Сегодняшний рост цен на основные продукты питания вызвал широкий резонанс, как в обществе, так и в политической среде. О том, кто виноват в подорожании продуктов питания и что должен делать кабинет министров, чтобы исправить ситуацию, в интервью "НП" рассказал заместитель председателя комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам, член думской фракции "Справедливая Россия - Родина" Анатолий Аксаков.
- Анатолий Геннадьевич, ответьте, пожалуйста, на исконно русский вопрос, возникающий в связи с ситуацией на продовольственном рынке: кто виноват?
- Если говорить в долгосрочном плане, то виновато правительство. Кабинет министров не создал условий для развития сельского хозяйства. Кроме того, все потребление было сведено к росту импорта. А удовлетворение спроса населения за счет импорта приводит к полной зависимости от импортных цен.
А если говорить о краткосрочном периоде, то здесь виновата конъюнктура, плохой урожай, отказ от частичного субсидирования сельского хозяйства в Европе. Кроме того, слабый мониторинг движения экспорта и влияния этого процесса экспорта на внутренний рынок. Ведь было давно понятно, что из-за неурожая в Европе товары из России устремятся туда, где цены выше. А это создает напряжение на внутреннем рынке.
- "Единая Россия" утверждает, что кризис стал следствием сговора определенных сетевых кампаний. Считаете ли вы, что это утверждение соответствует действительности?
- "Единая Россия" всегда ищет врагов, на которых можно было бы все свалить, в особенности, когда проходит предвыборная кампания и надо каким-то образом отчитаться перед избирателями. Однако совершенно очевидно, что надо искать причины в себе, в той политике, которую они проводили в последнее время. Прежде всего, это отсутствие должной поддержки сельского хозяйства. Надо было думать о том, чтобы создать все условия, и, прежде всего, финансовые, для российских компаний - производителей сельхозпродукции. Сегодня, к сожалению, идет активное сокращение таких предприятий.
Не дело, когда страна, причем страна, которая испокон веков была сельскохозяйственной, на 40 % зависит от импорта мяса. Причем, это мясо имеет глубокую заморозку и поставляется из отживших свой срок резервов. Зарубежные страны зачастую сбрасывают в нашу страну продукты на пределе санитарных норм. Но единороссы раньше не возмущались, а сейчас вдруг проснулись.
- Сейчас ведь существует национальный проект по сельскому хозяйству...
- Это программа носит локальный характер. Она реализуется в небольших объемах и очень медленно. Кроме того, она находится только в начале реализации, поэтому об ее итога говорить пока рано.
- Как вы считает, выиграют ли от ситуации с ростом цен на потребительские товары отечественные производители?
- Сегодня наше сельское хозяйство нуждается в очень большом внимании со стороны государства. Можно сказать, что уже ставится вопрос о выживании сельского хозяйства. Это вопрос национальной безопасности. И так, походя, за год или два эту проблему не исправишь. Нужно системно подходить к решению этот вопроса. И финансировать сельское хозяйство не по остаточному принципу. Я надеюсь, что сегодняшний резонансный рост цен на продукты приведет к тому, что на плачевное положение отечественных сельхозпроизводителей все же обратят внимание.
Пока что в Чувашии, которую я представляю в Госдуме, я вижу поля, заросшие бурьяном. Кроме того, очень большой процент, чуть ли не половина крестьян, которые могли бы трудиться на своей земле, сейчас работают в Москве и Подмосковье, поскольку в Чувашии нечего есть и не на чем заработать. Поэтому они и вынуждены уезжать с насиженных мест.
Поэтому сейчас возникает парадоксальная ситуация, когда деньги выделяются, а работать уже некому. И уже пора заняться заманиванием людей обратно в деревни.
А, чтобы вернуть людей на землю, необходим целый комплекс мер социального характера. Необходимо нормальное водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение - сейчас ничего этого нет. Кроме того, необходимо построить дороги к деревням.
Кстати, случаются такие ситуации, когда молодые люди едут на село работать, хотят себя проявить, готовы вкалывать и вкалывают. А им начинают "вставлять палки в колеса", чтобы они не подавали "плохой пример" и не мешали другим ничего не делать.
- Какие меры необходимо предпринять в связи с кризисом на продовольственном рынке, чтобы как-то стабилизировать ситуацию с ростом цен на продукцию?
- Прежде всего, необходима товарная интервенция. Другими словами, должен быть произведен выброс товаров. Необходимо сбивать ажиотаж. Однако я боюсь, чтобы ни говорил министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, больших запасов у нас нет. Придется покупать то же зерно и продавать его по невыгодным для государства ценам, то есть дешевле, чем купили. Вместе с тем, надо вводить контроль за действиями монополистов.
В первую очередь, надо высвобождать рынки для доступа туда наших производителей. Пока что, несмотря на все заявления властей, рынки находятся под контролем полукриминальных элементов и этнических группировок. По крайней мере, складывается такое ощущение.
В России давно уже существует система "Центросоюз", которая занимается доставкой сельхозпродукции. Можно, например, с помощью этой организации, у которой есть подразделения по всей России, наладить поставки продовольствия. Причем, она поставляют именно нашу качественную продукцию.
- Не считаете ли вы, что сегодняшнее отношение государства к малому и среднему бизнесу, которое больше носит характер профанации, тоже имеет не последнее отношение к ситуации с ростом цен на основные продукты питания?
- Безусловно. У нас все чиновники перед тем, как начать что-то делать, ждут заявления президента по этому вопросу. А потом начинают лихорадочно бегать и исполнять это поручение. В остальное же время все больше болтают о поддержке малого и среднего бизнеса, нежели что-то делают.
Так, малый бизнес удовлетворен лишь на 30 % в спросе на финансовые ресурсы. И это данные многих экспертов. В тоже время, ничего не делается, чтобы малый бизнес имел доступ к этим финансовым ресурсам. Процедура получения кредитов очень усложнена.
Я надеюсь, что Банк развития, который сейчас создается, в значительной степени сможет решить эту проблему, поскольку у него есть программа, взятая с немецкого опыта. Благодаря этой программе, он сможет рефинансировать кредитные организации в регионах для поддержки малого бизнеса. Я надеюсь, что наконец-то проценты по этим кредитам будут, скажем так, удобоваримыми.
Здесь необходимо решить и законодательные проблемы, которые помогали бы малому бизнесу. Возьмем, например, залоговые вопросы. Могли бы, скажем, давать в лизинг оборудование для той же сельхозпереработки. Но у нас, по законодательству, если предприятие обанкротится, то залог поступает в общую конкурсную массу. Поэтому финансовые организации бояться кредитовать малый бизнес, так как они в последствии могут оказаться в сложной ситуации в плане возврата залога. Сегодня финансовые организации этого не делают, а, если и делают, то закладывают более высокий процент, компенсируя, таким образом, свой риск. Нужно вывести залог из общей кредитной массы заемщика - малого и среднего предприятия.
http://www.novopol.ru/article28695.html
15 октября 2007
Док. 398241 Перв. публик.: 15.10.07 Последн. ред.: 19.11.07 Число обращений: 131
Аксаков Анатолий Геннадьевич
|