В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Школов: `Транснефти` завернули трубу на Восток Назад
Евгений Школов: `Транснефти` завернули трубу на Восток
Минприроды опасается ее близости к Байкалу

Вчера вице-президент "Транснефти" Евгений Школов заявил, что трубопроводная монополия планирует привлечь кредиты на $6,6 млрд для строительства первой очереди нефтепровода Восточная Сибирь--Тихий океан (ВСТО). Вчера же замглавы Минприроды Валентин Степанков заявил, что технико-экономическое обоснование (ТЭО) первой очереди нефтепровода не соответствует требованиям законодательства России, поскольку предложенный "Транснефтью" трубопровод пройдет в непосредственной близости от Байкала. Опрошенные Ъ эксперты считают, что в противодействии планам "Транснефти" заинтересованы приморские власти, желающие перенести конечную точку нефтепровода из бухты Перевозная в Находку.

О том, что "Транснефть" планирует профинансировать первый этап строительства ВСТО за счет заемных средств, господин Школов сообщил вчера на проходящей в эти дни в Москве инвестиционной конференции, организованной Brunswick UBS. Общая стоимость проекта строительства нефтепровода от Тайшета до бухты Перевозная на берегу Тихого океана составляет $11,5 млрд, и вторая очередь трубопровода (от Сковородино до Перевозной), по словам Евгения Школова, будет построена за счет проектного финансирования. Господин Школов вчера не уточнил, с какими именно банками "Транснефть" ведет переговоры. Сергей Григорьев, другой вице-президент компании, также отказался назвать Ъ конкретные банки, но уточнил, что "Транснефть" договаривается как с западными, так и с восточными зарубежными финансовыми институтами.

31 декабря премьер-министр Михаил Фрадков подписал постановление о строительстве единой нефтепроводной системы по маршруту Тайшет (Иркутская область)--Сковородино (Амурская область)--бухта Перевозная (Приморский край). Мощность нефтепровода, строить который будет "Транснефть", составит до 80 млн тонн нефти в год.

Вчера же проект первой очереди нефтепровода подверг резкой критике замминистра природных ресурсов Валентин Степанков. Как сообщила пресс-служба МПР, господин Степанков вчера направил и. о. руководителя Ростехнадзора Андрею Малышеву письмо, в котором выразил мнение, что материалы ТЭО первой очереди проекта не соответствуют законодательству. Поводом для этого утверждения стало появление в Минприроды информации о том, что "Транснефть" направила ТЭО на экспертизу в Ростехнадзор, несмотря на то что "вопрос выбора места прохождения трассы нефтепровода в районе озера Байкал не решен в установленном порядке".

"ТЭО проекта предполагает прохождение трубопровода по маршруту, который не получил положительного заключения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ)",-- утверждает Минприроды. В частности, министерство утверждает, что участок трассы нефтепровода проходит на расстоянии 800 м от береговой линии озера Байкал, хотя ранее одобренный ГЭЭ маршрут предполагал прокладку нефтепровода за пределами водосборного бассейна озера. "Согласно закону "Об экологической экспертизе", в случае внесения изменений в документацию после получения положительного заключения ГЭЭ заключение теряет юридическую силу, а измененная документация должна быть вновь представлена на экспертизу",-- говорится в сообщении министерства.

Представитель Минприроды Ринат Гизатулин заявил Ъ, что министерство крайне заинтересовано в реализации проекта ВСТО, но ГЭЭ одобрила прохождение трубопровода не ближе чем за несколько километров от береговой линии Байкала, а труба в 800 м от этой линии несет угрозу серьезной экологической катастрофы. Он также сказал, что на межведомственном совещании две недели назад представители "Транснефти" пообещали согласовывать с министерством даже предварительные документы, но не сделали этого, а сразу же отправили все материалы ТЭО на экспертизу в Ростехнадзор.

Сергей Григорьев, в свою очередь, опроверг Ъ наличие подобных договоренностей с Минприроды. Он заявил также, что компания не нарушила никаких законов, поскольку маршрут трассы нефтепровода не проходит в пределах водосборного бассейна Байкала, даже когда пролегает в 800 м от береговой линии. Он выразил уверенность в полной экологической безопасности проекта, особенно в сравнении с железнодорожной веткой, которая проходит к Байкалу еще ближе, чем предполагаемый нефтепровод. По словам господина Григорьева, по железной дороге рядом с Байкалом перевозятся объемы нефти, сопоставимые с теми, что пойдут по трубопроводу, но Минприроды не требует перенести железную дорогу. Кроме того, вице-президент "Транснефти" заявил Ъ, что перенос маршрута нефтепровода дальше от Байкала, в места с очень сложным ландшафтом, существенно увеличит стоимость реализации проекта. На какую величину, он уточнить отказался.

Опрошенные Ъ нефтяные и транспортные эксперты высказали мнение, что конфликт МПР и "Транснефти" вокруг ТЭО ВСТО может быть связан со спором о конечной точке нефтепровода. "Транснефть" планирует построить нефтеналивной терминал в бухте Перевозная, где сейчас нет никакой инфраструктуры. Отметим, что "Транснефть" поступила так же, когда строила терминал в Приморске (Ленинградская область) при строительстве Балтийской трубопроводной системы. Ряд экологических организаций при поддержке МПР и властей Приморского края считают строительство терминала в Перевозной неприемлемым из-за близости сразу двух природоохранных зон и предлагают перенести конечную точку нефтепровода в Находку.

Сразу несколько осведомленных источников Ъ утверждают, что губернатор Приморья Сергей Дарькин имеет собственные бизнес-интересы в Находкинском порту и поэтому является главным лоббистом переноса конечной точки ВСТО в Находку. Еще в марте депутаты краевого парламента и местные экологи выступили против строительства терминала в Перевозной и даже направили делегацию в Приморск, чтобы ознакомиться с опытом работы "Транснефти" в Ленинградской области. Отметим, что после посещения Приморска депутаты сняли практически все свои претензии к компании.

Ъ будет следить за развитием событий.

НИКОЛАЙ Ъ-СЕМЕНОВ

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=613716&print=true

Газета "КоммерсантЪ" No 184(3268) от 30.09.2005

Док. 400028
Перв. публик.: 30.09.05
Последн. ред.: 22.11.07
Число обращений: 368

  • Школов Евгений Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``