В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вадим Густов: СНГ приспосабливается к условиям глобализации Назад
Вадим Густов: СНГ приспосабливается к условиям глобализации
Парламентарии считают, что для реформирования и успешного развития СНГ должны учитываться постоянно происходящие изменения в системе потребностей и приоритетов. Они убеждены, что политическая воля лидеров стран-участниц позволит добиться того, чтобы потенциал, существующий со времен СССР, смог наконец реализоваться в новых условиях глобализации.

По словам законодателей, сейчас вырабатывается идеология функционирования СНГ, и в процессе выстраивания концепции должны быть найдены те направления, которые были бы приемлемы для всех стран. Российская сторона выделяет четыре таких направления: транспорт, энергетика, миграция и образование, подчеркивают политики.

Кроме того, по мнению парламентариев, развитие СНГ должно основываться на принципах доверия и взаимовыгоды.

В то же время некоторые депутаты сомневаются, что предлагаемая президентом Казахстана концепция развития СНГ способна выполнить поставленные перед ней задачи.

Как уже сообщали REGIONS.RU, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на прошедшем неформальном саммите глав государств-участников СНГ в Санкт-Петербурге, в котором, кстати, приняли участие все лидеры стран-членов Содружества, предложил реформировать СНГ, предложив его новую концепцию, которую планируется утвердить на уже официальном саммите СНГ в Душанбе 5-6 октября.

"В ходе нашей беседы мы подтвердили, что хотя за эти годы СНГ многих и не удовлетворяло, но многое сделано", - сказал Назарбаев журналистам после неформальной встречи лидеров этой организации.

"Мы продолжим интеграционные процессы в рамках СНГ. И чтобы не обсуждать много вопросов, решено, что каждый год будет рассматриваться только один вопрос, по которому все придут к единому мнению", - отметил казахский лидер.

Первым вопросом, по его словам, станет проблема миграции. Ожидается, что по итогам его обсуждения будет подготовлен договор СНГ по миграции.

Нурсултан Назарбаев, в частности, сообщил, что в мире насчитывается 178 млн. мигрантов, при этом трудовые ресурсы СНГ составляют 130 млн. человек. "10% - это мигранты, законные и незаконные. Ущемляются их права, их депортируют, эта проблема касается всех", - заметил он.

Кроме того, президент Казахстана рассказал, что на следующий год саммит СНГ рассмотрит проблемы транспорта и коммуникаций, а затем энергетики и образования.

В свою очередь помощник президента Белоруссии Валентин Рыбаков подчеркнул, что "Беларусь поддерживает любую работу, направленную на дальнейшее совершенствование СНГ и повышение эффективности деятельности Содружества. Однако мы не заинтересованы в каком-либо реформировании организации только ради процесса реформирования".

По его мнению, прошедший в Санкт-Петербурге неформальный саммит СНГ свидетельствует о том, что организация жива. "При этом действует по некоторым аспектам более эффективно, по каким-то другим - менее. Но это вполне естественно и нормально для такой крупной структуры, как СНГ", - добавил он.

Напомним, что тема реформирования и необходимости существования СНГ вообще, поднималась разными политиками уже не раз. Так, в 2006 году 10 мая президент РФ Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию, в частности, заявил: "Отношения с нашими ближайшими соседями - странами-членами СНГ - были и остаются важнейшими направлениями внешней политики России".

На данный момент, по словам главы государства, идет спор вокруг целесообразности существования СНГ. "Мы работаем над вопросом реформирования СНГ".

В то же время Путин подчеркнул, что СНГ помогло молодым странам без потерь и кризисов пройти переходный постсоветский период. "Острые конфликтные ситуации были урегулированы не без помощи России. Мы и впредь будем выполнять миротворческую миссию", - сказал президент РФ.

При этом глава государства заметил, что споры об эффективности СНГ не утихают, но в тоже время именно эта организация помогла пройти путь становления отношений между бывшими республиками СССР, а также сыграла важную роль в сдерживании конфликтов.

Кроме того, президент напомнил, что из опыта СНГ выросли другие организации ЕврАзЭС, ОДКБ и союзное государство с Белоруссией, подчеркнув, что на пространстве СНГ идет поиск форм сотрудничества.

Глава государства тогда также отметил, что Россия готова ясно и четко заявить о конечном результате поиска - создании оптимальной экономической системы, которая позволила бы обеспечить развитие каждого из ее участников.

