В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Геннадий Воронцов: `Мы создаем информационный пирог...` Назад
Геннадий Воронцов: `Мы создаем информационный пирог...`
Информационное обеспечение в строительной сфере находится на катастрофическом уровне. С этого признания началась беседа нашего корреспондента с директором Всероссийского государственного научно-исследовательского института проблем научно-технического прогресса и информации в строительстве (ВНИИНТПИ), заслуженным строителем России Геннадием Воронцовым. Причины такого положения выясняла Марина Базылюк.

- Геннадий Иванович, со времени появления в 1943 г. и по сегодняшний день ВНИИНТПИ неоднократно менял не только название, но и направления своей деятельности. Чем институт занимается сегодня?
- Да, все течет, все изменяется. Одна из наших основных задач на сегодняшний день - обеспечение информационной продукцией, связанной с выполнением национальных проектов в области ЖКХ и строительства. Так вот ситуация с информационным обеспечением в регионах (именно в строительной сфере) неудовлетворительная. Мне приходится часто ездить по России, и эти поездки очень помогают и в повседневной работе, и в выборе основных направлений деятельности института.
Был я недавно в Белгороде на совещании. И там выяснилось, что уровень информационного обеспечения руководящих работников (причем это заместители губернаторов, мэры), отвечающих за реализацию национальных проектов, невысокий. Многие из них несвоевременно получают необходимую информацию, в том числе касающуюся национальных проектов.
Руководители Минрегионразвития и Росстроя значи-тельно опережают по информированности руководителей регионов. Реформа в ЖКХ и строительстве буксует на местах в том числе и по этой причине.
Это особенно заметно, когда ездишь по разным областям. Сразу видно, где провал, а где его нет. Так вот, чтобы все хоть в какой-то степени понимали этот информационный пирог, чтобы они его "ели", мы и работаем. Подготовка этого "пирога" - наша главная задача.

- В каком виде вы предлагаете информацию тем же регионам? Это печатные издания, электронные документы?
- И то и другое. У нас много печатных изданий, за счет которых мы частично и существуем. Институт выпускает порядка 60 журналов, бюллетеней, сборников, докладов, например, "Бюллетень зарубежной научно-технической информации по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству" (БИИНТИ), журналы "Сейсмостойкое строительство. Безо-пасность сооружений", "Нормирование в ЖКХ" и др. Но для оперативного информационного обеспечения работников отрасли этого явно недостаточно. Наши журналы выходят раз в два месяца, а людям свежая информация нужна каждый день! Поэтому в институте есть отдел, который занимается тем, что обеспечивает нормативной и законодательной документацией регионы через электронные базы данных. Кстати, у нас одна из самых лучших в стране электронная база всех нормативных документов и решений в области ЖКХ, а также имеется сеть информационных баз и банков данных практически по всем направлениям деятельности в области строительства, архитектуры и ЖКХ.
Поскольку мы работаем под руководством и в непосредственном контакте с Росстроем, а также с Минрегионразвития, то получаем необходимые документы от них одними из первых. И сразу же вводим их в электронную базу данных. И вот такими свежими данными постоянно обеспечиваем 69 регионов России, благодаря чему они в курсе всего. С каждым из этих регионов у нас есть договор, что позволяет нам финансово каким-то образом жить.
Кроме того, что касается направления деятельности, в институте есть целый научный отдел, который на региональном уровне занимается подготовкой определенных законодательных документов. В частности, работаем с правительством Московской области, областными министерствами строительства и экономики по подготовке документов, которые помогают быстрее реализовывать национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

- Уже 10 лет вы издаете уникальную архитектурно-строительную энциклопедию, расскажите, пожалуйста, о ней подробнее.
- Да. Есть еще фундаментальные работы, которыми мы занимаемся. По постановлению Госстроя/Росстроя, по согласованию с правительством РФ и совместно с Академией архитектуры и строительных наук мы действительно издаем Российскую архитектурно-строительную энциклопедию (РАСЭ). Уже выпустили 10 томов, через месяц выйдет 11-й, посвященный вопросам строительной экологии. В изданных томах представлены обобщенные сведения о современном состоянии и последних достижениях в области строительной науки, строительства, архитектуры, градостроительства, жилищно-коммунальной сферы с учетом новых технологий и организации производства работ, новых строительных материалов, изменений в управлении и экономике строительства.
С 1995 г., когда был издан первый том РАСЭ, мы выпускаем по одному тому в год, а всего запланировано выпустить 20. Энциклопедия изда-ется в печатном и электронном виде. В настоящее время мы переводим ее на английский язык.

