В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Статья Муфтия Джафяра Зуфяровича Бикмаева, любезно предоставленная им для информационного сайта `Северный Кавказ`. Назад
Статья Муфтия Джафяра Зуфяровича Бикмаева, любезно предоставленная им для информационного сайта `Северный Кавказ`.
Муфтий Джафяр Зуфярович Бикмаев, Председатель Центрального Духовного Управления Мусульман Ростовской области.


На протяжении веков вера была тем стержнем, который укреплял дух человека в трудные времена. Она же являлась источником силы, мудрости, толерантности и терпимости - тех качеств, о которых говорится и в Библии, и в Коране, и в Сутрах. Именно верой подчас пытаются объяснить, а порой и оправдать самые разные поступки, включая насилие над другой личностью. Но допускает ли это сама вера?

Вот об этом и многом другом: о пути человека к вере; о том, что людей разных вероисповеданий роднит и сближает; какие существуют отличия между разными вероисповеданиями и что они значат - мы будем говорить в рамках наших "Бесед о вере" с представителями разных религиозных конфессий, богословами, экспертами и простыми верующими. Каждую неделю вас ждет новая беседа на темы религии и веры.

Открывает наши беседы статья Муфтия Джафяра Зуфяровича Бикмаева, любезно предоставленная им для информационного сайта "Северный Кавказ".





Во Имя Аллаха Милостивого, Милосердного!


24 года - это достаточный срок, чтобы понять, что может сделать человек полезного для своей нации, своей родины, страны, в которой он родился и живет. Для нас эти слова несут особую смысловую нагрузку. Ведь именно нам, религиозным деятелям, согласно канонам исламской религии, держать в День суда ответ перед Всевышним за свою паству. Это большая ответственность. И я, как муфтий, как человек, который отвечает за духовное и нравственное состояние всех мусульман Ростовской области, как никто другой в полной мере чувствую и разделяю эту ответственность.

За прошедшие годы в нашей стране и мире произошло множество событий, которые в той или иной мере касались и мусульман нашей области. Поэтому в своем первом выступлении я хотел бы остановится на этом вопросе.

Мусульманский мир перед выбором своего пути развития. К сожалению, мусульманскому миру ещё далеко до спокойствия. События, развернувшиеся вокруг истории с карикатурами на пророка Мухаммада (мир ему), это очень наглядно показали. Мир сегодня многополярен и поэтому мусульманам очень важно определить свое стратегическое направление развития. Совершенно справедливое возмущение мусульман по поводу этих карикатур, конечно, не должно сводится к агрессивному всплеску своих эмоций по отношению к Западу. Эти события ещё раз показали актуальность выбора цивилизованных путей решения существующих проблем.
Я бы сказал, мусульманский мир стоит на перепутье, перед выбором своего пути развития: как противостоять процессам глобализации, каким образом сохранить свои, исконные ценности, какие формы политического развития являются наиболее эффективными для мусульманского Востока, какие интеллектуальные ресурсы способны сегодня определить истинное лицо мусульманской цивилизации. Казалось бы, эти проблемы напрямую не касаются нас. Но мы, мусульмане Ростовской области, уже более сотни лет являемся частью всей мусульманской цивилизации. Мы внесли свой достойный вклад в её развитие. И сегодня отношение к нам формируется не только по нашим конкретным деяниям, но и в целом исходя из того, что происходит в исламском мире.
Поэтому проблемы мусульманской цивилизации, её нынешнее, в целом не совсем благополучное состояние, и для нас создают массу проблем. Ведь любое негативное явление, будь это военный конфликт, будь это взрыв, где бы ни происходили, если они хоть каким то образом связаны с мусульманами, даёт повод ещё раз упрекнуть нас в том, что мы, мусульмане, способны самоутверждаться лишь такими "дикими способами". В этой связи, мне кажется, мы должны ещё больше внимания уделять пропаганде того позитивного опыта, который мы накопили в течение многих веков.

