В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
На `АВТОВАЗе` президент России устроил трековые испытания серийной машине: обзор самарских СМИ Назад
На `АВТОВАЗе` президент России устроил трековые испытания серийной машине: обзор самарских СМИ
Обзор самарских СМИ за 21 - 22 мая 2007 года.

Прошедший в Самарской области саммит Россия - ЕС остается главной темой в самарской прессе.

"После саммита "Россия - ЕС" президент России Владимир Путин прибыл на АвтоВАЗ и сгоряча устроил трековые испытания одной из серийных машин", - сообщает "Коммерсантъ - Среднее Поволжье". Издание пишет: "Специальный корреспондент "Коммерсанта" Андрей Колесников убедился в том, что после нервных пресс-конференций садиться за руль нежелательно. На автозавод президент России прилетел на вертолете (можно быть уверенным в том, что на вертолетный завод он приедет на автомобиле). В демонстрационном зале собралось руководство завода, которое переполняли ожидания (без сомнения, завышенные - миллиарда на полтора, мне кажется, долларов). Здесь же был замечен совладелец компании "Русал" Олег Дерипаска, при виде которого некоторым журналистам, которым нечего было терять, кроме своей некомпетентности, сразу стало понятно: господин Дерипаска, если уж он здесь, покупает АвтоВАЗ. На вопрос, так ли это, Олег Дерипаска вообще не посчитал нужным отвечать, а шедший за ним один из топ-менеджеров завода истерично выкрикнул: - Нет! Нет!!! Очевидно, человек этот в совершенстве понимал механизм зарождения журналистских сенсаций и магнетизм их влияния на общественное сознание и на котировки акций подконтрольного ему завода. Впрочем, господину Дерипаске была уготована в этот день более изящная и даже иезуитская роль. Это стало понятно, когда я увидел столик, на котором стояли таблички с фамилиями руководителей АвтоВАЗа и канадской компании Magna. "Русские машины" господина Дерипаски недавно купили пакет акций этой компании. Так вот, в субботу (19 мая) Magna подписывала с автозаводом соглашение о создании совместного предприятия. Таким образом, Олег Дерипаска замысловато и даже эффектно зашел на АвтоВАЗ и теперь слонялся по нему в ожидании президента России. Владимир Путин, мне показалось, еще не остыл от бурной пресс-конференции после саммита "Россия - ЕС". Он бегло осматривал выставку действующих и перспективных моделей завода, задавал минимум вопросов и сосредоточенно, но при этом невнимательно оглядывал машины, которые ему показывали. Я не допускал даже мысли о том, что они могут ему не понравиться. Это было совершенно исключено. Владимир Путин приехал сюда, без сомнения, со стопроцентно протекционистской целью - именно для того, чтобы вазовские автомобили ему понравились во всех отношениях. Президент России обязан был поддержать отечественного производителя. В конце концов, это было несложно. Полчаса, как говорится, позора - и весь день свободен. Пока президент переходил от модели к модели, сопровождавшие его лица обменивались впечатлениями. Министр экономического развития Герман Греф, медленно двигаясь в фарватере господина Путина вместе с главой "Рособоронэкспорта" господином Чемезовым, выражал очень осторожное сомнение в конкурентоспособности вазовских машин на мировом рынке и уверенность в том, что в ближайшее время ситуация радикально изменится в лучшую для мирового рынка сторону. "Да ладно, - отвечал ему господин Чемезов, - нормальные машины. Да я сам ездил!". Последнее соображение служило веским аргументом в пользу господина Чемезова, ведь у господина Грефа такого аргумента в запасе явно не было. Между тем Владимир Путин неожиданно резко открыл водительскую дверцу одной машины, и я подумал, что сегодня не обойдется без поездок с ветерком. Я успел подумать даже о том, что в таком заведенном состоянии Владимиру Путину не надо бы садиться за руль. С другой стороны, если уж завелся - надо ехать. Впрочем, Владимир Путин, заглянув в салон, пошел дальше и открыл дверь и следующей машины тоже. Видимо, его