В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кризис в сельском хозяйстве, с ценами на продукты - это проявление кривой государственной политики Назад
Кризис в сельском хозяйстве, с ценами на продукты - это проявление кривой государственной политики
Рост цен в России стал наиболее актуальной темой. Иначе и быть не может - деньги в наших кошельках стали кончаться намного быстрее, чем мы рассчитывали ранее. Люди жалуются на стремительное и значительное повышение стоимости уже практически всех групп товаров. За привычный набор продуктов многим приходится платить на 30 процентов больше. Подорожание бензина приводит к тому, что люди ограничивают использование личного автотранспорта. А каково госслужащим, с их мизерными зарплатами? Тем же офицерам? Как можно прожить семье военнослужащего на 13 тысяч рублей в месяц? Таких денег попросту не хватает даже на питание - про мясо многие уже забыли...
Я хочу разобраться - почему, с чего все началось, каким образом продукты питания стали безумно дорогими, кто виноват? Я обратился к известному предпринимателю, члену Совета Федерации, Сергею Лисовскому, человеку, который напрямую занимается продуктами питания и разбирается в этом лучше многих и многих других.
Соловьев: Сергей, Вы, кроме того, что являетесь сенатором, также большой специалист в вопросах агропромышленного комплекса. Скажите, пожалуйста, с чем Вы связываете такой рост цен на продукты питания? И что можно сделать, как Вы считаете?
Лисовский: Дело в том, что рост-то должен был быть давно. И мне кажется странным, что правительство у нас так вдруг удивилось, когда он произошел. Потому что все составляющие компоненты себестоимости продуктов питания в России росли и растут уже несколько лет. Если взять мясную группу, например, то за последние 11 месяцев составляющие по мясу выросли на 27% , а цена на мясо выросла только на 8. По сути, у нас производители мяса субсидируют государство в какой-то степени, и демпфируют вот этот рост цен на все составляющие: электроэнергию, газ, горючее, металлы, ну и так далее. Поэтому, для того, чтобы цены остановить, государству надо регулировать цены естественных и неестественных российских монополий. Это первое. И второе: надо понять, что на сегодняшний день будет дефицит продовольствия во всем мире, и государству, как и любой другой стране, надо субсидировать сельское производство, для того, чтобы цены были нормальными.
Соловьев: Сергей, а насколько справедлива статистика, что в Европе затрачивается 46% расходной части бюджета для поддержки сельхозпроизводителя? А у нас меньше 1%.
Лисовский: Да, у них около 46, но это не впрямую. То есть, если брать прямую поддержку, я так думаю, она в районе 20%. А потом идет уже косвенная поддержка. Ну, например, это строительство различных социальных учреждений в сельской местности, это бесплатное обучение, это дотации на питание школьное в сельской местности, ну и так далее. А у нас, если быть точным 1,01% расходуется на субсидию сельскому хозяйству. Причем, сюда тоже включено все, вплоть до строительства школ, больниц, дорог сельских, и так далее.
Соловьев: То есть, государство удивилось после того, как убило село и ничего не делало, чтобы ему помочь?
Лисовский: Да. Это ты правильно сказал. Оно сначала убило село, а теперь удивляется - что есть-то нечего...
Соловьев: Сергей, а почему не взять, и не завезти продукты, ну, скажем, оттуда? Вот, что произойдет, если найти дешевые продукты, и завезти их в Россию?
Лисовский: Это любимая песня Грефа: "Нам все привезут...". Но дело в том, что если убить сельское хозяйство в России, то потом нам будут привозить молоко по цене нефти. То есть, тогда мы будем заложниками ценообразования, и нам уже будут везти не по той цене, по которой мы хотим купить, а по которой нам хотят продать. И в результате мы, в общем-то, все, что зарабатываем, будем тратить только на продовольствие, и ни на что другое не останется. Потом уж, наверное, и на продовольствие не хватит. Это первое. А второе: по прогнозам мировых экспертов, в ближайшие 20 лет в мире будет наблюдаться дефицит продовольствия. Если в последние 50 лет был спад цены продовольствия и рост производства, то вот уже третий год наблюдается спад объемов производства продовольствия и увеличение его цены. То есть, во всем мире глобально тоже, в общем-то, сельское хозяйство угнетали, и оно стало убыточным без субсидий, и оттуда ушел и бизнес, и деньги. В результате, объем продовольствия во всем мире снижается. Поэтому, если не развивать собственное производство, то мы можем придти к тому, что просто везти будет неоткуда.
Соловьев: А когда мы говорим о собственном производстве, - по качеству наши продукты сравнимы с западными, или нет?
Лисовский: Ну, качество продовольствия уже в России всеми признано. И даже, в общем-то, если раньше, как я помню - лет 7 назад, один из американских экспертов сказал: "Что вы там со своей "курочкой Рябой" сделаете?"... на официальном съезде Роспотребсоюза, то на сегодняшний день все признали, что качество русского продовольствия очень высокое.
Соловьев: А то, что нам продают, это является качественным? То, что производится - качественное, а то, что доходит до нас в магазинах?
Лисовский: В большинстве случаев это низкокачественное продовольствие, красиво упакованное.
Соловьев: Почему?
