В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Максим АРТЕМЬЕВ:Украинскую коалицию ждут серьезные проблемы Назад
Максим АРТЕМЬЕВ:Украинскую коалицию ждут серьезные проблемы
После парламентских выборов на Украине наступило затишье, и страна исчезла из выпусков новостей. Началась тягучая работа по сколачиванию коалиций в будущей Раде с целью сформирования правительство, способного опереться на устойчивое большинство.

И вот в среду Блок Юлии Тимошенко (БЮТ) и Наша Украина - Народная самооборона (НУНС) подписали соглашение о "создании коалиции демократических сил в Верховной Раде Украины шестого созыва". Но, прежде чем рассмотреть это соглашение и спрогнозировать его последствия, заглянем в недавнее прошлое Украины.

Разразившийся весной этого года политический кризис, как теперь становится ясным, был разрешен в пользу "оранжевых". Выиграли именно они. Причинами кризиса стали, конечно, не перебежки из фракций, это было лишь формальным поводом, а более глубинные тенденции. После 2004 года Украина является реальной многопартийной демократией, где власть постоянно переходит из рук в руки разных сил, опирающихся на выбор избирателей. Об этом следует помнить всегда, анализируя политическую ситуацию там. Любая попытка представить происходящее в Киеве как простую грызню кланов - контрпродуктивна, ибо повлечет неправильные выводы. Это было "блестяще" продемонстрировано в 2004 году, когда руководство России попыталось повлиять на результаты президентских выборов, опираясь на неверный анализ на основе субъективно преподнесенной информации.

Так вот, причинами кризиса весной явились попытки правящей коалиции регионалов и социалистов вернуться к непубличной политике а ля Кучма, основанной на тайных переговорах, подкупе отдельных депутатов, на полной беспринципности под лозунгом стабильного развития. Команде Януковича в принципе претила многопартийная и конкурентная политика, их идеал заключался в неком сословном консенсусе, когда благодарные низы делегируют ответственным верхам право руководить, не вмешиваясь в процесс принятия решений.

Но Украина, как мы отметили, уже перешагнула этот рубеж, и возвращаться к нему не желала. В стране сформировано достаточно влиятельное, пусть и меньшинство, желающее именно политики по-европейски. И желание загнать это меньшинство (а может и не меньшинство) в некое гетто, породило кризис. Ющенко перевел разрешение кризиса в пространство публичной политики, на котором и он, и, особенно, Тимошенко с Луценко, чувствуют себя как рыбы в воде, и победил. Сегодня (и весь предвыборный период) он - в центре политической интриги, во многом от него зависит формирование правительства и коалиции, президент задает повестку дня, и не дает "обижать" регионалов, требуя от БЮТ учета интересов Востока.

Важно отметить, что крупный бизнес (в том числе и донецкий) в этой ситуации не стал однозначно поддерживать регионалов, и именно позиция Ахметова и К° способствовала смягчению обстановки и поискам компромиссов. Бизнес понял, что и при конкурентной демократии вполне реально отстаивать свои интересы.

Несмотря на экономический подъем при правительстве Януковича избиратели не оказали регионалам решающего доверия. Да, Восток и Юг по-прежнему за них, а Север и Запад - за "оранжевых". Но БЮТу удалось расширить свою базу поддержки почти на 10 % - в основном за счет территории регионалов, плюс НУНС смогла ничего не потерять. Донецкий и крымский, харьковский и одесский избиратель начал одновременно разочаровываться в регионалах и требовать от них большего. Рейтинг регионалов застыл. Ответить на вызов времени партия Януковича не смогла, а "оранжевые" смогли. Потому они и будут формировать будущее правительство - и это совершенно очевидно.

Согласие регионалов уйти из правительства и передать власть вновь "оранжевым" блестяще доказывает сложившийся де-факто консенсус - у власти те, у кого большинство в парламенте. Правительство формируется по результатам выборов, подотчетно обществу и готово в любой момент уйти. Менее чем за три года на Украине поменялось три кабинета - Тимошенко, Еханурова, Януковича, а теперь вот снова готовиться придти к власти леди Ю.

Но не стоит строить иллюзий сторонникам "оранжевых". То, что союз между Тимошенко и Ющенко - тактический, понятно априори. Впрочем, мы уже писали о том, что коалиция БЮТа и "Нашей Украины" недолговременна, еще в начале 2005-го, когда был сформирован первый "оранжевый" кабинет. Если Тимошенко становится премьером (а все идет к тому), то скандалы, конфликты, отставки будут неотъемлемой чертой ее правления почти с самого начала. То, что она пойдет на президентских выборах 2009-го года против Ющенко, если тот захочет выставляться, также очевидно. У каждого из них свои интересы. Можно даже предположить, что президентскую избирательную кампанию Тимошенко встретит снова в оппозиции, а правительство будет возглавлять некая техническая переходная команда.

Уже сегодня предложения БЮТа по переводу всей армии на контрактную основу с 2008-го года или возвращение в ближайшее время вкладов в Сбербанке встречают решительное возражение как со стороны президентской команды, так и со стороны НУНС. Впрочем, это и есть демократия в действии. Никто не является полновластным владыкой, никто не может претендовать на владение истиной или абсолютной властью. Кстати, постоянная смена правительств отнюдь не отражается на экономике, напротив, без нефти и газа Украина показывает почти такие же темпы роста экономики, как и Россия. Бизнес даже заинтересован в том, чтобы правительство не было чрезмерно сильным и не могло оказывать на него излишнее давление.

Но вернемся к соглашению БЮТ и НУНС. Из двадцати трех высших постов в правительстве, одиннадцать переходят к БЮТу (в том числе премьерский), остальные - НУНСу. У Тимошенко - весь финансово-экономический блок. Силовые ведомства остаются фактически у президента. Также объявлено о принципах дележа портфелей в парламенте и об учете интересов оппозиции. Впрочем, не стоит, забывать, что подобное соглашение "оранжевые" подписывали и летом прошлого года, после чего последовало... утверждение правительства Януковича.

Кстати, Высший административный суд Украины запретил опубликовывать официальные результаты парламентских выборов до рассмотрения по сути иска Коммунистической партии Украины о непризнании их итогов. А в суде лежат всего четыре таких иска. Так что формирование коалиции будет весьма и весьма проблемным.

Кроме того, впереди - внесения изменений в Конституцию, которых требует Ющенко, но взгляды на которые у него существенно расходятся с Тимошенко, и каковые невозможны без согласия регионалов. А это в совокупности - хороший повод для нового полномасштабного политического кризиса.

Пока остается в стороне от дележки портфелей Владимир Литвин. У "оранжевых" есть в запасе три лишних голоса, чтобы формально обходиться без него. Можно предположить, что Литвин ждет своего часа, который настанет как только у коалиции появятся первые проблемы, и первые раскольники, вот тогда-то понадобятся голоса его блока, и тогда-то он сможет стать тем козырем, который нужен всем.

Подведем итоги. А они таковы:

победитель выборов - "оранжевые", а, точнее, Тимошенко;

на Украине - реальная многопартийность со сложной, постоянно меняющейся конфигурацией;

впереди у страны, вплоть до президентских выборов, перманентная и ожесточенная политическая борьба;

хотя вектор развития Украины определен, до внутреннего согласия еще далеко.

http://www.novopol.ru/article29057.html

19 октября 2007

Док. 398252
Перв. публик.: 19.10.07
Последн. ред.: 19.11.07
Число обращений: 198

  • Артемьев Максим Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``