В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Акулов: Машинист `Невского экспресса` действовал профессионально, уверенно, результативно Назад
Михаил Акулов: Машинист `Невского экспресса` действовал профессионально, уверенно, результативно
Гость: Михаил Акулов - вице-президент ОАО РЖД

Несомненно, героем вчерашнего дня стал машинист "Невского экспресса" Алексей Федотов. О нем говорили все, его цитировали все, его постоянно показывали по всем телевизионным каналам, он звучал в эфире "Маяка".

Не стоит забывать также и о поездной бригаде, которая действовала точно так же слаженно, как и машинист "Невского экспресса". И большинство экспертов, которые комментировали ситуацию, говорили, что и поездная бригада, локомотивная бригада действовали настолько слаженно, что именно благодаря их действиям, в том числе, жертв удалось избежать.

Что это - обычное поведение человека в экстремальной ситуации, или наоборот - необычное? Может быть, это чувство ответственности, долга? А может быть, просто страха? Или это высокий профессионализм?

Ведущая - Елена ЩЕДРУНОВА:
Мы сегодня будем говорить о том, как в Российских железных дорогах готовят машинистов, которые так слаженно и четко действуют в совершенно экстремальных условиях.

Напомню, что у локомотива снесло крышу. И фактически любой другой человек в этой ситуации не может не то, что думать о чем-то, вообще, в панике он ложится на пол и закрывает голову руками, чтобы не убило.

При этом машинист поезда действовал совершенно по-другому. Как этого добиваются в Российских железных дорогах, узнаем сегодня от нашего гостя, это вице-президент ОАО РЖД Михаил Акулов.

Самый первый вопрос. Алексей Федотов это такой пример, знамя РЖД или, действительно, у него просто такие крепкие нервы, что он абсолютно автоматически действовал? Судя по тому, что он рассказывал, действовал он автоматически. Или в РЖД много подобных людей?

АКУЛОВ: Вы правы, действия машиниста Алексея Федотова охарактеризованы руководством компании как высокопрофессиональные, уверенные, результативные.

Должен сказать, в первую очередь, что у нас, несмотря на общность инфраструктуры для пассажирских и грузовых перевозок, всегда тема обеспечения безопасности пассажирских перевозок по всем хозяйствам компании выделяется в отдельный раздел и имеет специальное назначение в программах обучения, тренинга.

И здесь именно машинист пассажирского поезда Алексей Федотов - машинист первого класса, он с 2003 года работает с высшим классом квалификации - проявил все те качества, которые были заложены в систему обучения и воспитания.

Не все машинисты за период своей деятельности могут попасть в нестандартную или экстремальную ситуацию.

И, слава Богу, скажем.

АКУЛОВ: Но мы всегда к этому готовы, и наша система обучения на это нацелена. В локомотивном депо у нас существуют комплексные тренажеры, где локомотивная бригада в видеорежиме за участком следования (это тот участок, на котором они осуществляют свою работу) управляют тягой поезда, управляют автотормозами поезда. Им задаются экстремальные ситуации, в которых они должны показать весь тот профессионализм и накопленный опыт, который у них есть.

Могут быть заданы ситуации с внезапным появлением препятствия на пути. Это или выезд автотранспорта на переезд, который показан на мониторе, и машинист должен, оценив всю ситуацию, принять правильное решение.

Или это отсутствие напряжения в контактной сети, когда происходит истощение тормозной магистрали и есть угроза на уклоне скатывания назад. И машинист должен всеми действиями подтвердить, что он оценил эту ситуацию правильно, что он выбрал правильное решение, и за это ставится соответствующая оценка.

Мы полагаем, что эта система себя оправдала, она нуждается в дальнейшем совершенствовании с учетом технических средств обучения, которые сегодня есть во всем мире. Такие же обучения у нас проходят по всем хозяйствам. Это и дежурный по железнодорожным станциям, это и поездные бригады пассажирских поездов.

Я хотел бы добавить и оценку, которая была высказана в адрес поездной бригады. Это бригада, которая работает вместе уже долгое время. Самый опытный работник трудится на железнодорожном транспорте свыше 30 лет. Самый молодой работник это - 4 месяца, кто вошел в состав этой бригады. Но высокий уровень профессионализма помог.

И начальник поезда Болдырев Игорь Николаевич, которому пришлось возглавить все спасательные работы, работы по эвакуации, они выбрали место, где собирались все пассажиры этого поезда. Они все вместе доставляли туда багаж, который пассажиры забыли в такой ситуации в поезде, именно к этому месту.

Они разбивали окна в вагонах, которые легли на бок, и на простынях доставали пассажиров, которые имели серьезные травмы. И там наверху, на крыше накладывали шины, обвязывали места ранений. И эти люди все вместе сделали максимально в той ситуации, которая произошла.

Люди наши тоже получили травмы, и проводники поезда Ермолаева Наталья Владимировна, которая получила серьезную травму лица, она не обратилась в медпункт, а продолжила вместе со всей бригадой помогать пассажирам.

Савельева Ирина Алексеевна, проводник, которая вывела в безопасное место почти 20 пассажиров из этого поезда.

Многие себя проявили с крайне положительной стороны. Президентом компании принято решение о представлении наиболее отличившихся к государственным наградам. Все они будут, без сомнения, отмечены отраслевыми наградами компании Российские железные дороги.

Я только хочу добавить, что в этой ситуации пассажиры себя вели тоже очень активно, они очень помогали. И даже поездная бригада говорила, что пассажиры молодцы, особенно мужчины, у которых паники не было, и все друг другу просто помогали. Как-то все собрались в такой экстремальной ситуации.

