В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Акулов: `Мы намерены догнать железнодорожников Европы` Назад
Михаил Акулов: `Мы намерены догнать железнодорожников Европы`
В последнее время вновь стала популярна тема развития скоростного и высокоскоростного движения в России. Появляются новые проекты, продвигается реализация старых. О том, какие новинки и когда ждут пассажиров "Российских железных дорог" (РЖД) и как развиваются проекты компании по пассажирским перевозкам, корреспонденту газеты РБК daily Евгении Гаврилюк рассказал вице-президент компании Михаил Акулов.

- Михаил Павлович, первым проектом организации высокоскоростного движения должен стать маршрут Москва - Санкт-Петербург. Как продвигаются работы на этом направлении?

- В этом году мы планируем повысить скорость движения на этом направлении до 250 км/ч. Почти 6 млрд руб. выделено на проведение реконструкционных работ, к которым мы уже приступили. Кроме того, уже заключен контракт с компанией Siemens на поставку высокоскоростных электропоездов Velaro RUS. Три из восьми заказанных поездов будут курсировать по маршрутам Санкт-Петербург - Москва и Москва - Нижний Новгород.

На участке Москва - Нижний Новгород также начаты работы по увеличению скорости движения до 160 км/ч.

- Михаил Павлович, как продвигаются работы по организации скоростного железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Хельсинки?

- "Российским железными дорогами" и Железными дорогами Финляндии создано СП - компания Оу Karelian Trains Ltd. , - которое уже начало свою хозяйственную деятельность. Оу Karelian Trains объявила тендер на закупку подвижного состава для организации скоростного железнодорожного сообщения на этом направлении. На сегодняшний день мы получили предложения от производителей, сейчас проводится анализ этих предложений как в части соответствия техническим требованиям, которые были выдвинуты, так и с точки зрения ценовой политики, которую производители предложили. Заключение контрактов запланировано на июнь этого года.

- Когда можно ждать появления самой магистрали? Как продвигаются работы на российской территории?

- С этого года РЖД приступили к модернизации участка Санкт-Петербург - госграница. Для проведения этих работ в текущем году предусмотрено выделение 3, 5 млрд руб. Итогом этих работ станет повышение скоростей до 160 км/ч на всем протяжении магистрали и до 200 км/ч на отдельных участках. Мы полагаем, что итогом 2007 года станет надежная инфраструктура, так как первоочередное значение мы уделяем энергоснабжению магистрали. В 2008 году эти работы могут быть продолжены. Аналогичные усилия прикладывают и финские железнодорожники. Мы полагаем, что синхронизировав процессы завершения работ и процессы приобретения подвижного состава для проектов организации скоростного движения на направлениях Санкт-Петербург - Хельсинки и Москва - Санкт-Петербург, мы сможем создать хороший транспортный луч от Скандинавии до Поволжья. Мы понимаем, что скоростные маршруты - это то, что сегодня нужно нашему пассажиру.

- На каких других направлениях можно в ближайшее время ждать появления скоростных поездов?

- В настоящее время прорабатывается проект строительства скоростной магистрали на направлении Москва - Черноморское побережье. При этом в первую очередь мы ориентируемся на направление Останкинского хода, которое сегодня не имеет значительной загрузки и может быть использовано как основной вектор. Стоит вопрос о строительстве нового участка, который позволит перенести движение поездов с Пяжковского хода на Воронежский ход и прибывать на Черноморское побережье. Проработки по этому проекту ведутся. С учетом существующих технологий к 2014 году строительство этой магистрали и начало движения по ней - это реальный факт.

- Каковы планы и перспективы создания Федеральной пассажирской компании (ФПК)?

- Работы по созданию Федеральной пассажирской компании сегодня продолжаются. В рамках третьего этапа реформирования была создана Федеральная пассажирская дирекция (ФПД) - филиал РЖД. С 1 апреля начала хозяйственную деятельность Дирекция железнодорожных вокзалов - филиал ОАО "РЖД". Мы выделяем различные виды деятельности в филиалы РЖД, чтобы тем самым достичь максимального эффекта от специализации. Вопрос дальнейшего преобразования ФПД в компанию очень важен и имеет принципиальное значение.

Позиция РЖД состоит в том, что ФПК должна быть создана как дочернее зависимое общество материнской компании. Мы полагаем, что это единственный правильный выход. В пользу такого решения говорят факторы специфики и значимости железнодорожного транспорта для экономики страны. И никто сегодня эти факторы не может опровергнуть или доказать преимущества другой формы создания ФПК. Вместе с тем есть программа структурной реформы, в которой прописана иная форма создания ФПК. Сегодня продолжается обсуждение этого вопроса экспертами. В целевой модели развития рынка железнодорожных транспортных услуг дана осторожная формулировка, что рассмотрение формы создания ФПК начнется в 2008-2010 году.

