В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вадим Густов: Прикаспийский проект не даст российскому газу пойти неверной дорогой Назад
Вадим Густов: Прикаспийский проект не даст российскому газу пойти неверной дорогой
Большинство российских парламентариев считают, что те страны, которые хотели строить газопровод в обход России, преследовали собственные политические цели, осуществить которые после подписания Россией, Казахстаном и Туркменией договора о строительстве Прикаспийского газопровода уже не представляется возможным. По их мнению, строительство нового газопровода выгодно всем странам, подписавшим договор, и при условии проведения разумной и грамотной политикой позволит правильно распорядиться своими природными ресурсами.

Корреспондент REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратилась к представителям верхней и нижней палат парламента с вопросом: "Можно ли говорить о том, что в связи с подписанием Декларации о строительстве Прикаспийского газопровода, вопрос о строительстве Транскаспийском газопроводе снят с повестки дня?".


"Строительство нового газопровода выгодно всем странам, подписавшим договор, так как это даст возможность активно влиять на ценовую политику", - считает председатель Комитета по делам СНГ, представитель в СФ от администрации Владимирской области Вадим Густов.

"Не секрет, что страны Евросоюза не обладают сырьевыми ресурсами, они все сосредоточены в странах СНГ, и как минимум на 80 лет эти ресурсы будут востребованы. Поэтому умная, грамотная политика позволит правильно распорядиться природными ресурсами и четко отстроить экономику, используя то, что дал Бог", - рассказал сенатор.

По мнению главы комитета, "те страны, которые хотели строить газопровод в обход России, реализовывали свою политику и преследовали собственные цели, и это в большей степени был политический шаг". "Теперь же, когда президенты трех стран проявили волю и приняли судьбоносное решение, такой ход уже становится невозможен", - подытожил В.Густов.


После подписания президентами России, Казахстана и Туркмении договора о строительстве Прикаспийского газопровода, строительство другого газопровода в обход России уже невозможно. Об этом заявил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды, представитель в СФ от администрации Костромской области Василий Дума.

"Как это смогут сделать такие страны как Польша, Украина, если у них почти нет ресурсов? У них ничего не получится", - считает сенатор. "Сначала я думал, что Казахстан может не пойти на это, так как энергетические компании находятся в частных руках. В этот вопрос могла вмешаться политика, но все получилось замечательно, нам очень выгоден этот проект и теперь все зависит только от нас", - заключил зампред комитета.


"Думаю, что другим государствам теперь нет смысла тратить деньги впустую и строить еще один газопровод в обход России", - заявил член Комитета Совета Федерации по бюджету, представитель в СФ от Законодательного собрания Приморского края Игорь Пушкарев.

"При условии, что созданный Россией, Казахстаном и Туркменией консорциум будет проводить разумную политику, а я уверен, что именно такой она и будет, в этом случае другим странам ничего не останется, как принять эту реальность и, возможно, присоединиться к этому проекту", - подчеркнул сенатор.


"Вполне возможно, что некоторые государства все-таки попытаются построить независимый газопровод, хотя принятое президентами России, Казахстана и Туркмении решение значительно усложнит эту задачу", - сказал председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, представитель в СФ от администрации Коми-Пермяцкого АО Оганес Оганян.

"В этом вопросе больше политики, чем экономики. Если бы речь шла только об экономическом сотрудничестве, то все было бы давно решено", - отметил сенатор. "Все зависит от правящих режимов в республиках, которые имеют планы строить газопровод в обход России", - заключил глава комитета.


Первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов убежден, что "попытки, связанные со строительством Транскаспийского газопровода, будут продолжаться". "Это целая философия тех европейских кругов, которые почему-то считают, что Россия использует свои энергоресурсы, как способ политического давление на Европу", - заявил депутат.

"Россия должна продвигать свои энергоресурсы, в том числе и на Запад, так, чтобы это было максимально выгодно нам с экономической точки зрения. Поэтому любые попытки предлагать другие схемы, не выгодные России, будут встречать наше сопротивление, что мы и показали в достигнутой договоренности с Казахстаном и Туркменией", - подытожил первый вице-спикер.