Тем не менее, вот вы говорите, что автоматические навыки вырабатываются у локомотивной бригады, у поездной бригады. Наверное, трудно выработать эти автоматические навыки.

Но, тем не менее, после того, что произошло, это не первый случай подрыва железнодорожного полотна с целью устроить крушение поезда. Какие-то выводы по обеспечению безопасности самого железнодорожного полотна, по контролю за железнодорожным полотном, они будут приняты?

Например, из некоторых регионов приходят сообщения, что там патрулирование увеличивается, что там начинают проверять все объекты, которые стоят вдоль железной дороги, имеют крыши. Все это проверяется. Какие меры будут принимать Российские железные дороги в этой связи?

АКУЛОВ: Первое, мы продолжим работу по повышению готовности нашего персонала, оперативно-диспетчерских служб к реагированию на любые нарушения нормального функционирования систем железнодорожного транспорта.

В этом большой залог результативности по восполнению потерь, которые, без сомнения, наступают при любом нарушении движения поездов. Мы эти меры совершенствуем, и видим, к какому результату мы должны подойти.

Должен сказать, что и в данном случае эти организационные меры позволили минимизировать сроки восстановления движения на главном пассажирском направлении. Путь, восстановленный вчера в районе 15 часов, был налажен, превышая сроки восстановления. И сегодняшние сроки объявлены о восстановлении движения по второму пути, примерно в полдень. Это тоже подтверждает.

Восстановительные поезда, пожарные поезда, отраслевая медицина - все среагировали немедленно на случившееся.

Второе, мы уже работаем, и есть целая система мер, которые направлены на противодействие проявлениям актам террористической направленности на всех объектах железнодорожного транспорта.

Курируя пассажирскую тему, скажу о том, что почти 5 тысяч видеокамер в комплексных системах установлены на железнодорожных вокзалах страны. Это большая помощь сотрудникам вокзалов, сотрудникам органов внутренних дел по контролю обстановки в местах массового скопления пассажиров. И анализ видеоматериала уже реально сегодня позволил выявить лиц, которые находятся в федеральном розыске, лиц, которые имеют намерения по противодействию правопорядку на железнодорожном транспорте, и эта работа будет проводиться.

Действительно, все те акты террористической направленности, связанные с подрывами, они во многом локализуются на инфраструктуре железнодорожного транспорта.

В частности, по направлению Москва - Санкт-Петербург мы имеем много проблем, и эти проблемы мы решаем созданием и постоянным функционированием совместного патрулирования на инфраструктуре.

В эту группу входят работники соответствующих служб железнодорожного транспорта, сотрудники унитарного предприятия ведомственной охраны железнодорожного транспорта и сотрудников органов управления внутренних дел на транспорте.

Это мобильные группы, которые имеют автотранспортные средства, в их распоряжение предоставляется моторельсовый транспорт для перемещения по железнодорожной колее. И хочу сказать, что результаты на лицо. И многое то, что было выявлено, фактически было направлено на создание ситуаций, близких тем, которые совершились 13 числа на данном перегоне.

То есть, вы хотите сказать, что несколько терактов были просто предотвращены. После диверсии примерно в том же самом районе несколько лет назад была похожая диверсия, когда винтики откручивали и разводили рельсы просто.

АКУЛОВ: Вы совершенно правы. Это было в 1996 году. Вместе с тем, многое из того, что было выявлено, по последствиям могло привести к не меньшему, что уже произошло.

Так, например, 24 июля в районе станции Бологое именно сотрудниками этой подвижной группы был выявлен установленный на рельсе главного хода тормозной башмак. Это устройство, которым железнодорожники закрепляют вагоны, локомотивы, имеет специальную конструкцию для остановки движущегося колеса.

Установленный на главном ходу тормозной башмак перед проследованием, выявленный за 10 минут до прохождения поезда номер 28, был бы препятствием не меньшим, чем тот подрыв, который произошел.

И в целом, по направлению Москва - Санкт-Петербург в текущем году сотрудниками этих групп были выявлены 729 противоправных действий, связанных с хищением кабельной продукции, элементов верхнего строения пути. Это именно те гаечки и болтики, о которых вы сказали, и которые привело к сходу поезда в 1996 году. Было предотвращено почти 500 таких хищений и задержано только на этом направлении 728 человек, которые своими действиями создавали реальную угрозу движению пассажирских поездов.

Возбуждено 193 уголовных дела.

Но это только этот участок такой активный, точнее люди на этом участке так активно работают? Или подобная статистика на всех участках Российских железных дорог?

АКУЛОВ: Мы располагаемся по всей территории России. У нас единые цели и стратегии в развитии. У нас единые подходы. Это сегодня делается на всех железных дорогах России, на всех отделениях железных дорог, по всем направлениям.

"Невский экспресс" это специальные же вагоны. Многие говорят о том, что именно то, что были такие специальные вагоны, это тоже помогло избежать таких жертв. Там какие-то еще дополнительные тормозные колодки, по-моему, стоят в отличие от других составов.

Фактически вы потеряли несколько вагонов. Но все равно будет ходить 2 состава "Невского экспресса". Ничего в этом смысле не меняется в расписании?

АКУЛОВ: В расписании ничего не меняется, и уже вчера из Санкт-Петербурга был отправлен состав поезда "Невский экспресс" взамен того, который потерпел крушение на этом перегоне.

Мы потеряли часть вагонов, но парк вагонов для сохранения единственного пассажирского скоростного поезда в России, у нашей компании в наличии.

http://www.radiomayak.ru/tvp.html?id=88167

Док. 398833
Перв. публик.: 15.08.07
Последн. ред.: 20.11.07
Число обращений: 385

  • Акулов Михаил Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``