- Занимаетесь ли подготовкой молодых специалистов?
- Да. У нас в институте есть аспирантура, сейчас решается вопрос о создании диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора или кандидата наук. В аспирантуре сегодня более 40 человек получают послевузовское образование в области экономики и управления строительством. Плюс к этому у нас есть филиалы кафедр двух вузов: кафедры экспертизы и управления недвижимостью Московского института жилищно-коммунального хозяйства и строительства и кафедры архитектуры и строительства Российского института дружбы народов. Таким образом, мы участвуем в подготовке специалистов по основным направлениям деятельности строительного комплекса. Считаю, что таких институтов, как наш, мало в стране.

- А я думала, что ваш институт вообще единственный...
- (Смеется.) Я просто не хотел говорить: действительно, информационных институтов в стране практически не осталось, а в области ЖКХ и строительства наш вообще один.

- Вы уже не раз в нашей беседе упомянули, как зарабатываете деньги. А как же государственное финансирование? Неужели оно отсутствует?
- Бюджетного финансирования у нас практически нет, поэтому мы не просто связаны с коммерческими структурами, мы плотно с ними работаем, потому как лишь около 7% наших доходов - это договоры с муниципальными органами власти. А из федерального бюджета институт не имеет ничего! И вот почему. Мы, конечно, можем биться за эти деньги, но у нас масса другой работы, и это не наш уровень - не мы должны доказывать, что деньги нам нужны. Мы можем только говорить, кричать и плакать над этим, что я почти на каждом совещании и делаю...
Вот простой пример. Есть у нас Министерство сельского хозяйства, есть национальная программа развития сельского хозяйства и министр Гордеев. Мы как-то выяснили, что у них на информационное сопровождение национальной программы по сельскому хозяйству выделено 200 млн руб. А Минрегиону на информационное сопровождение своего нацпроекта по доступному жилью - ноль! И я задаю вопрос сотрудникам аппарата правительства: почему? Они мне: Греф, мол, не дает, Кудрин не дает. Я спрашиваю: а почему нашему Яковлеву и Круглику не дают, а господину Гордееву дают? Значит, кто-то умеет договариваться, а кто-то нет? Но страдает-то от этого тот же национальный проект.
Почему отстали те, кто занимается реализацией нацпро-екта на местах? Потому что государство, не выделяя на это важнейшее направление деньги, просто проявляет какую-то беспечность или близорукость. Поэтому мы сами вынуждены зарабатывать деньги для информационного обеспечения этого национального проекта. Ездим по регионам, заключаем договоры, подписываем регионы на свои издания... Короче, зарабатываем. И получается, что без финансирования со стороны государства мы выполняем государственную задачу. Самое обидное, что деньги эти есть в бюджете. Но опять же, повторюсь, это не мой уровень их выбивать, меня и слушать не будут.

- А вы подсчитывали, сколько вам примерно надо?
- Конечно, упомянутые 200 млн руб. для нас крохи. Объясню почему. Вы себе представьте, что мы до сих пор данные по реализации национальных проектов собираем химическим карандашом! Конечно, я говорю образно. Но почему мы до сих пор не имеем единой информационной сети, которая позволила бы любому региону зайти и посмотреть все свежие данные и иметь двустороннюю связь с Минрегионом и Росстроем? И ведь сами регионы в это вкладывали бы деньги. Причем эту базу можно сделать на основе программного продукта, который уже есть в нашем институте. И если бы мы это сделали, то одна и та же информация каждый день была бы и у г-на Круглика, и у каждого работника отрасли в любом регионе России. А пока все сведения поступают в основном из телефонных разговоров.
В свое время, это было давно, мы начинали разработку программы по созданию единой информационной сети, которую назвали ОСИС - "Объединенные системы информации в строительстве". Но и тогда денег на единую сеть не нашлось. Мы вынуждены были пойти другим путем: заключить договоры с несколькими регионами на подготовку для них определенного программного продукта. Регулярно собирали данные, правда, тогда не было национальных проектов, но были другие важнейшие направления деятельности, вот по ним мы все и готовили. Но потом произошла смена власти, и эта работа прекратилась.
Такая единая информационная база должна быть обязательно, ведь она есть в других отраслях народного хозяйства, у железнодорожников, например. А у нас сотни миллиардов рублей выделяются на ЖКХ и на национальный проект, и что, нельзя выделить из них несколько сотен миллионов на создание качественной информационной системы, которая облегчила бы работу всех, кто занят в этой отрасли? Ведь в регионах тормозится выполнение национального проекта также и из-за отсутствия надлежащей информационной системы.


http://grandsmeta.ru/n21-2006int

Док. 399579
Перв. публик.: 21.11.06
Последн. ред.: 21.11.07
Число обращений: 201

  • Воронцов Геннадий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``