обратиться к главнокомандующему ВВС России Корнукову. Мы аргументировано объяснили, почему нельзя расформировывать гвардейский авиационный полк: он находится рядом с федеральными транспортными артериями, поселок имеет развитую инфраструктуру. При экономической нестабильности страны это важные аргументы. И что очень важно - боеспособность полка - одна из составляющих безопасности Кольской АЭС. К сожалению, наши резоны не были услышаны. На днях главнокомандующий ВВС ответил нам однозначно: "Сохранение в боевом составе Военно-воздушных сил авиационного полка, базирующегося в Африканде, за счет расформирования других частей не представляется возможным". А впереди сокращение военного флота.

- Не трудно представить себе, какая сейчас начнется головная боль в области. У вас есть какое-нибудь "лекарство" от нее?

- Буду думать...

- Успехов вам. Спасибо за беседу. Она первая и, надеюсь, не последняя.






http://www.cherepkov.ru/


Док. 400728
Перв. публик.: 23.01.01
Последн. ред.: 23.11.07
Число обращений: 288

  • Чернышенко Игорь Константинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``