Лисовский: Ну, во-первых, это нормальная человеческая ситуация, когда себе оставляют получше, а продают что похуже. Во-вторых: тот, кто закупает продовольствие, они, естественно, пытаются купить дешевое, чтобы здесь подороже продать, с учетом того, что цена на продовольствие в России выросла. А поэтому, мы имеем достаточно невысокий контроль над качеством продовольствия, - наши законы не позволяют следить достаточно эффективно за качеством. Плюс у нас есть международные обязательства, которые в достаточно странной степени ограничивают эту возможность контролировать качество. Например, с американцами мы подписали такое соглашение, что можем контролировать качество только в рамках: опасно оно для здоровья, то есть точнее, очень оно опасно, или не очень. Поэтому...
Соловьев: То есть, - умрут люди сразу, или немножко помучаются. А как соотносится повышение цен с работой розничных сетей?
Лисовский: Ну, это вторая тема, которая тоже достаточно серьезная. На сегодняшний день основной заработок на торговле продуктами сельского хозяйства, конечно, имеют сетевые магазины. Потому, что если, допустим, вспомнить пресловутый птичий грипп, то, например, в 2006 году оптовая цена на курицу упала на 40%, а в магазинах она упала всего лишь на 5. Вот эти 35%, которые сельхозники отдали торговым сетям, они забрали себе, и до населения это не дошло. Это большая проблема, и во всем мире цены на продовольствие в сетевых магазинах регулируются законом. Мы давно говорим об этом, но, естественно, серьезное лобби сетевиков в Государственной Думе не позволяет нам этот закон провести.
Соловьев: Понятно. Спасибо большое!
Кстати, хочу вас, уважаемые читатели, ознакомить с интересным документом, поступившим в мой адрес. Впрочем, служебная и пояснительная записки были направлены не только мне, но и первому заместителю председателя правительства Российской Федерации Дмитрию Медведеву, министрам. Записку составлял Сергей Федорович Лисовский. Посвящена она тому, что мы едим, и продовольственной безопасности.

Уважаемый Владимир Рудольфович!

Нам близка Ваша патриотическая позиция по вопросам, имеющим важное политическое, экономическое и социальное значения для нашей страны. Мы видим, насколько оперативно Вы реагируете на происходящие у нас события, и разделяем Ваше желание внести свой вклад в изменение к лучшему жизни наших соотечественников. Именно поэтому хотим привлечь Ваше внимание к вопросам, касающимся сегодня всех без исключения - вопросам продовольственной безопасности России, зависимости нашего внутреннего рынка от импорта продовольствия, качества продуктов питания, состояния и перспектив российского производителя агропродукции и сельского хозяйства в целом.
Мы привыкли к мысли, что Россия - углеводородная держава, что наше благосостояние и процветание напрямую связано с развитием рынка энергоносителей, где роль России, действительно, значительна и весома в мировом масштабе. Однако, последние события на глобальном рынке продовольствия - резкое повышение цен на зерно, молоко, мясо и другие агропродукты, приведшие к значительному подорожанию продуктов питания на прилавках внутри страны, - заставляют задуматься, насколько Россия защищена от мировых продовольственных катаклизмов и способны ли мы действенным образом противостоять угрозе кризиса на рынке продуктов питания? Что значит в реальности "продовольственная безопасность"?
В России в сельской местности проживает около 70 млн человек. Это самая бедная и незащищенная часть нашего общества. Что их ждет? Переселение? Вымирание? Деградация?
Предлагаем Вам ознакомиться с нашей позицией по вопросу состояния российского сельского хозяйства и, в частности, мясо-молочной отрасли, и с перспективами ее развития (прилагаем Пояснительную записку - на 8 листах). Мы убеждены, что сегодня необходимы незамедлительные и решительные меры государственного вмешательства в вопросы сельского хозяйства в России. Если наши аргументы окажутся Вам близки и понятны, призываем поддержать нашу позицию и донести ее в Ваших популярных передачах до Ваших многочисленных зрителей и слушателей.
Мы уже ознакомили с нашими доводами по вышеуказанным вопросам и предложениями по их решению:
- Первого заместителя Председателя Правительства РФ МЕДВЕДЕВА Дмитрия Анатольевича;
- Министра сельского хозяйства РФ Гордеева Алексея Васильевича;
- Министра финансов РФ Кудрина Алексея Леонидовича;
- Министра экономического развития и торговли Набиуллину Эльвиру Сахипзадовну;
- Начальника Экспертного управления Президента Российской Федерации, члена президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике ДВОРКОВИЧА Аркадия Владимировича;
- Председателя Комитета Государственной Думы РФ по аграрным вопросам, Заместителя председателя Комиссии ГД РФ по техническому регулированию КУЛИКА Геннадия Васильевича;
- Председателя Комитета Совета Федерации РФ по промышленной политике ЗАВАДНИКОВА Валентина Георгиевича;
а также губернаторов:
Москвы - Лужкова Ю.М., Самарской области - Артякова В.В., Орловской области - Строева Е.С., Белгородской области - Савченко Е.С., Курской области - Михайлова А.Н., Новгородской области - Митина С.Г., Курганской области - Богомолова О.А., Краснодарского края - Ткачева А.Н., Ставропольского края - Черногорова А.Л., Липецкой области - Королева О.П., Ростовской области - Чуба В.Ф.
