В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Особое мнение: Парламентские слушания, на которых не пожелали слушать специалистов Назад
Особое мнение: Парламентские слушания, на которых не пожелали слушать специалистов
9 декабря в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему: "Модернизация науки и образования как фактор инновационного развития экономики: проблемы законодательного регулирования". Так уж получилось, что они совпали с обсуждением проблем модернизации образования на заседании Правительства России.
Поэтому на Охотный ряд прибыли все основные идеологи модернизации: ректор Высшей Школы Экономики Ярослав Кузьминов, заместитель министра науки и образования Андрей Свинаренко, руководитель федеральной службы надзора в системе образования Виктор Болотов, руководитель федерального агентства образования Григорий Балыхин и бывший министр образования Владимир Филиппов. Не хватало только министра наукии образования Андрея Фурсенко, который сразу после заседания правительства отбыл по неотложным делам во Францию.
Заседание вели вице-спикер Госдумы Георгий Боосс и председатель думского комитета по образованию Николай Булаев.
После обширных докладов, которые сделали А.Свинаренко, Я.Кузьминов и Н.Булаев, началось обсуждение, которое почему-то больше походило на партийно-хозяйственный актив. Исключением стало выступление ректора МГУ Виктора Садовничего, еще раз подтвердившего свою позицию о недопустимости перевода школы на единый государственныйэкзамен и о слабости положений концепции высшего профессионального образования,предусматривающей перевод высшей школы на двухуровневый вариант. Диссонансом прозвучали также выступления депутатов Государственной Думы Олега Смолина и Ивана Мельникова, которые с большой озабоченностью говорили о том, что образование перестало играть в России социальную роль и превратилось в сферу коммерческих услуг.

В обсуждении не смогли принять участия ни представители профсоюзов работников системы образования и науки, ни руководители крупнейших общественных организаций. Не удалось высказаться и ведущим экспертам, мнение которых так и осталось не услышанным.
А, тем временем, в соответствии с заключением независимых экспертов непродуманная модернизация образования может привести к необратимым последствиям. Под маркой сокращения учебной нагрузки, считают эксперты, фактически кроется сокращение ассигнований на школьное образование и повышение доли платных образовательных услуг. В соответствии с предлагаемой концепцией создание нового типа профессиональных образовательных учреждений может привести к ускорению процесса приватизации учебных заведений.
Резкой критике подвергаются изменения и дополнения в Закон "Об образовании", в соответствие с которыми фактически образование перестало считаться приоритетной сферой, ликвидированы государственные гарантии финансирования образования, уничтожены социальные гарантии и льготы для работников системы образования.

С 1 января 2005 года прекращается государственная поддержка негосударственных образовательных учреждений, что фактически приведет к гибели самых уникальных НОУ, а также к гибели православных школ и гимназий, которые не имеют другой финансовой опоры. Переход на двухуровневое высшее профессиональное образование может привести к ликвидации в России степени "доктор наук" и поставить страну на уровень стран "третьего мира".
Однако все эти доводы так и не были услышаны и зафиксированы в материалах парламентских слушаний. Принятые рекомендации представляют собой весьма сырой, спорный документ, требующий серьезной переработки. При подобном подходе говорить о вдумчивой проработкеконцепций, предусматривающих кардинальную перестройку всей системы образования в стране, весьма трудно.

Парламентские слушания, во время которых не желают слушать мнения специалистов, теряют всякий смысл и превращаются в пустые заседания, что противоречит установке президента страны на осуществление серьезного общественного контроля за деятельностью всех ветвей власти. Кроме того, реализация серьезных проектов без детальной проработки и оценки со стороны ведущих экспертов в данной области чревато тяжелыми последствиями. И это давно уже пора понять руководителям профильных думских комитетов. В том числе, и руководителю комитета по образованию Николаю Булаеву.

10.12.2004
http://www.regions.ru/news/1702241/

Док. 400447
Перв. публик.: 10.12.04
Последн. ред.: 23.11.07
Число обращений: 320

  • Балыхин Григорий Артемович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``