"Пока есть напряжение в наших отношениях, в частности, с США, "крест" на проекте Транскаспийского газопровода еще не поставлен", - заявил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Юрий Медведев. "Строительство газопроводов - это скорее политическая тема, чем экономическая", - добавил депутат.

По мнению парламентария, "Туркмения понимает, что поставка природных ресурсов, имеющихся сегодня у них благодаря российской трубе, приводит к некой зависимости. Поэтому туркменская сторона будет разыгрывать карту, связанную со строительством не только Прикаспийского, но и Транскаспийского газопровода. Причем их действия и шаги не будут направлены на реальное решение этого вопроса". "Такой шаг будет делаться для держания в неком политическом напряжении российского руководства", - заключил Юрий Медведев.


"Вопрос строительства Транскаспийского газопровода с повестки дня еще не снят, поскольку между Россией, Казахстаном и Туркменией было подписано только предварительное соглашение", - заявил член Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Виктор Алкснис.

По словам парламентария, "на уровне правительств еще предстоят переговоры для согласования конкретных технических деталей строительства газопровода, где и могут возникнуть серьезные разногласия. Но то, что уже удалось договориться с Казахстаном и Туркменией в этом вопросе, это хороший шаг в нужном направлении", - подчеркнул депутат.

"Подписанное предварительное соглашение способствует интеграции на постсоветском пространстве и усиливает позиции России на внешнем энергетическом рынке, что в интересах нашей страны", - заключил Виктор Алкснис.


"Строительство Транскаспийского газопровода теперь не стоит на повестке дня, потому что подписанное трехстороннее соглашение определило транспортные направления каспийского газа на ближайшие годы", - заявил член Комитета Госдумы по международным делам Игорь Баринов. "Теперь уже наверняка нет достаточных обоснований для его строительства", - добавил он.

Конечно, продолжил депутат, "любая страна вправе занимать ту или иную позицию по конкретному вопросу. Поэтому не стоит комментировать заявление президента Туркмении, где было сказано о том, что тема строительства газопровода по дну Каспия остается открытой. Но, учитывая подписанную декларацию, идея строительства газопровода, выдвинутая США в 1996 году, теперь не без основания все же отойдет на второй план", - отметил парламентарий.

Туркменский газ, констатировал депутат, "пойдет не через море, как того хотели США, а по суше и в российскую газотранспортную систему. Но при этом нет необходимости сравнивать данные два проекта, так как в одном из них нам еще предстоит участвовать, а к другому мы не имеем никакого отношения", - подытожил Игорь Баринов.


"Туркмения живет за счет экспорта газа, превратив тем самым свою экономику в моносырьевую, поэтому она и дальше будут специализироваться в этом направлении, расширяя свои возможности не только с помощью Прикаспийского газопровода", - заявил член Комитета Госдумы по бюджету и налогам, экономист Сергей Глазьев.

По мнению парламентария, "Туркмении будет предложено строительство двух газопроводов, и есть большая вероятность, что она согласится. Но, несмотря на это, цена на газ от этого не станет дешевле. И более того, сторонникам Транскаспийского трубопровода придется вкладываться в его строительство, что ляжет дополнительными издержками на газ", - отметил он.

Депутат рассказал, что в связи со строительством Прикаспийского газопровода "длительное время велась разведка, в результате которой появилось мнение, что оценки запасов газа в Туркменистане могут быть преувеличены".

"Трудно сказать, хватит ли в Туркмении газа на все это, но она не будет предоставлять скидок. Поэтому никакого серьезного экономического значения этот проект иметь не будет", - подчеркнул Сергей Глазьев.

Как уже сообщали REGIONS.RU, Россия, Казахстан и Туркмения подписали совместную Декларацию о строительстве Прикаспийского газопровода, которое должно начаться в 2008 году. Об этом Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев и Гурбангулы Бердымухаммедов заявили по итогам саммита в Туркменбаши (бывший Красноводск).

В соответствии с документом, до 1 сентября 2007 года правительствам трех стран-участниц предстоит подготовить и подписать соответствующее соглашение о сотрудничестве.

В это же время должен быть решен вопрос о форме собственности Прикаспийского газопровода, сообщил журналистам глава Минпромэнерго Виктор Христенко. "Вопрос будет обсуждаться в двух фазах: первая фаза - 1 сентября, когда будет готово межправительственное соглашение, и вторая фаза - подготовка корпоративных документов к началу запуска всего процесса", - сказал министр.

