В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вадим Густов: Россия - Туркменистан: по пути дальнейшего укрепления плодотворного сотрудничества в энергетической сфере Назад
Вадим Густов: Россия - Туркменистан: по пути дальнейшего укрепления плодотворного сотрудничества в энергетической сфере
Пресс-служба верхней палаты российского парламента распространила текст выступления председателя Комитета Совета Федерации по делам СНГ Вадима Анатольевича Густова на 12-й Туркменской международной конференции (14-15 ноября 2007 года, Ашхабад).

Столь представительный состав участников конференции и обозначенная повестка дня вселяют полную уверенность в том, что нас ожидает конструктивный обмен мнениями, деловой и творческий подход к анализу нефтегазового потенциала дружественного Туркменистана и определению перспектив его сотрудничества с международным сообществом, прежде всего с соседями по Центрально-Азиатскому и Прикаспийскому регионам.

Именно Центральная Азия и Каспий, в силу своих природных богатств выдвигаются сегодня в один из центров мировой добычи и транспортировки нефтегазовых ресурсов. Именно к ним приковано внимание политических и финансовых кругов ведущих мировых держав и международного капитала.

Причем, надо заметить, что в сегодняшнем броуновском движении на международной арене это - один из относительно спокойных центров благодаря усилиям в основном самих прикаспийских и центрально-азиатских стран по обеспечению здесь мира, безопасности и стабильности. Думаю, что только эти страны вправе решать самостоятельно свои вопросы, в том числе - на Каспии. Не случайно, участники недавней встречи прикаспийских государств на высшем уровне в Тегеране сошлись во мнении, что Каспий - это регион исключительной юрисдикции прикаспийских государств, и они намерены работать для его процветания и поддержания мира.

Россия искренне стремится к тому, чтобы Каспийское море не разъединяло, а объединяло нас. Являясь частью этого региона, входя в семью прикаспийских государств, Россия в полной мере сознает свою ответственность за положение дел на Каспии, и будет делать все зависящее для его мирного, стабильного и поступательного развития. Надеемся, что и наши соседи по Каспию будут действовать в этом направлении.

Природа наделила прикаспийские и центрально-азиатские страны богатыми сырьевыми ресурсами, особенно нефтью и газом. Россия и Туркменистан являются крупнейшими производителями и экспортерами энергии в регионе. У нас много общих интересов в поддержке успешного функционирования мировых энергетических рынков.

О некоторых наиболее значимых вехах становления национальных нефтегазовых производств в Туркменистане мы только что слышали. Можно привести и другой не менее наглядный пример. Так, по данным статистического обзора о мировой энергетике "Бритиш Петролиум", если в число 15 крупнейших нефтедобывающих стран мира в 2005 году вошла только одна страна СНГ - Россия, то среди 15 крупнейших газодобывающих стран в том же году, кроме России, оказались еще Туркменистан, Узбекистан и Казахстан.

Исходя из того, что в ближайшие двадцать - тридцать лет государства - члены Евросоюза (который стремится выступать единым фронтом на политическом и экономическом поле) будут потреблять более 600 млрд. кубических метров газа в год, то можно предположить, что как минимум 20-25% этого газа будет поставляться из СНГ.

Естественно, перед участниками газового рынка встанет вопрос согласования цен. Покупатель будет стремиться к снижению цен, в то время как у нас - другой интерес. В этой ситуации надо искать баланс интересов и добывающих, и транзитных структур.

Думается, что следовало бы также заняться стратегическим планированием в газовой отрасли на перспективу. В 2006 году в рамках Евразийского экономического сообщества начали обсуждать идею создания единого энергетического рынка, учитывая при этом гидроэнергетику Таджикистана и Киргизии, а также атомную энергетику.

И все же особым вопросом здесь стоит газовая составляющая энергетики. Я уверен, что в перспективе определение интересов наших стран в газовой сфере должно базироваться на создании единой управляющей структуры. Сегодня страны, входящие в СНГ и ЕврАзЭС - производители и транзитеры - могли бы стать основой этой структуры. И, видимо, было бы совершенно необъяснимо, если в ее составе не будет Турменистана.

Мы хорошо понимаем, что масштабные объемы производства нефти и газа - это не только основа для развития многих отраслей национальных экономик, не только источник огромных валютных поступлений, но и большая ответственность за рациональное и грамотное использование этих ресурсов, ответственность за сопряженную с их добычей экологию. А в условиях Каспия - это еще и ответственность за сохранение, воспроизводство и использование морских биоресурсов, за безопасность судоходства, морскую торговлю и транспорт. Наиболее четко эти факторы прозвучали на упоминавшемся выше втором саммите глав прикаспийских государств в Тегеране.

Думается, что в контексте решений "прикаспийской пятерки" и двусторонних договоренностей, озабоченность состоянием экосистемы должна быть постоянно в центре внимания государств Каспийского региона, имея в виду растущую хозяйственную деятельность самих стран и оперирующих в регионе иностранных нефтегазовых компаний. Последние, естественно, заботясь о своих прибылях, видимо, должны думать и о стране пребывания, и о том, какую землю и море они оставят живущим там людям.