С уважением, Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу С.Ф. Лисовский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В преддверии принятия Государственной Думой и одобрения Советом Федерации федерального закона "О специальном техническом регламенте о молоке, продуктах его переработки, их производстве и обороте", принятие которого может существенным образом повлиять на рынок молока и молочных продуктов в РФ, предлагаем Вам наше видение проблем мясо-молочной отрасли российского сельского хозяйства.
Молоко и молочные продукты традиционно являются жизненно важным звеном в рационе россиян. В стоимости потребительской корзины их доля до недавнего взлета цен составляла 16%. Сегодня молочные продукты стали менее доступными из-за падения реальной покупательной способности людей. Затраты на продукты питания у небогатых слоев населения, в первую очередь у пенсионеров, сегодня превышают 60% их дохода. Только за октябрь месяц молоко стало дороже на 11,2-13,1 процентов, кисломолочные продукты, творог - на 9,6-10,7, цены на национальные сыры и брынзу увеличились на 15,1 процента, плавленые сыры - на 9,0, маргарин - на 5,0, майонез - на 4,4.
Россия существенно отстает от развитых стран в потреблении молока и молочных продуктов. На сегодняшний день на среднестатистического жителя нашей страны приходится менее 230 кг этой продукции в год, что почти в два раза ниже норм, рекомендованных специалистами по питанию - 390 кг. И по количеству и по структуре потребления мы еще далеки от развитых стран: Скандинавия потребляет свыше 500 килограммов молока и продуктов из него на одного скандинава, французы - 440 килограммов, немцы - 430 килограммов. И вряд ли при сегодняшних ценах на молочную продукцию, снижающихся объемах производства сырого молока и доходах населения потребление в ближайшее время возрастет. Обеспокоенность вызывает также и качество потребляемых молочных продуктов: не менее 10% выпускаемых молочной отраслью продуктов ниже первого сорта, а еще 10% изготовлены из фальсифицированного сырья. Все больший объем рынка завоевывают "молочные" продукты, изготовленные с добавлением или полностью из растительных жиров, которых по правилам там быть не должно. Молочный рынок стремительно отходит от "натурального" продукта в сторону продукции с большим содержанием различных "компонентов", "добавок", "наполнителей" и т.д. Переработчики объясняют эту тенденцию требованиями самих потребителей. Однако, проведенные опросы показывают, что большинство потребителей на рынке слабо представляют себе, какую молочную продукцию они приобретают и употребляют. Конечный покупатель далеко не всегда способен разобраться, в чем разница между молоком пастеризованным, стерилизованным, восстановленным, обогащенным и т.д. Этим пользуются переработчики, выдавая разведенное водой сухое молоко за натуральный продукт и используя молочный порошок, в основном импортный, в производстве молочных и кисло-молочных продуктов. А продается это все по цене натуральных! Не нужно быть специалистом, чтобы понять разницу между такими продуктами и действительно натуральными, в том числе и в плане себестоимости. Кстати, на территории Евросоюза - одного из мировых лидеров в производстве сухого молока - внутреннее потребление этого продукта ничтожно мало, основные объемы продаются на экспорт. Россия только в 2006 году импортировала из-за рубежа около 7 млн. тонн молока и готовых молочных продуктов (почти 50 кг на человека!). И объемы импорта будут только нарастать, поскольку внутренний рынок все больше открывается для зарубежных производителей, а предпосылок для роста молочного производства внутри страны из отечественного сырья нет и не создается.
В этой ситуации именно техрегламент о молоке должен стать естественным барьером, который уже на законной основе поможет защитить российского потребителя от низкокачественных молочных продуктов и поможет создать условия, в которых российским животноводческим хозяйствам будет выгодно производить, а российским молокозаводам - перерабатывать свое отечественное молоко. Мы выступаем за то, чтобы восстановленное из сухого порошка молоко и продукты, изготовленные даже с частичным использованием такого порошка и/или с использованием растительных жиров и растительных заменителей молочных компонентов, не продавались под именем натуральных и не носили привычных для покупателя названий "молоко", "сметана", "масло", "творог", "ряженка", "кефир" и другие. Такое "молоко" может называться не иначе как "молочный напиток". При этом необходимо обязать производителя такой молочной продукции указывать на этикетке, на площади не менее 15% от общей площади этикетки, о содержании таких компонентов. А покупатель сам сделает свой выбор. Считаем принципиально важным таким способом исключить ситуацию, когда производитель может безнаказанно вводить в заблуждение потребителя и заполнять рынок ненатуральной, модифицированной продукцией. Использование только натуральных компонентов в молочном производстве должно стать экономически выгодным и целесообразным на законодательном уровне. Увеличение спроса на сырое молоко естественным образом повлияет на необходимость развития молочного животноводства в России и подтолкнет переработчика и продавца, которые сегодня получают львиную долю прибыли на молочном рынке, повернуться лицом к селу и инвестировать в производство сырого молока. Использование заменителей и порошкового молока в детском питании общего назначения предлагаем запретить полностью.
Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день молочное и мясное животноводство в РФ в глубоком и системном кризисе. Последние 17 лет отрасль пытается во что бы то ни стало выжить, но часто борьба за выживание оборачивается банкротством, забоем молочного поголовья и закрытием ферм. Поголовье КРС за последние 20 лет сократилось почти втрое - с более чем 60 млн. голов до 22,4 млн голов (Росстат, сентябрь 2007г.)! Такое стремительное сокращение поголовья без войны и стихийных бедствий не имеет прецедентов в истории. Даже за 4 года коллективизации, когда скот резали, чтобы не умереть с голоду, темпы сокращения поголовья были значительно ниже. Мы имеем сейчас крупного рогатого скота существенно меньше, чем в 1916 г. и даже чем в 1923 г., когда страна пережила 9 лет тяжелейших войн. Надо подчеркнуть другое важное обстоятельство - сегодня в РФ меньше скота, чем в 1923 г., а население (значит, и число потребителей продуктов животноводства) с тех пор увеличилось более чем в полтора раза.
К началу 90-х годов Россия вышла на стабильный уровень 40 голов КРС на 100 человек населения. К сегодняшнему дню этот показатель упал до 15. Отдельно следует выделить число дойных коров на душу населения. В 1996 г. Россия перешла рубеж, какого даже в войну не переходила, - у нас стало меньше одной коровы на 10 человек, на 1 октября с.г. - одна корова приходится на 15 человек. Но дело даже не в количественных показателях. В благополучной Европе на тысячу человек приходится "всего" 34-40 коров (то есть одна корова "кормит" 25-29 человек). Дело в продуктивности поголовья и эффективности производства. В современном сельском хозяйстве успех достигается не числом, а качеством. А у нас до сих пор надои на одну фуражную корову в стране не превышают 3 тыс. кг в год (американская и канадская коровы дает в среднем 8,5 тыс кг молока в год, голландская - около 7 тыс кг)! Нам надо как минимум 5-6 тыс. кг в год, чтобы молочный бизнес стал рентабельным. А как этого добиться, если оборудование и технологии безнадежно устарели (до сих пор 60% коров доят не в молоководы, а в переносные бачки, большинство молочных ферм в России построено 30-40 лет назад и спроектировано по разработкам середины прошлого века), производительность труда в российском животноводстве минимум вдвое ниже, чем в развитых западных странах, затраты на энергоносители в среднем втрое превышают аналогичные расходы зарубежных компаний в странах со схожими климатическими условиями, себестоимость нашего молока в силу вышеперечисленных факторов на 30-40% процентов выше импортного (это при несоразмерно более низкой оплате труда в животноводстве - в среднем 5,5 тыс рублей в месяц по стране)? Другая важная причина низкой удойности - неудовлетворительная племенная работа. В последние полтора десятка лет на уровне большинства животноводческих хозяйств страны она практически не ведется или, что еще хуже, фальсифицируется. Причин тому несколько, и они не новы: нехватка средств на приобретение качественного семени, отсутствие квалифицированных специалистов - зоотехников, инженеров-селекционеров, зоотехников-осеменителей, и т.д. До сих пор российское животноводство ориентировано на выращивание коров смешанных мясо-молочных пород, чья и молочная, и мясная продуктивность оставляет желать лучшего. Выделяемые федеральным и региональным бюджетами средства на поддержку племенного животноводства (в текущем году из федерального бюджета потрачено 745 млн рублей) не достаточны. По оценке ВНИИ племенного дела большинство тех же племенных хозяйств, несмотря на высокие цены и высокий спрос на племенных телок и нетелей, не занимаются реализацией племенных животных, хотя получают за это госдотации. А завозимые импортные животные далеко не всегда отвечают заявленным качественным показателям: это и понятно - кто же будет продавать на сторону лучшее при глобальном дефиците племенных животных? Все это приводит к тому, что генетический фонд планомерно и уверенно оскудевает. А для восстановления его потребуются многие годы тяжелой напряженной работы. Необходимо усилить государственную поддержку данного направления.
Негативно влияет на молочную отрасль ценовой диктат торговли над переработчиком и производителем. Отношения между этими тремя основными "игроками" на молочном рынке никак нельзя назвать равноправными. Более 60% молочного рынка в России контролируют всего 4 компании: Wimm-Bill-Dann, Danone, Ehrmann, Campina. Они же являются лидерами по количеству импортируемой в РФ готовой молочной продукции, сырья и компонентов для молочного производства. Сфера их влияния на рынке переработки и реализации агрессивно расширяется за счет вытеснения и поглощения мелких и средних региональных компаний. Конкурентная среда для этих компаний исчезает, и, если такая тенденция не будет в ближайшее время переломлена, очень скоро конкурировать будут только эти компании. Между собой. А учитывая участие во всех них иностранного капитала, можно с высокой степенью вероятности предположить, в чьих интересах и каким образом они будут строить свою политику на российском рынке. ФАС РФ уже неоднократно заявляла, что на рынке основных продуктов питания - хлеб, молоко, растительное масло - нарушается антимонопольное законодательство, что выражается в установлении монопольно высоких цен, а также в ряде случаев в заключении соглашений между предприятиями-производителями и предприятиями, осуществляющими торговлю данной продукцией. Однако, до сих пор никаких реальных мер регулирующего характера предпринято не было. Мы последовательно выступаем за скорейшее принятие ФЗ "О торговле" и об ограничении суммарной торговой наценки на основные продукты питания первой необходимости на уровне 12%.