Предполагается, что Прикаспийский газопровод пройдет вдоль побережья Каспия по территории Туркмении - 360 км и Казахстана - 150 км, и затем состыкуется с уже существующим газопроводом "Средняя Азия-Центр" в пункте Александров Гай на казахстанско-российской границе, запущенном еще в 1967 году. Действующий трубопровод стороны договорились реконструировать.

Россия готова инвестировать не только в саму трубопроводную систему, но и в добычу туркменского газа. "Есть соответствующие договоренности между нашими энергетическими компаниями о привлечении такого рода инвестиций", - подчеркнул Владимир Путин.

В свою очередь Нурсултан Назарбаев сообщил, что на территории его республики Прикаспийский газопровод будет строить казахстанская сторона, на территории Туркмении - туркменская.

Что же касается мощности нового трубопровода, то пока прогноз выглядит так. "По нашим оценкам, первая фаза прикаспийского трубопровода - выход на 10 млрд кубометров в год в интервале 2009-2010 год", - сказал Христенко. А в перспективе объем газа может составить до 30 млрд кубометров, считает министр.

Стоит напомнить, что инициатором строительства нового газопровода вдоль Каспия в 2003 году выступил прежний президент Туркмении Сапармурат Ниязов. И хотя нынешний ее глава Гурбангулы Бердымухаммедов принимал активное участие в переговорах и со всем выражал согласие, тем не менее, когда зазвучали утверждения о том, что проект строительства Транскаспийского трубопровода теперь можно считать замороженным, он указал на преждевременность этих утверждений. По его словам, этот вопрос с рассмотрения не снят, поскольку "во всем мире идет диверсификация маршрутов распределения газа".

В отличие от Гурбангулы Бердымухаммедова Нурсултан Назарбаев наоборот делал только пророссийские заявления. "Казахстан привержен тому, чтобы большая часть, если не вся нефть, проходила именно по территории России. Мы всегда об этом говорим",- отметил президент Казахстана. "Стратегический характер носит это сотрудничество в нефтегазовой отрасли, в частности, транспортировка казахстанского углеводородного сырья на международные рынки с использованием магистральных трубопроводов России и совместная переработка углеводородного сырья",- сказал Назарбаев.

Как известно, параллельно с трехсторонним саммитом в Туркменбаши в Кракове проходил энергетический форум с участием Польши, Украины, Литвы, Грузии и Азербайджана. На нем обсуждался альтернативный проект, поддерживаемый США: строительство Транскаспийского газопровода, по которому азиатский газ мог бы поступать в Европу в обход России. Приглашали туда и Нурсултана Назарбаева, но он выбрал Путина, отправив вместо себя министра энергетики и природных ресурсов Казахстана Бактыкожа Измухамбетов. Несмотря на то, что это мероприятие тоже закончилось подписанием президентами пяти стран коммюнике по вопросам энергетического сотрудничества, договоренности, достигнутые в Туркменбаши, фактически ставят крест на этом проекте.

"Транскаспийский проект не существует, он существует как некое намерение, декларация ряда стран как способ, как им кажется, решить вопросы, связанные с альтернативными маршрутами транспортировки углеводородов", - заявил вице-премьер Сергей Христенко. "Те риски, которые существуют - технического, правового, экологического характера, настолько велики, что найти реального инвестора, если это не политический проект и неважно, чем будет заполнена труба, лишь бы она была, - невозможно", - подчеркнул он.

В соответствии с этим проектом, трубопровод должен проходить по дну Каспийского моря без российского участия.

В свою очередь директор Центра по изучению Восточной Европы при Варшавском университете Ян Малицкий высказал журналистам точку зрения о том, что для того, чтобы украинско-польские планы по транспортировке каспийской нефти в европейском направлении по маршруту Одесса - Броды - Гданьск стали реальностью, странам необходимо вести активные дипломатические действия в Казахстане и заручиться поддержкой США.


http://www.regions.ru/news/2075278/

14.05.2007


Док. 398566
Перв. публик.: 14.05.07
Последн. ред.: 20.11.07
Число обращений: 434

  • Густов Вадим Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``