интересовал дизайн, которого он тоже раньше не видел. Президент группы "АвтоВАЗ" Владимир Артяков возле одного стенда долго рассказывал президенту о перспективах развития отечественного автопрома. Другими словами, просил денег. Потом господин Артяков и председатель совета директоров Magna Фрэнк Стронак подписали договор о сотрудничестве. Владимир Путин, постоявший в это время рядом и освятивший таким образом это соглашение, хотел было пойти к выходу (формат его участия в этой церемонии и так, видимо, считался хорошим бонусом для руководства АвтоВАЗа), как господин Стронак жестом попросил его задержаться и произнес зажигательную речь, в которой прославил всех, кто только успел за эти пару минут попасть ему под руку, включая и руководство АвтоВАЗа, и Олега Дерипаску, и себя самого, и Господа Бога, и уж тем более Владимира Путина. После этого господин Стронак с вежливым ультимативным ожиданием на лице посмотрел на господина Путина. Пришлось и президенту России сказать несколько ответных слов. Господин Стронак сам нарвался на то, что они были патологически дежурными. Потом выяснилось, что всем этим визит президента России на завод не исчерпывается. Более того, он только начинался. Президент России решил осмотреть конвейер АвтоВАЗа. Он зашел в цех готовой продукции. Машины двигались по конвейеру со скоростью пешехода. Работники завода стояли по одну сторону от машин, президент России - по другую. Вскоре Владимир Путин, которому быстро надоело разглядывать автомобиль, как две капли воды похожий на предыдущий, перешел на ту сторону, где стояли женщины (все разные), мечтавшие не только сфотографировать президента (это было неактуально, потому что это они уже сделали десятками своих "мыльниц"), но и дать ему какое-то свое рабочее напутствие, что ли. Я удивился, когда услышал, о чем они с ним говорят на самом деле. Оказывается, их больше всего беспокоит, что с ними будет в связи с приходом Magna на завод. Ради ответа на этот вопрос президенту России и в самом деле стоило перейти на пассажирскую сторону. Между тем, услышав вопросы, президент России не стал отвечать на них сам, а принял искусное менеджерское решение: позвал главу Magna, который теперь, по мнению президента, всегда должен быть, видимо, где-то под рукой. Господин Стронак в это время, впрочем, общался с Олегом Дерипаской и Германом Грефом о чем-то своем, автомобильном. Поняв, что от президента машут руками в их сторону, к Владимиру Путину подбежали сразу двое: и сам господин Стронак, и господин Греф. После этого глава Magna с огромным энтузиазмом объяснял сотрудницам АвтоВАЗа, какие захватывающие перспективы ждут их в связи с появлением его компании на их горизонте. Он рассказывал про новые модели машин и про то, что новая продукция АвтоВАЗа будет продаваться не только в России, но и за ее пределами. Этим он их, по-моему, еще больше озадачил. Оставив дам в тяжелых размышлениях о том, что это было, президент России подошел к нескольким готовым машинам и уже без лишних слов сел в одну из них. Журналисты этого совершенно, мне показалось, не ожидали. Господин Путин между тем, не пристегнувшись, дал газу и рванул к выходу из цеха. Репортеры бросились врассыпную, а тем, кто еще перегораживал ему дорогу, пытаясь сделать решающий кадр, Владимир Путин несколько раз резко посигналил. И у меня было впечатление, что, если бы пара человек в этот момент проявила хоть чуть меньшую сноровку и даже выдумку, не миновать бы беды. Я еще раз подумал о том, что после таких сложных саммитов и нервных пресс-конференций нежелательно садиться за руль. Президент уже был на свежем воздухе и исчез на заводском треке. Информагентства потом писали, что в машине с ним сидел и Герман Греф, и Сергей Чемезов, и господин Артяков. Но это не так: я видел, что перед тем, как тронуться, президент России не взял с собой юркнувшего было на переднее сиденье господина Артякова, а подозвал Германа Грефа, который принял предложение, казалось, без особого энтузиазма. Владимир