В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью `Трибуне`, Фемида без повязки Назад
Интервью `Трибуне`, Фемида без повязки
Инициативная группа жителей Южного Бутова недавно сообщила, что на события в этом прогремевшем на всю страну районе Москвы не отреагировала ни одна партия. Факт огорчительный, но весьма красноречивый. Ведь это значит, что отечественные политические силы никоим образом не ощущают себя институтами гражданского общества, то есть тем, чем они, по сути, должны являться.

Зато на нарушения прав человека, кои в России происходят повсеместно, активно реагировала Общественная палата, особенно ее Комиссия по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы, возглавляемая адвокатом Анатолием Кучереной. О некоторых итогах самых заметных эпизодов битвы с бюрократией Анатолий КУЧЕРЕНА рассказал в интервью "Трибуне".

- Анатолий Григорьевич, бутовское дело длится с июня прошлого года, а до сих пор не закончено...

- Действительно, противостояние граждан и власти продолжается. Напомню, что в сентябре прошлого года Мосгорсуд отменил решение Зюзинского суда Москвы о выселении семьи Прокофьевых из частного дома в районе Южное Бутово, вернув дело на новое рассмотрение. Однако на прошлой неделе Зюзинский суд вновь вынес решение о выселении Прокофьевых без права предоставления другого жилья, обязав префектуру возместить лишь полтора миллиона рублей. Разумеется, мы будем настаивать на продолжении судебного разбирательства, ведь очевидно, что права семьи нарушены, поскольку у города Москвы нет права собственности на эту землю. Попытка зарегистрировать распоряжение Лужкова о передаче земель в собственность Москвы, предпринятая еще в 2004 году, тогда же и провалилась в Мосрегистрации. Это, впрочем, не помешало строительным компаниям рыть котлованы... Вот вам, пожалуйста, позиция власти.

Но то, что граждане активно пытаются отстоять свои права, меня, например, радует. На прошлой неделе акцию протеста устроила часть жителей дачного поселка, недовольная вариантами расселения, предложенными властью. Они требовали, чтобы с их мнением считались и предлагали варианты расселения, которые бы устроили в первую очередь их, а не администрацию. Сейчас тамошний народ готовится к новой атаке: люди вновь организуют ночные дежурства и ждут нашествия бульдозеров и ОМОНа. В случае появления судебных приставов или строителей на защиту дома Юлии Прокофьевой встанут многие жители поселка, потому что проблема касается их всех.

- То есть убедить чиновников в том, что права граждан нужно соблюдать, не получилось?

- Получилось, но лишь частично. Например, на днях в Москве утвержден порядок выплаты денежной компенсации собственникам квартир в случае их переселения. Согласно документу, компенсация будет рассчитываться исходя из рыночной стоимости квартиры, а также будет учитывать ущерб, причиненный собственнику таким переселением. Главное, чего удалось добиться за это время, - остановить милицейские "дубинки". Попыток при помощи ОМОНа снести дом, в котором живут Прокофьевы, больше нет. Другое дело, что диалог между властью и гражданами, к сожалению, пока далек от демократического стандарта, от того стандарта, что диктуют и законодательство, и здравый смысл.

- В каких еще районах Москвы происходят конфликты, подобные бутовскому?

- В нашу комиссию поступает множество обращений от москвичей, которых выселяют как из центра, так и с окраин столицы, вплоть до поселка Щербинка, где земля, из-за которой шел судебный спор между Москвой и Московской областью, недавно признана принадлежащей городу. Дома иногда признаются аварийными не потому, что они покрылись трещинами и вообще в плохом состоянии, а по той причине, что кусок земли под ними кому-то необходим. Это целая система, с которой мы пытаемся бороться. И, по крайней мере, уже нет того, что мы наблюдали прошлым летом в Бутово, когда омоновцы с дубинками нападали на дома местных жителей, выбрасывали вещи, избивали людей... Теперь возможен диалог власти и граждан. И сегодня мы добиваемся, чтобы в ситуациях с выселением чиновники, прежде всего, уважали права граждан, проживающих на соответствующих территориях.

- Инициативная группа жителей Бутова в своем открытом обращении пишет, что власти Москвы да и многих регионов страны "всячески препятствуют проведению "дачной амнистии". В чем это выражается?

- Проблема существует. Чиновник, понимая, что многие люди юридически не слишком грамотны, зачастую не знают, как правильно написать соответствующее заявление, умело этим пользуется. Например, бюрократы всячески затягивают процесс выдачи необходимых документов на оформление земельных участков. Из-за их злоупотреблений упрощенная процедура регистрации, предусмотренная новым законом, практически бездействует. Это проблема, которую сегодня надо решать, в том числе и с помощью общественного контроля.

