В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Материалы выступления Заместителя Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Надежды Герасимовой Назад
Материалы выступления Заместителя Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Надежды Герасимовой
Тема выступления: "Опыт МЧС России в области прогнозирования стихийных бедствий и преодоления последствий природных и техногенных катастроф"

Уважаемые участники форума!

Разрешите приветствовать Вас от имени МЧС России и пожелать успехов в работе настоящего форума, в обмене опытом по социально-экономическому развитию стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а также в решении других задач.

Положительный опыт нашего многолетнего и активного взаимодействия, в том числе в рамках международного сотрудничества, подтверждает необходимость и полезность таких встреч. Считаю, что настоящая встреча, совместное обсуждение, также будет хорошим подспорьем в нашей работе.

Надеюсь, ознакомление с выступлениями участников Форума позволит нам вернуться домой обогащенными новыми знаниями и опытом по направлениям своей деятельности.

В декабре 2005 года МЧС России отметило 15-летие своей многогранной деятельности. За прошедший период проделана большая работа по становлению и развитию Министерства, его территориальных органов, образовательных и научных учреждений, созданию и организации эффективной деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Активно развивается международное сотрудничество.

Так, в рамках Комплексной программы действий по развитию сотрудничества Российской Федерации и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии на 2005-2015 гг. в МЧС России ведется работа по развитию потенциала реагирования на стихийные бедствия и техногенные катастрофы в странах, входящих в Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии, с использованием российских авиационных технологий, методик предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, российского опыта мониторинга опасных техногенных и экологических процессов. Странам предоставляется возможность для подготовки персонала в российских учебных заведениях МЧС России.

Министерство последовательно наращивает активность в рамках форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество". По инициативе МЧС России закрепилась практика проведения ежегодных заседаний Специальной группы "Азиатско-тихоокеанскго экономического сотрудничества" по чрезвычайным ситуациям. В целом данный Форум рассматривается в МЧС России в качестве многосторонней структуры диалога по различным направлениям деятельности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Одновременно МЧС России ведет целенаправленную работу по практической реализации Концепции сотрудничества членов "Диалога по сотрудничеству в Азии" в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В частности, рассматривается возможность проведения в России в 2007 году первого тематического мероприятия (конференции, семинара) с партнерами по Диалогу.

В октябре с.г. Министерством согласованы проекты распоряжений Правительства Российской Федерации об учреждении Финансового фонда диалогового партнерства Российская Федерация - Ассоциация государств Юго-Восточной Азии и формировании российской части Совместного комитета сотрудничества Российская Федерация - Ассоциация государств Юго-Восточной Азии.

Опыт показывает, что возникновение чрезвычайных ситуаций можно спрогнозировать, поэтому большое внимание Министерством уделяется проблемам мониторинга и прогнозирования. Своевременный прогноз возникновения и развития чрезвычайных ситуаций может не только радикально снизить ущерб от возможных чрезвычайных ситуаций и в ряде случаев предотвратить их наступление.

Именно в этих целях в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации в России создана "Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", которая является функциональной подсистемой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В Системе мониторинга и прогнозирования предусмотрены три уровня функционирования:

* федеральный;
* региональный (федеральный округ);
* территориальный (субъект Российской Федерации).

Каждый уровень системы имеет координирующий орган - центр мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В целях повышения качества и оперативности подготовки прогнозов возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, мониторинга обстановки, складывающееся на территории Российской Федерации, а так же осуществления поддержки принятия решений в кризисных ситуациях, в МЧС России первоочередное внимание уделяется развитию и внедрению новых информационных технологий.

Проводится активная научно-исследовательская и аналитическая деятельность по созданию информационно-управляющих систем, предназначенных для осуществления автоматизированного мониторинга и анализа обстановки, а так же оценки возможности возникновения чрезвычайных ситуаций на всех уровнях управления.

На сегодняшний момент собран и продолжает формироваться обширный пакет прикладных программ и комплексов, позволяющих осуществлять оперативную оценку складывающейся обстановки. Ведутся работы по созданию единой автоматизированной системы поддержки принятия решений в кризисных ситуациях с применением географических информационных технологий, возможностей космического мониторинга. Данный подход позволяет осуществлять оперативный контроль паводковой, пожарной обстановки на территориях, отслеживать проявления развитие неблагоприятных и опасных явлений различного рода, вести мониторинг биолого-социальной ситуации. Чрезвычайно высокую наглядность и эффективность реализации данного решения показывают результаты внедрения географических информационных систем как на территориальном и региональном, так и на федеральном уровнях.