Совершенно очевидно, что страны СНГ уже не могут довольствоваться сегодня развитием традиционных отраслей своей экономики и продукцией, которую они выпускают. Мы не можем жить и развиваться только за счет экспорта сырья, нефти, газа, леса и металла. Наши перерабатывающие отрасли, в том числе и отрасли топливно-энергетического комплекса, нуждаются в глубокой модернизации, в развитии инновационных технологий, поиске энергосберегающих проектов. Разве можно мириться с тем, что большинство нефтеперерабатывающих предприятий, работающих в центрально-азиатских и прикаспийских странах Содружества, в том числе и в России, имеют глубину переработки нефти от 55 до 71%, в то время как в мире она достигает 89-95%. Разумеется, над этими проблемами надо работать и искать пути их решения, в том числе сообща.

Представляется, что при наличии политической воли и готовности к сотрудничеству нефтедобывающие страны СНГ могли бы наладить взаимодействие в производстве современного оборудования для модернизации нефте- и газоперерабатывающих заводов. Технологические возможности к этому у России создаются, заметно растет общий инновационно-промышленный потенциал страны, расширяются финансовые возможности. Главное, что экономический рост в стране в значительной степени уже обеспечивается не сырьевыми отраслями, не нефтью, газом и металлом, а развитием производств в реальной экономике, реализацией инновационных и инвестиционных проектов. Освоением инновационных технологий на отечественных предприятиях для выпуска нефтегазового оборудования, к примеру, активно занят сейчас российский "Газпром", который мог бы поделиться опытом на этот счет.

Полагаем, что если нам не удастся наладить инновационное сотрудничество в сфере высоких технологий в рамках Содружества или в масштабе Евразийского экономического сообщества, то трудно себе представить, что будет в дальнейшем, к примеру, с нашими нефтью и газом, имея в виду, что Казахстан уже в 2015 году предполагает добывать 150 млн. тонн нефти и 80 млрд. кубометров газа, а Туркменистан, согласно Концепции развития нефтегазовой отрасли на период до 2030 года, предусматривает производство газа до 250 млрд. кубометров и нефти до 100 млн. тонн в год. Есть серьезные планы и у России. Конечно, развитый мир закупит эти ресурсы, но без собственных перерабатывающих отраслей высокого уровня мы, имея такое богатство, можем остаться, мягко говоря, ни с чем.

Решение этих и других проблем энергетического ряда, включая и проблемы энергетической безопасности, мне видится в налаживании более тесного сотрудничества центрально-азиатских и прикаспийских стран, в том числе России и Туркменистана, как на межгосударственном, так и на предпринимательском уровне. Прежде всего - это разработка комплексных мер по реализации договоренностей, достигнутых на высоком уровне, о развитии газотранспортных мощностей в Центральной Азии и строительстве Прикаспийского газопровода. Российская сторона работает в этом направлении.

Думается, что в сотрудничестве с туркменскими партнерами и с учетом взаимных интересов российские нефтегазовые холдинги могли бы решать все вопросы не только на начальных этапах разведки, добычи и транспортировки нефтегазовых ресурсов, но и искать возможности для их промышленной переработки как на месте, так и с использованием российских мощностей. Особое внимание можно было бы уделить сотрудничеству в развитии нефтехимической промышленности.

Немало возможностей имеется у наших стран и для сотрудничества в области транспорта, прежде всего в формировании и использовании международных транспортных коридоров.

Сегодня можно часто слышать некогда звучавший в нашей общей стране лозунг: "Кадры решают все". Мы, в России, особенно остро ощущаем в последние годы нехватку высококвалифицированных кадров высшего и среднего звена в связи с возрождением и качественным ростом экономики страны, выходом ее на инновационный путь развития. Делается все возможное, чтобы решить и эту кадровую проблему, прежде всего, в рамках приоритетных национальных проектов.

Пользуясь случаем, не могу не высказать своего удовлетворения возрождающимся российско-туркменским сотрудничеством в гуманитарной сфере, в первую очередь в области образования. Отрадно, что большая группа выпускников средних школ Туркменистана прибыла в этом году на учебу в российских вузах, в том числе, по нефтегазовому профилю. Это еще один наглядный пример расширения человеческих контактов, взаимопроникновения языков и культур, возрождения практики подготовки в России национальных кадров для дружественных стран СНГ на новой взаимоуважительной основе.

Видимо назрело время и для совместной проработки вопроса о налаживании межпарламентских связей наших стран. С другими государствами СНГ у России довольно активно развиваются контакты подобного рода. Созданы двусторонние комиссии по межпарламентскому сотрудничеству, которые во многом способствуют правовому обеспечению развития экономических и прочих отношений между странами.

С учетом благоприятного климата, вызванного саммитом в Тегеране, можно было бы вернуться к вопросу о создании Каспийской Парламентской Ассамблеи. В свое время эта идея поддерживалась парламентариями Азербайджана, Казахстана и России.

В заключение мне, как представителю России, хотелось бы выразить надежду на то, что наметившийся процесс активизации многогранного российско-туркменского сотрудничества, основы которого были заложены уважаемыми президентами обоих государств, будет и дальше развиваться и крепнуть на благо наших народов. Мы, российские парламентарии, будем оказывать этому всяческую поддержку.

http://www.regions.ru/news/2109813/

19.11.2007


Док. 398504
Перв. публик.: 19.11.07
Последн. ред.: 20.11.07
Число обращений: 379

  • Густов Вадим Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``