Остро стоит проблема квалифицированных кадров в сельском хозяйстве в целом, и, особенно, в животноводстве. Сокращается число специальных учебных заведений, молодежь уезжает из деревни в город, а те, кто остаются, - потенциально слабее с точки зрения профессионализма. Причины и здесь давно всем известны и не новы: жилье, зарплата, инфраструктура, социальная защищенность. А без людей никакие инвестиции и программы развития никогда не смогут эффективно работать!
Неудивительно, что в таких условиях производство сырого молока в России стабильно невысокое: в 2006 году было произведено 31 млн тонн - менее 60% от уровня производства в 1989 и 1990 гг, когда было произведено по 55,7 млн тонн. В этом году, на 1 октября 2007 года, за 9 месяцев произведено 25,7 млн тонн. С августа с.г., вопреки увеличению спроса и почти двукратному росту цен на сырое молоко, наблюдается устойчивое снижение объемов производства молока, особенно в ЦФО - -6-8% к уровню того же периода прошлого года. Крайне мало молока производится в Ленинградской, Мурманской, Самарской, Волгоградской, Тюменской, Челябинской, Иркутской, Нижегородской областях, в регионах Дальневосточного ФО. Такого низкого уровня производства молока в России не было с середины 1950-х годов. В начале XXI века мы скатились к показателям послевоенных лет прошлого столетия!
Государство озабочено состоянием сельского хозяйства в стране. В частности, животноводство занимает одну из первых строк в "аграрном бюджете" РФ. Тем не менее оно остается едва ли не лидером по убыточности. В рамках приоритетного национального проекта в сельском хозяйстве фактически "реанимация" и ускоренное развитие молочного животноводства объявлено одним из основных направлений. Но на практике "национальный проект" в АПК сводится только к субсидированию ставок по кредитам. В стране более 30 тысяч хозяйств, для которых молочное направление является одним из основных. В нацпроект по АПК вошли лишь 2 процента производителей молочной продукции. Через почти три года работы нацпроекта в стадии технической модернизации находятся всего около 800 молочных производств. Для России - это капля в море! Но даже эти хозяйства на практике сталкиваются с подчас непреодолимыми сложностями из-за бюрократических препон и непомерных сроков оформления проектно-разрешительной и другой документации. Если в развитых европейских странах с момента принятия решения о строительстве животноводческого комплекса проходит не более трех месяцев, то у нас и двух лет не хватает, не говоря уже о совершенно неподъемной стоимости таких работ. На строительство и техническое оснащение уходит также порядка двух лет - и это при условии, если дело в руках расторопного и грамотного хозяина. Так что в лучшем случае проходит пять лет до получения первых литров молока. А кредит выдается максимум на 5-8 лет, и платить по нему приходится начинать практически сразу же после получения денег! При производительности одной коровы в среднем 5 тыс кг молока в год и средней стоимости молока в 12-13 рублей за литр только для того, чтобы окупить затраты, необходимо не менее семи-восьми лет! А до недавнего времени цена на молоко несколько лет держалась на уровне 6-8 рублей за литр (в некоторых регионах не поднималась выше 5 рублей за литр), и производство молока было просто убыточно. Молочное животноводство, отрасль потенциально прибыльная и высокорентабельная, - дело долгое и дорогое, в отличие от птицеводства и свиноводства, где первые результаты можно увидеть уже через 2-3 года. Именно поэтому срок кредитования в молочной отрасли, например, в Канаде - 30 лет, в странах Европейского Союза - 20-25 лет. И если мы действительно дорожим продовольственной безопасностью нашей страны, хотим развивать собственное молочное производство, чтобы не зависеть от поставок "извне", необходимо пересмотреть отношение к государственной поддержке молочного животноводства, значительно увеличив сроки кредитования и предоставив максимально комфортные экономические, налоговые и социальные условия молокопроизводящим хозяйствам для развития и модернизации производства. Однако, как это ни парадоксально звучит, деньги здесь не главное! В первую очередь государству следует уделить максимальное внимание созданию условий для появления эффективного собственника новой формации в сельском хозяйстве. А это задача гораздо шире и многограннее, чем простое предоставление средств на строительство и развитие. Именно неопределенность статуса и правовая незащищенность сельхозпроизводителя, до сих пор не решенные вопросы о собственности на землю, абсолютно реальная угроза рейдерских захватов и неослабевающее давление со стороны государственных органов (на среднем сельхозпредприятии в год проводится порядка 20 различных "проверок" органами государственной власти и контроля, каждый из которых вправе по закону приостановить или запретить экономическую деятельность хозяйства, наложить штрафные санкции, аресты и т.д.) являются пока фактически запретительными факторами для прихода в сельское хозяйство в массовом порядке серьезных предпринимателей. Особо остро в этом ряду стоит вопрос о земле: сегодня сельхозпроизводителю, работающему на земле и продолжающему платить налоги, в силу несовершенства и противоречивости законодательства не представляется возможным оформить фактически свою землю в собственность и обеспечить себе таким образом гарантии спокойного и планомерного развития на годы вперед. При этом земля сельхозназначения все равно покупается и продается: "эффективным собственникам" - крупным переработчикам, "инвесторам"-спекулянтам, различным "фондам", торговым сетям, строительным компаниям - всем, кроме тех, кто работает на земле, удается продавливать свои интересы в многочисленных кабинетах бюрократического аппарата и доводить дело до оформления собственности. Чудовищная ситуация, когда в хозяйство приходят "представители новых собственников" и заявляют, предъявляя надлежащим образом оформленные документы, что отныне земля и все, что на ней находится, принадлежит им - реалия сегодняшнего дня. При этом редко кто из "новых собственников" заинтересован в развитии сельского хозяйства.