- Скажите, пожалуйста, каковы планы РЖД по внедрению нового подвижного состава? Можно ли ожидать появления каких-то принципиально новых вагонов?

- На конкурсе (на прошлой неделе в Сочи состоялся всероссийский конкурс вагонов повышенной комфортности РЖД - прим. ред. ) вы видели новый подвижной состав, который сегодня по заказу РЖД производит Тверской вагоностроительный завод. Это совершенно иной подвижной состав, это иные условия для проезда пассажиров и работы обслуживающего персонала. Но мы полностью не удовлетворены и этим проектом. Для завода он тоже переходный. Мы должны отработать вагон, который максимально функционально обеспечит потребности пассажира. У нас иногда возникает путаница в том, что нужно предложить пассажиру. Нужно, чтобы пассажир забыл, что он находится в дороге, что он находится в поезде. Мы разрабатываем новые технологии конструирования подвижного состава, новые технологии перевозки пассажиров.

В настоящее время объем заказов пассажирских вагонов не обеспечивает потребности РЖД в подвижном составе. На перспективу до 2015 года, на основе данных наших вагоностроительных заводов, мы прогнозируем наличие дефицита в количестве 300- 350 вагонов.

Сегодня мы полностью загружаем отечественные заводы нашими заказами. При этом мы ищем и других производителей, которые могут нам предоставить продукт, соответствующий нашим требованиям. Мы сегодня ведем переговоры с рядом европейских производителей вагонов. В частности, серьезно рассматриваем концепцию внедрения на железных дорогах двухэтажного подвижного состава, в том числе и со спальными местами. Мы уже ведем переговоры с финской компанией "Транстек" о применении этих технологий на наших вагоноремонтных заводах в форме совместного предприятия. Это реальнее шаги, которыми мы хотим не только восполнить дефицит, но и предоставить новые условия для перевозки пассажиров. В двухэтажных вагонах Финляндии, подходящих нам по габаритам, пассажир получает такие условия, которые мы сегодня не можем предоставить даже в вагоне СВ.

- Что делается для улучшения сервиса, качества услуг? Какие новинки в самих поездах в ближайшее время ждут пассажиров?

- Для удовлетворения возрастающих потребностей пассажиров в получении услуг современного уровня вводятся в эксплуатацию спальные вагоны повышенной комфортности класса люкс. Ограниченное количество мест в вагонах этого класса (от четырех до пяти купе), современный дизайн и оборудование обеспечивают для пассажиров на сегодняшний день максимально возможный уровень сервиса и комфорта в пути следования.

В этом году предполагается начать оснащение вагонов фирменных поездов и вагонов повышенной комфортности мультимедийными системами. Прокат DVD-проигрывателей представляется наиболее актуальным. Так же ведется работа по обеспечению беспроводного доступа пассажиров в сеть Интернет.

В настоящее время прорабатывается возможность разделения вагонов на вагоны для курящих и некурящих, дифференциации стоимости билетов в зависимости от типа мест в вагоне, наличия в поездах длительного следования медицинского кабинета со специалистом терапевтического профиля, включения в составы поездов бытовых вагонов (душ, прачечная, парикмахерская, спорткупе).

Большим спросом пользуются поездки в вагонах повышенной комфортности, где в стоимость билета включены дополнительные услуги (холодное и горячее питание, печатные издания, предметы санитарно-гигиенического назначения, сопровождение нарядами милиции и т. д. ), предоставляемые в зависимости от класса вагона.

При наличии в составе поезда вагонов-ресторанов (вагонов-кафе) пассажирам предоставляется возможность получить горячее питание, в том числе с доставкой блюд в купе по заказу. В меню вагона-ресторана наряду с фирменными блюдами включается обеденная продукция, вегетарианские блюда, блюда детского питания.

В порядке эксперимента в восьми поездах пассажирам предоставляется возможность проезда в мужских и женских купе.

В целях осуществления дополнительных мер по обеспечению личной безопасности пассажиров в отдельных вагонах повышенной комфортности установлены камеры слежения, которые позволяют проводнику вагона контролировать состояние проходов салона вагона и тамбура.

Прорабатывается возможность оснащения вагонов повышенной комфортности системой закрытия дверей купе "электронный ключ".

- Повлияет ли это на цену билетов?