Корреспондент REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратился к представителям верхней и нижней палат парламента с вопросом: "Что в СНГ необходимо реформировать в первую очередь?".


"Самое главное, что сделано с целью реформирования СНГ - создана комиссия из компетентных людей, которые вырабатывают сейчас идеологию функционирования этой организации", - заявил председатель Комитета по делам СНГ, представитель в СФ от администрации Владимирской области Вадим Густов. "В процессе выстраивания концепции должны быть найдены те направления, которые были бы приемлемы и не отторгались бы президентами стран, входящих в СНГ", - подчеркнул сенатор.

"В видении российской стороны, таких основных направлений четыре: транспорт, энергетика, миграция и образование", - отметил глава комитета. "Транспортное направление очень важно: есть Азия и ее развитые страны, такие как Япония, Южная Корея, Тайвань, и 27 государств Европы, высокотехнологичных, но не имеющих природных ресурсов, а страны СНГ как раз готовы поставлять сырье. Для этих целей необходимо строительство новых транспортных развязок, так как сейчас транспортный потенциал стран СНГ используется всего на 10 процентов", - считает В.Густов.

По словам сенатора, "вторым важным направлением является энергетика, и возможности стран СНГ в этом отношении очень высоки". "Киргизия и Таджикистан с гидроэнергетикой, Россия и Казахстан - с атомной, тепловой и газовой энергетикой имеют колоссальный ресурс, а потребности Европы с каждым годом растут", - подчеркнул парламентарий.

Кроме того, отметил глава комитета, "кричащей" проблемой является миграция - люди не могут найти достойную, хорошо оплачиваемую работу, и приток в Россию мигрантов из таких стран, как Молдова, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, и в меньшей степени Украина и Белоруссия, исчисляется миллионами людей".

"Окончательная концепция развития СНГ должна быть утверждена во втором полугодии, должно быть принято решение о создании наднациональной структуры - органов управления, утверждении правовой базы, обязательно свое место должна найти Межпарламентская ассамблея", - подытожил В.Густов.


"Главный акцент при реформировании СНГ должен быть сделан на два ключевых понятия - принцип доверия и взаимовыгоды", - подчеркнул председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, представитель в СФ от администрации Эвенкийского АО Юрий Шарандин. "Учет интересов всех государств должен лежать в основе сотрудничества, а доверие должно заключаться не только в том, чтобы требовать доверия к себе, но и проявлять его к своим партнерам", - считает сенатор.

"Принятое решение рассматривать на каждой встрече по одному важнейшему вопросу, но прорабатывая его детально и глубоко, я считаю правильным", - отметил глава комитета. "Каждое государство должно настраиваться на то, чтобы жить самостоятельно, и на мой взгляд, сотрудничество может происходить весьма эффективно и без создания общего законодательства и общих структур", - заключил Ю.Шарандин.


"Для успешного функционирования СНГ должна существовать постоянно возобновляемая система потребностей и приоритетов, и это является объективной необходимостью для сотрудничества между государствами СНГ", - считает заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в СФ от Народного собрания республики Ингушетия Василий Лихачев.

"В реальности эта система уже существует, но она не оформлена и не структурирована, и теперь для ее стратегического развития необходимо проявление политической воли лидеров стран-участниц, которые должны учесть геополитические особенности пространства СНГ", - подчеркнул сенатор.

"Политическая оферта президента Казахстана Н.Назарбаева, который является опытным и мудрым политиком, заставляет политические элиты стран СНГ принять очень важное решение, необходимое для реформирования институтов этой организации, для ее дальнейшего развития", - убежден зампред комитета. "Это позволит добиться того, чтобы потенциал, существующий со времен существования СССР, смог наконец реализоваться в новых условиях глобализации", - заключил В.Лихачев.


"Перед Содружеством стоит ставить реальные, земные цели и задачи, главным критерием которых является поднятие и решение общих для всех стран СНГ вопросов", - заявил вице-спикер Госдумы Владимир Катренко.

Парламентарий отметил, что "когда Нурсултан Назарбаев предложил новую концепцию, он сам тут же попытался пояснить ее".

Депутат убежден, что с предложением президента Казахстана - "ставить ежегодно проблему миграции и проблему транспортных коридоров, согласны все". "Именно в этом концептуальная новизна инициативы Нурсултана Назарбаева. И я абсолютно согласен с его мнением", - заключил вице-спикер.