Неблаготворным образом повлияет на отечественное животноводство недавнее снижение импортных пошлин на молоко и молочные продукты, а также увеличение квот на поставки мяса и мясных продуктов из Бразилии, Венгрии, Германии, других стран Европы и Австралии. Доступ на российский рынок разрешен даже крольчатине из Китая - страны, которая почти десять лет находилась в черном списке импортеров животноводческой продукции в РФ. Глобальный рост цен на продукты питания в мире, в частности на молоко и зерно, повлекший за собой значительный рост цен и на российском внутреннем рынке, явился одним из основных факторов "взорвавшейся" в последние месяцы в стране инфляции. И российское правительство решило использовать все способы борьбы с инфляцией, открыв внутренний рынок для зарубежных производителей. Мы считаем, что снижение ввозных "молочных" пошлин выгодно в первую очередь зарубежным поставщикам молочных изделий, импортерам, а также потребителям дешевого сырья для их производства. Но оно крайне не выгодно и даже губительно для российской мясо-молочной отрасли. Уже осенью на фоне хлынувшего потока демпингового импорта и ввиду удорожания всех составляющих молочного животноводства (концентрированные и комбикорма взлетели в цене почти в 2,5 раза, ЗЦМ почти в 2 раза, и т.д.), неблагополучной ситуацией в отдельных регионах по заготовке кормов для зимнего периода (к примеру, в Ростовской области заготовлено только 87% фуражного зерна, обеспеченность сенажом составила 74%, схожая ситуация в других областях ЮФО) во многих регионах начали вырезать скот мясо-молочного направления. На фоне дешевого импорта это позволило перекупщикам занижать закупочные цены на говядину с молоком и, соответственно, увеличивать прибиль в опте и рознице. Уже сейчас видно, что снижение импортных пошлин молоко, творог с 15% до 5%, на сыр до 0,3 евро за килограмм не приведет к существенному уменьшению розничных цен на эту продукцию и не сможет решить сегодняшних проблем высоких цен и дефицита на рынке натурального молочного сырья, но породит огромные проблемы для отрасли в будущем, поскольку чревато большей нерентабельностью мясо-молочного животноводства во многих регионах страны. Поможет ли снижение пошлин и открытие рынка конечному потребителю, повлияет ли это на цены? Большой вопрос. По уровню самообеспечения Россия входит в клуб стран с высоким уровнем удовлетворения молочных продуктов изделиями собственного производства. Их доля достигает 82 процентов, и 18 процентов - импорт. Однако есть две товарные позиции, где его размеры гораздо выше - сливочное масло и сыр, где до 40 процентов занимает иностранная продукция. По этим товарам наблюдается особенно сильная зависимость от международной конъюнктуры. В Россию завозятся в основном дорогие молочные продукты, как, например, йогурты, десерты и сыры. А творог, сметана, простокваша, ряженка производятся внутри страны. В общем объеме молочной продукции к концу этого года на долю импорта будет приходиться не менее 20%. А по сырам этот показатель составит порядка 40%. Однако ожидать, что импортный сыр подешевеет, также не приходится. Давно не секрет, что в ценовом "секторе" правят посредники и торговые сети, в зависимости от своих интересов удерживающие или меняющие цены на отечественную и импортную продукцию. А производители, если и выходят напрямую к потребителям, то в основном на ярмарках, да и то в объемах, не способных повлиять на общий уровень цен. Увеличение импорта сухого порошкового молока и других ненатуральных компонентов приведет к увеличению на рынке доли "восстановленных" и других модифицированных продуктов, причем до принятия нового техрегламента о молоке такие продукты будут продаваться под видом натуральных. Тем временем вероятное падение в РФ животноводческого поголовья и больший наплыв импорта, особенно демпингового, восстановят ситуацию начала первой половины 1990-х годов, когда отечественное продовольствие было намного дороже импортного. Поэтому импорт возобладал на прилавках, особенно городских. Это может очень больно ударить по отечественному производителю, и оправляться после такого удара опять придется очень долго.