Михаил Акулов родился в Москве 16 августа 1960 года. В 1982 году окончил с отличием Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, в 1998 году- Академию народного хозяйства при Правительстве РФ. С 1982 года работал бригадиром, мастером электровозного цеха, заместителем начальника, начальником локомотивного депо Москва-Пассажирская-Киевская Московской железной дороги (МЖД). В 1992-1998 годах - главный ревизор по безопасности движения поездов- первый заместитель начальника Московско-Смоленского отделения МЖД. В1998-1999 годах - заместитель начальника МЖД - начальник Московско-Курского отделения. В 1999-2000 годах - первый заместитель начальника, Юго-восточной железной дороги (ЮВЖД). В 2000-2002 годах - начальник ЮВЖД. В 2002- 2003 - замминистра путей сообщения РФ, 2003-2004 годах - первый замминистра путей сообщения РФ. С марта 2004 года по ноябрь 2005 года - руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта. В ноябре 2005 года советом директоров ОАО "РЖД" назначен вице-президентом, курирующим пассажирский комплекс РЖД. Женат, воспитывает сына и дочь.

- Наша политика в области тарифообразования сформирована в соответствии с решениями Федеральной службы по тарифам (ФСТ). С 1 января этого года базовые тарифы на пассажирские железнодорожные перевозки дальнего следования в плацкартных и общих вагонах проиндексированы на 12 %. Тарифы на перевозку пассажиров в дальнем следовании в вагонах СВ, купейных вагонах всех поездов и скоростных поездах проиндексированы на 20 %. Регулирование тарифов в социальной сфере перевозок ведется по гибкому графику: к ставкам базового тарифа применяются дифференцированные по календарным периодам года индексы изменения тарифов. Вся информация об изменении тарифов содержится на официальном сайте ОАО "РЖД". Мы в начале года объявляем пассажиру, когда ему удобнее совершить свою поездку в зависимости от его цели и сколько это будет стоить. Никаких иных оперативных решений ни в течение летнего периода, ни до конца года мы принимать не будем.

- Что РЖД предпринимают в рамках подготовки к летней пассажирской кампании в этом году?

- Основные особенности обеспечения летних пассажирских перевозок в этом году сформулированы в стратегии развития компании и состоят в следующем. Первое направление - это коренное обновление подвижного состава, предназначенного для перевозок пассажиров. В этом году компания приняла программу по приобретению почти 900 пассажирских вагонов, это максимальное количество вагонов, приобретаемое за" последние 15 лет. Пассажир должен увидеть новый вагон с новыми потребительскими качествами. Второе - дальнейшее развитие системы продажи билетов на поезда дальнего следования. С 14 мая мы запускаем новый проект "Электронный билет". Каждый желающий сможет приобрести билет через Интернет по кредитной карте и затем получить его в любой кассе РЖД. Мы успешно завершили эксперимент по продаже электронного билета, который начали в мае прошлого года, и этом году распространяем данную систему на все кассы РЖД. Следующее направление, реализуемое нами, - это запуск в течение лета впервые в истории РЖД новой технологии самообслуживания по приобретению билетов дальнего следования. Мы создадим и предоставим билетопечатающий автомат, который будет установлен во всех доступных местах. В результате пассажиру не нужно будет выбирать время, чтобы идти на железнодорожный вокзал за билетом. Он получит возможность приобрести, билет в том месте, где живет или работает. Мы не должны пассажира ради приобретения билета "затаскивать" на вокзал. Первый такой автомат был запущен в Сочи на выставке "Транстелеком". Мы намерены широко развивать эту технологию. Сколько их будет, сказать пока сложно. Их должно быть намного больше. Во всех европейских странах применение таких систем очень широко. Во Франции, например, количество таких автоматов 3600 единиц. И мы намерены догнать лидирующих железнодорожников Европы в этом вопросе.

***

ОАО "Российские железные дороги" начало хозяйственную деятельность в октябре 2003 года. Единственный акционер общества - Российская Федерация. На сегодняшний день РЖД являются крупнейшей транспортной компанией страны и входят в тройку самых крупных транспортных компаний мира. На долю РЖД приходится около 40 % совокупного грузооборота и около 40 % пассажироперевозок. По итогам прошлого года "Российскими железными дорогами" было перевезено 1, 352 млрд пассажиров и 1, 31 млрд т грузов, что на 2, 5 и 3 % соответственно превышает показатели 2005 года. Грузооборот компании увеличился на 4, 8 % и составил 1, 95 трлн тоннокилометров, пассажирооборот - на 4, 3 %, до 178, 26 млрд пассажирокилометров. Чистая прибыль компании выросла в 2, 7 раза, до 26, 3 млрд руб.



http://www.rbcdaily.ru "РБК daily", 26.04.07

Док. 398837
Перв. публик.: 26.04.07
Последн. ред.: 20.11.07
Число обращений: 441

  • Акулов Михаил Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``