Путин вернулся с трека минут через семь. Он ехал очень быстро и, видимо, хотел эффектно затормозить перед журналистами и руководством завода, замершим в ожидании этого поступка. Я уже видел, как это происходит. В последний раз он так тормозил перед журналистами в Красной Поляне, спустившись к ним с горы на лыжах и сделав эффектный полукруг и обдав нежнейшей снежной пылью. Очевидно, что-то в этом роде Владимир Путин намерен был сделать и сейчас (только пыль была страшно далека от снежной). Но вместо этого он, по-моему, с трудом затормозил возле своего "Пульмана" с государственным флажком, просто воткнув "Калину" в землю. С точностью можно было говорить о том, что у машины, по крайней мере, неплохие тормоза. Выйдя из нее, президент сказал, что "машинка хорошая". То есть назвать продукцию АвтоВАЗа полноценным автомобилем у него все-таки язык не повернулся. И все-таки он, кажется, понял, что успел ее перехвалить, и добавил: "Что вы хотите, ведь она меньше $10 тыс. стоит. Для тех целей, для которых она производилась, очень неплохая машина". Меня волновал вопрос, который я и задал: "Какая у вас была максимальная скорость?". Я хотел понять, насколько Владимир Путин отпустил тормоза. "Там? - беззаботно махнул рукой президент в сторону трека. - 120 километров". Он, наверное, давал понять, что обычно ездит гораздо быстрее. При этом нейтральная скорость для верхней полосы на вираже вазовского трека - 180 километров. С меньшей скоростью двигаться опасно. То есть господину Путину удалось рискнуть".

"После окончания международной программы саммита Россия - Евросоюз Константин Титов встретился с Владимиром Путиным и отчитался об успехах области", - сообщает "Самарское обозрение". Газета пишет: "Несколько лет мы работаем с наноиндустрией и хотим создать в Самаре межведомственный региональный центр нанотехнологий. У нас такие возможности есть, и мы надеемся решить этот вопрос в рамках софинансирования", - сообщил Титов. Тема нанотехнологий была затронута самарским губернатором не случайно. Налоговые поступления, за которые были предъявлены претензии к ЮКОСу, совершались на разных территориях и уменьшали налоговые отчисления во многие региональные бюджеты. Однако в ходе распродажи активов ЮКОСа было принято решение о централизации средств в федеральном бюджете. Средства, согласно заявлениям из Москвы, будут направлены на финансирование развития нанотехнологий и ЖКХ. Таким образом, Константин Титов нашел способ вернуть деньги в регион и получил одобрение на самом высоком уровне. Другими темами, обсуждавшимися на встрече стали дороги и жилищное строительство в Самарской области. По первому вопросу Титов нашел полное понимание у президента. Обсуждение свелось к просьбе дать денег на развитие дорог федерального значения и обещанию поспособствовать в этом. "По качеству наши дороги уступают европейским. И если в Самаре и Тольятти качество удовлетворительное, то хотелось бы, чтобы помогли с дорогами областного значения. У нас есть трасса Самара-Тольятти длиной 100 км с хорошим автомобильным потоком. Совместно с правительством РФ и частными компаниями можно реконструировать это направление", - заявил Титов. Владимир Путин оказался более краток: "Я дам необходимые поручения, и вопрос решим", - сказал президент. Титов не упустил случая обратить внимание президента на проблему строительства жилья в Самаре. По его словам, инициативы области не находят понимания в администрации областного центра. "Если мы хорошо решаем проблемы по ипотечному кредитованию и строительству социального жилья, то по объемам мы в прошлом году не выполнили плановые показатели. Вместо 1,1 млн кв. м построили 800 тысяч. Однако по итогам первого квартала мы опережаем прошлогодние показатели на 185%", - сообщил губернатор. Основанной причиной задержки строительства, по информации "Самарского обозрения", Титов считает несвоевременное оформление документов на строительство на стадии согласования в администрации Самары".