Одним из последних достижений в направлении повышения эффективности работы Системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций является внедрение в практику деятельности региональных центров системы автоматизированного краткосрочного прогноза природно-техногенных чрезвычайных ситуаций. Следует отметить, что оправдываемость прогнозов, рассчитанных этими системами, составляет не менее 70%.

Идея интеграции информационных ресурсов и автоматизированных систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и создание единого тематического информационного пространства лежат в основе создания Национального центра управления в кризисных ситуациях единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, организация которого осуществляется в соответствии с поручением Президента Российской Федерации.

Национальный центр управления является организацией Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечивающей работу Правительства Российской Федерации, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами Центра являются:

* обеспечение управления силами и средствами, при ликвидации последствий кризисов и катастроф федерального и трансграничного уровней, работы штабов, экспертных и оперативных групп;
* обеспечение информационного взаимодействия и анализа информации от функциональных подсистем, создаваемых федеральными органами исполнительной власти;
* обеспечение разработки прогнозов кризисов федерального и трансграничного уровней и их развития;
* обеспечение информационного взаимодействия с критически важными объектами Российской Федерации и моделирование кризисов и бедствий, как в превентивном порядке, так и режиме чрезвычайных ситуаций, осуществление управленческих функций.

Ввод в эксплуатацию Национального центра управления позволит поднять на качественно новый уровень решение вопросов обеспечения безопасности населения и территорий Российской Федерации, контроль природной, техногенной и биолого-социальной обстановки.

Для повышения эффективности действий населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, а также реабилитации пострадавшего населения путем внедрения современных технических средств массовой информации создается Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей.

Основными задачами данной системы являются:

* сокращение сроков гарантированного оповещения о чрезвычайной ситуации;
* повышение оперативности информирования населения по правилам безопасного поведения при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации;
* обеспечение передачи населению указаний и рекомендаций по необходимым действиям в процессе локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации;
* оптимизация регулярности доведения информации, необходимой для привития норм безопасного поведения в природной, техногенной и социальной сферах;
* увеличение действенности информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации населения;
* повышение эффективности мониторинга обстановки в местах массового пребывания людей путем профилактического видеонаблюдения.

Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения является составной частью системы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и Национального центра управления в кризисных ситуациях, информационно-технически сопрягается с органами повседневного управления, включая региональные и территориальные центры управления в кризисных ситуациях, единые дежурно-диспетчерские службы, и должна обеспечивать информационную поддержку при выявлении чрезвычайной ситуации, принятии решений и управлении в кризисных ситуациях. Это позволит избежать дублирования функций управления мероприятиями по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций. .

Одновременно для оповещения населения об угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в субъектах Российской Федерации созданы и поддерживаются в готовности к использованию по предназначению территориальные системы оповещения, а в районах размещения потенциально опасных объектов локальные системы оповещения.

Территориальные и локальные системы оповещения предусматривают использование сетей электронных сирен оповещения для подачи сигнала "Внимание всем!" с целью привлечения населения к средствам массовой информации, а также средств массовой информации (сетей радио и телевизионного вещания) и средств громкоговорящей связи на подвижных объектах для информирования населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты.

Для повышения оперативности и эффективности систем оповещения разработаны комплексы технических средств нового поколения, соответствующая нормативная база и ведутся работы по реконструкции действующих и созданию новых систем оповещения населения.

Основными задачами МЧС России являются обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, спасение жизни людей, оказание помощи попавшим в кризисные ситуации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Для решения этих задач Министерство активно сотрудничает с международными организациями, в том числе в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Спасатели МЧС России принимают непосредственное участие в спасении людей, попавших в чрезвычайные ситуации, как в России, так и за рубежом. Мы всегда одними из первых предлагаем свою помощь странам, пострадавшим от катастроф. Уровень наших специалистов и их оснащение современным спасательным оборудованием позволяет эффективно извлекать людей из завалов, тушить лесные пожары с использованием авиационной техники и многое другое. Одним из примеров эффективного международного сотрудничества является работа спасателей МЧС России в Индонезии, население которой как вы помните пострадало от цунами.

Мы и дальше готовы развивать международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС и открыты для диалога.

Желаю вам здоровья, благополучия, успехов во всех делах и начинаниях!

Благодарю за внимание.



http://www.rus-atr.ru/rus/appearances/gerasimova.shtml

Док. 398624
Перв. публик.: 09.10.06
Последн. ред.: 20.11.07
Число обращений: 364

  • Герасимова Надежда Васильевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``