- Ваша комиссия активно включилась в защиту прав обманутых дольщиков. Найден ли выход, или ситуация с банкротством строительных организаций по-прежнему достаточно тупиковая?

- В ряде регионов, где решение проблем пострадавших участников долевого строительства взяли на себя региональные администрации, дело удалось сдвинуть с мертвой точки. Так, например, было в Московской и Нижегородской областях.

Однако во многих случаях ситуация по-прежнему находится в тупике. Чтобы из него выйти, на наш взгляд, необходимо действовать таким образом: руководитель инициативной группы обманутых дольщиков обращается в Общественную палату, мы изучаем ситуацию, отправляем запросы главе местной администрации и в правоохранительные органы, а далее решаем вопрос по конкретным объектам, вплоть до выхода на правительство России. Другого пути сегодня нет. Сегодня создается очень много рабочих групп, которые не всегда являются реальным инструментом для решения существующей проблемы. Поэтому мы будем проводить заседания рабочей группы Общественной палаты по изучению проблем обманутых участников долевого строительства жилья только в необходимых случаях.

Впрочем, это вовсе не означает, что не надо заниматься выработкой системных мер. Напротив, детально изучая ситуации в разных регионах, мы будем готовить законодательные и иные предложения по изменению ситуации.

Например, нами подготовлен законопроект "О реструктуризации строительных организаций", который предлагает сразу две схемы, ориентированные как на решение проблем уже существующих дольщиков, так и на предотвращение обмана людей в дальнейшем. В настоящее время мы вносим туда поправки, поступающие от пострадавших дольщиков, после чего отправим документ в Минрегионразвития. По инициативе нашей рабочей группы разработан еще один законопроект - "О принятии изменений в текст Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Документ, предложенный "Единой Россией", должен оптимизировать процесс признания банкротами недобросовестных застройщиков.

- Сейчас Общественная палата оказывает поддержку семье пятимесячной Софьи Куливец из Краснодара, которая потеряла руку после неудачного введения катетера в больнице...

- Сразу после этого трагического факта ко мне обратились родители Софьи, они попросили меня стать общественным попечителем девочки. Руку ей будут протезировать. Врачи Российской детской клинической больницы уже составили план ее лечения. Только на первый этап этой программы потребуется два года. Лечение будет достаточно дорогостоящим, родителям Сони будет нужна материальная помощь. Отец малышки открыл банковский счет, люди, надеюсь, откликнутся. Что касается уголовного дела, то оно будет передано в суд в ближайшее время. Обвинение предъявлено врачу-анестезиологу Владимиру Пелипенко и медсестре Елене Сеничевой по части 2 статьи 118 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности). Им грозит наказание до четырех лет лишения свободы и запрет на занятие медицинской деятельностью.

Кстати, официальной статистики врачебных ошибок в России не ведется. По информации Лиги защиты пациентов, из-за просчетов медиков в стране гибнут до 50 тысяч человек в год, несколько десятков тысяч остаются инвалидами.

- В начале года Общественная палата и Генпрокуратура договорились об активизации взаимодействия, решив объединить усилия по защите прав человека, противодействию коррупции и преступности. Каков механизм этого сотрудничества?

- В Генпрокуратуре создан научно-консультативный совет, который занимается изучением обращений граждан, поступающих в нашу комиссию и в Генпрокуратуру. В адрес только Общественной палаты за год работы от граждан поступило около десяти тысяч жалоб, из которых 80% - на действия работников правоохранительных органов, прокуратуры и судов. Права человека - это главный вопрос сегодня в социальной политике государства.

- Необходима ли, на ваш взгляд, реформа российской правоохранительной системы?

- Конечно, она нужна. Прежде всего, на мой взгляд, надо изменить критерии оценки деятельности правоохранительной системы. Действующая ныне система показателей должна быть отменена. Чтобы человек в милицейских погонах думал не только о том, какое количество человек доставить в отделение милиции и отчитаться перед начальством за квартал. Кроме того, логично было бы разделить функции следствия и надзора в прокуратуре. Сегодня, когда они объединены, происходят многочисленные нарушения прав человека. Эта тема также может стать предметом обсуждения создаваемого совета, а также профильной комиссии Общественной палатыВ адрес Общественной палаты за год работы от граждан поступило около десяти тысяч жалоб, из которых 80% - на действия работников правоохранительных органов, прокуратуры и судов

"Трибуна",
30/03/2007
http://www.oprf.ru/rus/members/appearances/article-794.html

Док. 399904
Перв. публик.: 30.03.07
Последн. ред.: 22.11.07
Число обращений: 384

  • МЕКОФ С.П.А., ИТАЛИЯ

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``