"Накануне саммита жителей неоднократно предупреждали, что 18 мая без нужды лучше не выезжать на улицы Самары и Тольятти, а если кто-то планировал поездки по М-5, то нужно искать объездные пути через другие города региона. В реальности положение оказалось не настолько чрезвычайным, хотя и отнюдь не блефом", - рассказывает газета "Время". Издание пишет: "Передвигавшихся в последние дни перед саммитом по трассе М-5 водителей должно было поразить обилие сотрудников правоохранительных органов. Там им пришлось изрядно попотеть, например, в поисках "мин", заложенных на трассе прибывшими из Москвы специалистами. В Тольятти за один день автомобиль сотрудника "Времени" четыре раза останавливали для досмотра. Если же водителю казалось, что милиционеры и чекисты исчезли с дороги, то это было обманчивое впечатление. Стоило автомобилю, в котором находился и фотокорреспондент "Времени", остановиться на трассе между Самарой и Тольятти для простой нужды, как откуда ни возьмись, почти как из-под земли, выросли вооруженные люди в форме и потребовали у водителя и пассажиров документы для установления их личностей. Чем ближе к Тольятти, тем чаще стояли милиционеры и солдаты на обочинах. Впрочем, и на подъезде к Самаре можно было почувствовать на себе повышенную бдительность правоохранителей. Автобус, предоставленный правительством Самарской области для журналистов, освещающих саммит, по возвращении из Тольятти был остановлен на посту ДПС. Наличие удостоверений и специальных карт аккредитации на саммит милиционеров убедило не сразу. Они заподозрили, что на самом деле люди в автобусе едут на марш "несогласных", который в связи с саммитом решили провести оппозиционеры из "Другой России". Выяснение обстоятельств заняло около 15 минут. На обеспечение безопасности участников саммита при одновременном прохождении в Самаре марша "несогласных" правоохранительным органам пришлось бросить все свои силы. Так что даже те жители, которые ни в какие дальние поездки не собирались, наталкивались на самые разные проблемы. Любопытно было наблюдать, как менялся автомобильный трафик в Самаре. В отсутствие ГАИ пробки вдруг исчезали в традиционных местах своей локализации и возникали там, где их почти никогда не было. Водители, между тем, не могли получить талон техосмотра или зарегистрировать машину из-за больших очередей, поскольку инспектора по ГТО и МРЭО также были брошены на обеспечение мер безопасности, а у собиравшихся на отдых за рубеж зависали документы на оформление загранпаспортов в ФСБ - этим здесь также было просто некому заниматься. Так что для кого-то, привыкшего откладывать вопрос о документах на последний день, поездка могла и сорваться, и никакие знакомые помочь спасти отдых не могли. И все же в целом власти старались по мере своих возможностей и способностей не создавать неудобств гражданам. Поэтому проезд к аэропорту Курумоч, как и было обещано, остался свободным, гражданские рейсы не отменяли. Хотя изменение в жизнь аэропорта саммит все же внес. Помимо того, что на поле постоянно дежурили сотрудники спецслужб, а окрестные леса исследовали с воздуха вертолеты, на крыше аэропорта можно было разглядеть расположившихся там снайперов. Журналистов, встречавших участников саммита, досмотрели. Только после этого они получили возможность наблюдать картину прилета гостей на летном поле. Что касается "Волжского утеса", то бывалые журналисты отметили, что было и некое послабление по сравнению с теми мерами безопасности, которые предпринимались во время пребывания здесь Бориса Ельцина. Тогда вышедший из резиденции человек мог быть сразу арестован по подозрению в чем-то плохом. В этот раз такого правила не было".