Не все благополучно и стабильно на мировом рынке молока. В период 2001-2006 гг. производство молока в мире увеличилось на 59 млн т, а потребление молочных продуктов - на 62 млн т. Эта разница между производством сырого молока и потреблением изделий его переработки привела к тому, что, к примеру, ЕС вынужден был израсходовать все свои молочные запасы. И сейчас они практически отсутствуют. В 2007 г. прирост производства молока в мире, по оценкам экспертов, составит 10 млн т, а спрос увеличится на 15 млн т. В значительной степени этому способствует возрастающее потребление молока и молочных продуктов в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в Африке. Сегодня главными мировыми импортерами молока являются США, Япония, Алжир, Саудовская Аравия, Сингапур, Китай и Россия. Основными торгуемыми товарными позициями на рынке молочной продукции являются сухое молоко, сыр и сливочное масло. Недостаточное предложение сухого молока в конце зимы - начале весны 2007 г. привело к увеличению его стоимости на мировых рынках в 2,5 раза. И цены продолжают расти. Растущий спрос на молоко привел к тому, что большинство стран производят его только для удовлетворения собственных потребностей. Экспортеров едва ли не в прямом смысле можно пересчитать по пальцам. Это в первую очередь Новая Зеландия, которая поставляет 13 миллионов тонн молочных изделий из общего мирового производства в 655 миллионов тонн, Австралия, некоторые государства Европы, в частности Ирландия, через Атлантический океан - Аргентина. Рост цен был вызван не только растущим спросом, но и сокращением предложения. Новую Зеландию постигла засуха, а на Аргентину, наоборот, обрушились дожди и холода, и она снизила производство молока за год на 30 процентов. В целом же из всего объема производимого молока лишь 5 процентов являются объектами мировой торговли. В большинстве регионов планеты уровень обеспеченности продуктом не достигает 100 процентов. Сегодня лидер по производству молока - Индия, за ней идут США. Традиционно Россия занимала 3-ю позицию, но в 2007 году с нее нашу страну вытеснит Китай. Темпы прироста производства молочной продукции в Поднебесной впечатляют; для сравнения: в 1990 году здесь производили 1,3 миллиона тонн молока, Россия - 55,7 миллионов, в 2007 году Китай выйдет на уровень 36 миллионов тонн, а Россия по прогнозам произведет только 32-33 млн тонн. Еще совсем недавно Китай пил по 5 литров молока в год на человека, сейчас стал пить по 25, обогнав по этому показателю Россию с ее 23 литрами молока на человека. В результате Китай в этом году закупил 4 млн тонн сухого молока; по 2 млн тонн закупили Алжир и Саудовская Аравия, которых никогда на этом рынке не было. Но собственно сам рост цен начался с США, за ними взлетели цены в Новой Зеландии, традиционном крупнейшем экспортере, за ними - в Европе. Когда цены взлетели в Европе, и выпуск сухого молока стал прибыльным, ЕС в конце 2006 года отменил экспортные субсидии. Тенденции на ближайшее время скорее всего сохранятся, потребление по-прежнему будет опережать рост производства. В 2007 году Китай увеличит его на 4 миллиона тонн, которые будут целиком выпиты самими китайцами. В Индии производство возрастет на 3 миллиона тонн, и тоже весь прирост поглотит внутренний рынок. Схожая ситуация в США, здесь молочная река окажется полнее на 1 миллион тонн, Россия также весь молочный прирост использует для внутреннего потребления. А вот традиционные экспортеры снизят поставки на мировой рынок. Таким образом, дефицит молока усугубляется. В 2007 году выпуск сухого молока составит 10 миллионов, а потребительские ожидания находятся на уровне 15 миллионов тонн. А потому надежд на снижение цен нет.
Россия - часть глобального мирового рынка. Поэтому любые значимые изменения на нем не смогут на нас не отразиться. Но реально защитить российский внутренний рынок от лихорадочных колебаний цен и продовольственных катаклизмов, повысить продовольственную безопасность страны, создать новые рабочие места и поднять уровень жизни на селе можно только одним способом - развивать собственное отечественное молочное производство. Без глубокого понимания сложившейся в отрасли ситуации и серьезной программной государственной поддержки эту задачу решить не удастся.
В этой связи предлагаем:
в рамках приоритетного национального проекта развития АПК и, в первую очередь, мясного и молочного животноводства - увеличить сроки кредитования предприятий, уже работающих в этой отрасли, для строительства и модернизации животноводческих комплексов нового типа, как минимум до 12-15 лет; изменить условия кредитования с учетом специфики и интересов отрасли: возмещать полностью процентную ставку по таким кредитам, предоставить налоговые и кредитные "каникулы" на первые пять лет работы;
ускорить законодательное решение вопроса о собственности на землю для сельхозпроизводителей, использующих землю как основное средство производства и ужесточить законодательство в отношении собственников земли сельхозназначения, которые в течение трех лет не обрабатывают ее и не используют в сельскохозяйственном производстве;
с целью скорейшего снижения зависимости внутреннего рынка от импорта, в интересах развития российского сельхозпроизводителя разумно совершенствовать меры внешнеэкономического регулирования рынка продуктов питания, а именно: не отменять и не снижать импортных пошлин на молоко и молочные продукты, не увеличивать квоты на импорт мяса и мясных продуктов. Недавнее решение правительства о снижении пошлин привело к тому, что в продукции под отечественными брендами стало больше импортного сырья, при этом на розничные цены это никоим образом не повлияло. Выиграли, в основном, импортеры сухого молока.