Нужен диалог между религиями. Сегодня мусульманский мир обвиняют в раздувании этноконфессиональных конфликтов. В ответ этим голословным утверждениям мы можем противопоставить ту систему межконфессионального диалога и толерантности, которую мы, мусульмане формировали в течение многих веков и сегодня бережно храним и развиваем. На самом деле, это не просто наше достояние, но и ответ тем, кто видит в мусульманах только источник любого конфликта.
Сегодня мусульман очень часто обвиняют в игнорировании демократических ценностей. Сам по себе этот вопрос очень сложный и спорный и ставить его можно по-другому: а должны ли мусульмане во всем следовать принципам европейской демократии? Здесь я бы хотел сказать вот о чем. Ведь мы, мусульмане России, в течение многих веков сумели выработать принципы выживания в условиях любого политического режима и строя. Но самое главное, не за счет противостояния, а за счет выявления и использования демократических ценностей, присущих Исламу. Мусульмане России, в любых ситуациях, сумели находить именно правовой выход из создавшегося положения. Не случайно в начале ХХ века мусульманская интеллигенция оказалась среди самых демократически мыслящих слоев российского общества.

Мусульманский фактор в России и в мире. Я не случайно так подробно остановился на проблемах мусульманского сообщества в целом. Думаю, наш опыт межконфессионального диалога, формирования институтов гражданского общества в рамках существующего правового пространства, стремление опираться на интеллектуальные ценности Ислама, востребован не только на мусульманском Востоке, но и на Западе, для которого Ислам стал внутренней проблемой.
Об этих проблемах следует говорить и в контексте тех политических тенденций, которые наметились и в самой России. Наша страна с её 20 миллионным мусульманским населением, в последние годы в своей международной политике все больше и больше внимания уделяет мусульманскому фактору. Об этом наглядно свидетельствует и то, что Россия в 2005 году получила статус наблюдателя в Организации Исламская конференция.
Это говорит о том, что нам необходимо строить нашу с вами работу, исходя из тех положений законов, которые действуют в данный момент на территории Российской Федерации.
Жизнь в едином правовом поле обязывает нас повышать нашу правовую грамотность, в том числе, чтобы лучше понимать наши права и обязанности, чтобы действовать в рамках закона и не нарушать его.
Сегодня очень важно правильно расставить акценты и обозначить приоритеты в своей деятельности. Конечно, это ни в коем случае не означает, что мы, уделяя особое внимание той или иной стороне своей деятельности, должны упускать из внимания другие. Ведь в любом случае нашей целью является формирование у мусульман целостного представления об Исламе. Это сегодня действительно очень важно, поскольку нельзя не заметить, что за имитацией бурной деятельности некоторых деятелей, даже целых организаций, как правило, скрывается банальная попытка найти свою нишу в исламской среде и попытаться получить от нее какие-то дивиденды. Этот скользкий путь, безусловно, работает против Ислама, поскольку в этом случае искренность намерений, что очень важно в любой религии, подменяется голым прагматизмом. Это прямой путь к политизации Ислама и выхолащиванию его нравственной сущности.

Главная задача - духовно-нравственное оздоровление общества. Вот поэтому для нас сегодня очень важно, избегая различных идеологических и догматических крайностей, правильно расставить акценты в нашей деятельности, выявить приоритетные направления, но при этом, не упуская наши традиционные формы работы.
Мы живем в поликонфессиональной и многонациональной стране. И поэтому для нас очень важно определение места религиозных институтов в правовом пространстве России. Я с удовольствием могу отметить, что со стороны органов государственной власти нет каких-либо правовых и политических препятствий, мешающих нашей полноценной деятельности. Со стороны государства мы постоянно ощущаем поддержку и заинтересованность в нашей работе. Я думаю, что стратегически выверенная, продуманная позиция, поскольку создание условий для удовлетворения религиозных потребностей членов общества, понимание роли и значения принципа свободы совести и вероисповедания - это важнейшие предпосылки развития демократии и создания институтов гражданского общества.
В заключении я хотел бы обратить ваше внимание на то, что мы живём в очень непростое время, требующее от нас полной концентрации наших усилий и мобилизации всех сил на решение тех проблем, которые стоят перед всем обществом. Ведь мы живем в нём и наш прямой долг - активно участвовать в решении его накопившихся проблем. Тем более есть сферы, в которых без нашего участия невозможно достичь каких-либо позитивных результатов. Это, прежде всего, вопрос духовно-нравственного оздоровления нашего общества, для решения которого мы можем и должны применить богатый многовековой опыт своих предков, наглядно показав миру, что Ислам является религией мира и добра.

Муфтий Джафяр Зуфярович Бикмаев,
Председатель Центрального Духовного Управления Мусульман Ростовской области


http://skavkaz.rfn.ru/region/rnews.html?id=16131&rid=771

Док. 400059
Перв. публик.: 16.06.06
Последн. ред.: 22.11.07
Число обращений: 167

  • Бикмаев Джафяр Зуфярович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``