"Вчера (21 мая) самарский губернатор Константин Титов дал свою первую со времен мартовских выборов в губернскую думу пресс-конференцию", - сообщает "Коммерсантъ - Среднее Поволжье". Газета пишет: " В основном она была посвящена подведению итогов прошедшего в регионе в конце прошлой недели саммита "Россия-ЕС". В завершение политик дал свою оценку ситуации, сложившейся в настоящее время в Тольятти, мэр которого Николай Уткин 1 мая был задержан по подозрению в вымогательстве у директора строительной компании ООО "Строй-Финанс" Игоря Бузюкова взятки в размере 150 млн рублей. Сейчас городом фактически руководит заммэра по коммунальным вопросам Владимир Иванов. Несмотря на то, что после ареста господина Уткина прошло три недели, так получилось, что до сих пор губернатор ни разу не прокомментировал это далеко не рядовое для региона событие. "По Тольятти ситуация сложная, - признал Константин Титов. - Ситуация по правовым вопросам патовая". Он констатировал, что "Николай Дмитриевич (Уткин) не лишен своих полномочий", заметив при этом, что и "юридическая чистота документа", на основании которого городом руководит Владимир Иванов, вызывает вопросы. "Но я не вижу инструмента, который бы позволил губернатору вмешаться в ситуацию", - сказал господин Титов. По его словам, в уставе Тольятти не прописана норма, определяющая, кто должен руководить городом, если в нем нет ни мэра, ни его первого заместителя. "Не побоюсь этого слова, сегодня власть в городе находится в серьезном кризисе", - резюмировал глава региона. По мнению депутата тольяттинской думы Дмитрия Полицемако, Константин Титов несколько сгущает краски: "Если губернатор считает, что действия Иванова не правомочны, у него есть законный механизм в виде введения внешнего управления городом. Это было бы целесообразно". "Надо гнать в шею нынешний состав тольяттинской думы и мэра Николая Уткина! - нашел решение проблемы координатор городского отделения ЛДПР Александр Пальгуев. - Это они сделали город заложником своей шкурной политики. Выхода из этого кризиса не существует, потому что городская элита изжила себя. Нет Каданникова (экс-президент-гендиректор АО "АВТОВАЗ"), Махлая (владелец АО "Тольяттиазот"), Уткина. Скоро вымрут и остальные динозавры поколения Дроботова (спикер думы). Городом управляют морально устаревшие люди. И на очередных выборах люди не поддержат ни одного из известных ныне городских политиков". "Я сочувствую губернатору, он оказался в непростой ситуации. Тем более, что Уткин всегда считался лояльным ему человеком, тот же второй тур последних выборов мэра Тольятти он выиграл во многом, благодаря Титову, - сказал президент самарского фонда социальных исследований Владимир Звоновский. - Почему сейчас Титов ничего не может сделать для мэра? Видимо, недоброжелатели мэра занимают гораздо более высокое положение и губернатору не с руки его защищать. Проблемы Уткина - это кризис власти на вверенной губернатору территории, то есть, в общем-то, и кризис Титова". По оценке господина Звоновского, безвластие в Тольятти по большому счету не катастрофично: "Стратегические последствия предсказать сложно, а в повседневной работе бюрократической машины произойдут сбои, проволочки". Пока же эксперты и наблюдатели, как и губернатор, затрудняются сказать, как может разрешиться кризис власти в Тольятти. Они сходятся во мнении, что Николай Уткин вынужден будет, в конце концов, лишиться полномочий мэра либо по суду, либо добровольно их сложив. Итогом станет проведение досрочных выборов мэра, чего, по мнению ряда экспертов и добиваются оппоненты главы города из руководства "Рособоронэкспорта".

regnum

Док. 398174
Перв. публик.: 22.05.07
Последн. ред.: 19.11.07
Число обращений: 454

  • Дерипаска Олег Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``