ускорить принятие ФЗ "О торговле", где в плане регулирования внутреннего рынка законодательно ограничить суммарную торговую наценку на продукты питания первой необходимости в размере 12%;
законодательно запретить использование привычных для покупателя названий "молоко", "сметана", "масло", "сливки", "творог", "ряженка", "кефир" и другие для продуктов, изготовленных из или с использованием восстановленного из сухого порошка молока, растительных жиров и других растительных и/или модифицированных заменителей молочных компонентов. При этом необходимо обязать производителя такой молочной продукции указывать на этикетке, на площади не менее 15% от общей площади этикетки, о содержании в продуктах таких компонентов;
усилить роль государства в регулировании рынка продуктов питания с учетом необходимости переоценки роли сельского хозяйства в экономике страны; руководствоваться принципом "национального приоритета" и поддержки отечественного производителя во всех вопросах продовольственной безопасности России;
Рассчитываем на Ваше внимание и объективную оценку представленных аргументов, будем признательны за поддержку наших инициатив.
С уважением, Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу С.Ф. Лисовский
Думаю, что каких-то особых и многословных комментариев это не требует - все достаточно очевидно. Отрасль находится в ужасном и опасном положении. Отрасль нуждается в срочном госрегулировании. Срочном, но аккуратном, без социализма.
Фраза, что рынок спасет все - это глупость времен Гайдара, свидетельствующая о низком понимании того, как работает реальная экономика. Потому что регуляторы, тем не менее, работают, мало этого, - рынок начинает работать только тогда, когда у тебя есть определенное количество игроков. Когда у тебя невозможен ценовой сговор.
Интересна другая логика. Вот, представьте, что мы сейчас возьмем и откроем границы - завезем сюда продукты со всего мира. К чему это приведет? Во-первых, это приведет к тому, что мы абсолютно убьем свое сельское хозяйство. За последние 15 лет с карты России исчезло 18 тысяч сел и деревень. Вы можете себе представить - 18 тысяч сел и деревень!? А сейчас делается все, чтобы села вообще не стало! Впрочем, некий подъем в отдельных отраслях наблюдается. И то - благодаря таким предпринимателям как Сергей Лисовский, которые вкладывают в отрасль деньги и все свои силы.
Кстати, показателен пример Белгородской области. Там просто фантастический подъем сельского хозяйства, благодаря местному губернатору.
Я давно говорил, когда еще началось повышение цен на бензин, к чему это все приведет. Уже тогда я обращал внимание людей - цены на бензин лежат в основе всего, и их повышение все равно приведет к росту цен на продовольствие. Вот сейчас одно догнало другое, все сложилось. Очевидно, что после 2 декабря цены никто не будет сдерживать и они рванут вверх. Очевидно и то, что меры, которые предлагает Зубков, вопиющи по своему непрофессионализму. "Поезд, стой: раз, два!" - это даже не смешно.
Впрочем, в чем-то я не соглашусь с Сергеем Лисовским, пусть он и не говорит прямо, что в росте цен виноваты сетевики... Не думаю, что это некорректно. Соответствующие законы, конечно, нужно принимать, но сети страдают тоже и немало. Необходимо регулировать все стадии - и изготовления, и распределения всех продуктов питания. Ведь, тот же оборот зерна - он в России жестко монополизирован. На минувших выходных я был в Волгограде, где получил много интересной информации как раз по этой теме, из первых рук. Несколько компаний держат оборот зерна в стране. А там, где есть монополисты - там нет никакого рынка. Тем более - честного рынка. Это уже многократно озвучивал Шалва Чигиринский - монополии уничтожают рынок. Рынок должен быть реальным, а не нарисованным. С тонкими регуляторами со стороны государства. Но именно регуляторами, а не участниками, и уж тем более - не монополистами на рынке.
Да, что-то пытается выровнять Дмитрий Медведев со своими нацпроектами. Но, при этом, я лично знаю людей, которые занимаются сельским хозяйством, им государство открыло кредитные линии... Но никаких живых денег они получить не могут! В государстве банальный кризис наличности! Нет денег, физически нет! Кроме этого, очевидно, что Медведеву буквально ставят палки в колеса.
Сегодня мы наблюдаем, как совпали по времени и месту сразу две глобальных причины. Бездарная политика, много лет проводимая в российском сельском хозяйстве, и мировой кризис продовольствия. К тому же, - ряд сугубо внутренних российских факторов. И все - коллапс сельского хозяйства. Государство не имеет ни малейшего представления, что с ним делать. Чиновники, которые занимаются сельским хозяйством в России, вообще не понимают специфику этой отрасли. А Зубков, сам бывший директором колхоза... его рецепты просто убивают! Но об этом пытаются не говорить, потому что до выборов говорить об этом плохо. А после выборов... будет еще хуже, с таким-то наследством.
Я считаю, что в России давно пора балансировать экономику, именно балансировать, то есть - бороться с монополистами. Потому что ранее победили олигархов, отделили их от политики, но не удалось создать условия реальной рыночной экономики.
Посмотрите, где основные проблемные места - сельское хозяйство, строительство. И вот вам результат - сначала скачут цены на жилье, теперь цены на продукты питания. Все это не случайно!
Ясно, что Минсельхоз не справляется со своими обязанностями, но можно быть уверенным, что никаких кадровых решений принято не будет. Мы с вами знаем, что должно было произойти, чтобы сняли Зурабова... Поэтому, ничего не произойдет и с Гордеевым.

Владимир Соловьев



21.11.2007
EXCLUSIVE

Док. 399887
Опублик.: 22.11.07
Число обращений: 366

  • Лисовский Сергей Федорович
  • Соловьев Владимир Рудольфович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``