"СНГ нужно превратить в зону реальной свободной торговли, поскольку во всем спектре вопросов интеграции этот момент сейчас наименее урегулированный и одновременно наиболее важный как для экономики, так и для жителей республик Содружества", - заявил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Ахмед Билалов.

Депутат отметил, что "помимо зоны свободной торговли в число первоочередных задач обновления концепции СНГ должно входить создание единого безвизового пространства, потому как визовая политика, которой придерживается сегодня ряд государств-членов Содружества, противоречит самой идее развития интеграции".

Кроме того, продолжил парламентарий, "чрезвычайно актуальной остается и кооперация в области образования и науки". "Введение общих стандартов образования, унификация процессов обучения на средней и высшей ступенях - необходимый этап на пути создания единого рынка труда. Подписаться под этим стремлением сегодня могут фактически все члены Содружества, а воплощение этого принципа в реальность позволит рабочей силе свободно перетекать из республики в республику и способствовать более эффективному трудоустройству", - подытожил Ахмед Билалов.


"Само СНГ нуждается не столько в реформах, сколько в осмыслении его места и роли", - заявил член Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, директор Института стран СНГ Константин Затулин.

Между тем, продолжил он, "это осмысление не у всех одинаковое. Поэтому о СНГ стоит заводить речь, как о региональной организации", - считает парламентарий.

Вообще от СНГ, на взгляд депутата, "ждут того, что оно не может предоставить по определению". Тем не менее, отметил К. Затулин, идеи, подобные той, с которой выступил Нурсултан Назарбаев, и с которой выступали многие другие политики, безусловно, должны быть рассмотрены внимательно".

В то же время он полагает, что инициатива Назарбаева не основана на каких-либо серьезных предпосылках. "У Казахстана все больше проявляются амбиции, основанные на его экономическом росте. Поэтому с их стороны и поступило предложение обновления концепции СНГ", - сказал Константин Затулин.
Сам же парламентарий, как он выразился, не очень поддерживает "каждодневный зуд по реформированию всего и вся".

Касаясь эффективности Содружества, директор института отметил, что "его уделом могли бы быть другие образования, например Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) или организация Договора о коллективной безопасности, потому как обе эти структуры включают целый ряд государств - членов СНГ, и в каждом из этих объединений присутствует Казахстан".

Делать же из Содружества эффективный механизм экономического сотрудничества, по мнению депутата, "вряд ли возможно в силу разнонаправленности политических и экономических интересов, входящих в СНГ государств. Ведь если заниматься антироссийской риторикой или вступать в НАТО, как собираются в Грузии и на Украине, то вряд ли можно развивать экономическую интеграцию свободно и беспрепятственно во всех отношениях", - заключил Константин Затулин.


"Новая концепция развития СНГ не принесет ожидаемых результатов", - заявил член Комитета Госдумы по международным делам Игорь Баринов.

По словам депутата, "двусторонние отношения, в частности, российско-армянские, российско-казахские и другие развиваются весьма динамично и имеют четкую положительную тенденцию. Не менее эффективно работает и трехсторонний формат. Но СНГ действительно утратило свою прежнюю эффективность по причине потери интереса некоторых участников друг к другу. И прямое тому подтверждение - согласие глав государств СНГ на разработку новой концепции развития организации. Поэтому в целом система самого Содружества не функционирует должным образом", - пояснил он.

Парламентарий убежден, что в СНГ, прежде всего, необходимо появление взаимного интереса к совместным действиям для поэтапного развития Содружества абсолютно у всех участников Содружества. "Это первое, что необходимо сделать для обновления концепции развития СНГ. Ведь пока третьи игроки из-за океана не перестанут влиять на правящие элиты некоторых стран, либо пока не произойдет смена этих правящих элит, всяческие процессы реформирования будут тормозиться и отходить на второй план", - считает депутат.

На сегодняшний день, подчеркнул депутат, "только двух- или трехсторонний формат отношений в СНГ не теряет своих позиций и приносит плоды. Однако, несмотря на все неурядицы, такой институт имеет место быть и должен быть сохранен в надлежащем виде", - заключил Игорь Баринов.


http://www.regions.ru/news/2080937/

13.06.2007


Док. 398543
Перв. публик.: 13.06.07
Последн. ред.: 20.11.07
Число обращений: 412

  • Густов Вадим Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``