В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Кутьин: В Кемерове остановлена работа 12 шахт и 29 участков Назад
Николай Кутьин: В Кемерове остановлена работа 12 шахт и 29 участков
Ведущий: Елена Щедрунова

Гости: Анатолий Аникин, Николай Кутьин


С 26 марта комиссия Ростехнадзора проверяет работу шахт в Кемеровской области. Уже приостановлена работа на 29 участках 12 шахт. Приостановлена пока на пять дней. Самые последние новости из Кемеровской области мы узнаем от заместителя руководителя Ростехнадзора Николая Кутьина, который сейчас находится в Новокузнецке. И в студии у нас заместитель председателя Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Анатолий Аникин.

- Николай Георгиевич, та информация, которую я только что огласила - приостановлена работа на 29 участках 12 шахт, - верна? Или количество закрытых участков увеличилось?

КУТЬИН: Нет, я уточню. Остановлена работа 12 шахт и 29 участков.

- Вы можете назвать основные причины? Я понимаю, что на каждой шахте, на каждом участке причины могут быть свои, но, если можно, выделите основные.

КУТЬИН: Основными причинами являются только те, которые непосредственно влияют на безопасность нахождения людей и являются грубыми и системными нарушениями. Это пылевое состояние в шахтах и другие, по каждой шахте у нас отдельный набор. Только надо понимать, что все это накапливалось за несколько месяцев работы, то есть мы сейчас говорим фактически о результатах работы наших инспекторов за более длительный период.

- То есть это не значит, что в понедельник начали проверку, сразу все закрыли, а до этого ничего не знали?

КУТЬИН: Да. То есть у нас ситуация сейчас такая. В 2007 году инспекторы, выполняя свою основную работу, посещали шахты, выписывали предписания, устанавливали сроки устранения выявленных замечаний, выходили еще раз, повторно проверяли, если не устранены были замечания, выписывали штрафы по ряду шахт. На "Ульяновской", где произошла авария известная, у нас также было выдано по пылевому режиму девять предписаний и выписан штраф буквально перед самой аварией. И сейчас речь идет о том, что по этим шахтам, где идет длительное невыполнение, мы принимаем самые решительные меры в соответствии с распоряжением нашего руководителя.

- Вы упомянули руководителя Ростехнадзора Константина Пуликовского, который, я так понимаю, просто в приказном порядке велел закрывать все шахты, несмотря на протесты владельцев и несмотря на, как он сказал, возможное ухудшение социального положения шахтеров. Это так?

КУТЬИН: Не совсем так решительно. Именно там, где собственники шахт, руководство шахт не выполняет выданных ранее предписаний, явно противодействует работе, там принимать самые решительные меры. Вот так.

- Николай Георгиевич, это касается только Кемеровской области или проверяются все шахты страны?

КУТЬИН: Нет, это касается, конечно, всех шахт страны, просто на Кемеровской области у нас сконцентрировано внимание, большое количество специалистов привлечено, поэтому здесь это более ярко выражено.

- Могли бы вы что-то еще добавить к тому, что говорилось ранее о причинах аварии на шахте "Ульяновская"? Например, я видела информацию, что авария произошла, в частности, из-за того, что шахтеры сами закрывали датчики, которые регистрируют уровень газа в шахте, для того чтобы эта система новейшая, которая реагирует на малейшее повышение уровня газа, не отключала постоянно электричество и не мешала им работать. Эта версия имеет под собой почву?

КУТЬИН: Все версии имеют под собой определенные свидетельские показания или материальные. Сейчас мы поднимаем из шахты остатки оборудования. Но говорить, что причиной именно этой аварии является то, что вы сказали, мы не можем, поскольку каждая версия должна быть рассмотрена с разных сторон и доказана. На сегодняшний день, если бы мы имели уже доказанную версию, тогда бы мы работу комиссии прекратили, а я сейчас подготовил обращение с просьбой продлить работу комиссии еще на две недели, поскольку нами не было обследовано затопленное пространство. К сожалению, борьба с водой и загазованностью продолжается. Состояние шахты аварийное. У нас идет повышение уровня воды до сих пор, насосы работают. Мы сейчас меняем систему вентилирования пространства, то есть переходим на другой проект, дабы те люди, которые сейчас находятся в шахтном пространстве, не оказались в более сложной ситуации. Поэтому, когда мы проведем обследование, тогда мы сможем уже точно выйти на те версии, которые будут являться основными.

- Николай Георгиевич, а как люди реагируют на то, что вы закрываете шахты, приостанавливаете работу? Я имею в виду как владельцев, так и самих шахтеров.

КУТЬИН: Владельцы реагируют с пониманием, поскольку яркий пример "Ульяновской" показывает, что невыполнение ранее выданных предписаний может привести, мягко говоря, к необратимым последствиям. Поэтому сейчас таких ярких протестов со стороны собственников или противодействия этой работе, я могу сказать, нет. Поскольку в любом случае всем понятно, что наши действия направлены на обеспечение безопасности. И мы сейчас если и идем на самые крайние меры, это приостановка деятельности шахты, то только в тех случаях, подчеркиваю, которые впрямую влияют на безопасность нахождения там шахтеров.

- А сами-то шахтеры как на это реагируют? Владельцы - с пониманием. А шахтеры?

КУТЬИН: Я вчера специально встречался, разговаривал здесь с представителями профсоюзов. Профсоюзы выражают волю всего сообщества шахтеров, мне кажется, они также с пониманием относятся. Кроме того, мы с ними сейчас имеем возможность решить те вопросы, которые не решались до этого.

- Например?

КУТЬИН: Это связано с обеспечением социальных условий труда. Потому что на той же "Ульяновской" шахте мы видим, что доставка к месту работы осуществляется транспортом в течение полутора часов. Человек едет на работу, потом возвращается полтора часа с работы. То есть много вопросов, которые дают возможность нормально работать человеку, в нормальных условиях.

- По первой информации работа шахт приостановлена на пять дней. Вы подтверждаете эту информацию? Или этот срок будет продлен?

КУТЬИН: После изменения законодательства больше чем на пять дней мы приостановить не можем. Дальше идет решение суда. В настоящее время материалы в суд готовятся нами, сейчас практически все специалисты заняты обоснованием действий Ростехнадзора в отношении шахт, поскольку ни для кого не секрет, что собственники шахт являются финансово состоятельными и имеют возможности для хорошей защиты в судах. В связи с этим эта работа сейчас у нас идет быстрыми темпами, и мы надеемся по всем этим шахтам, по всем участкам передать материалы своевременно в суд для принятия решений.

- Анатолий Алексеевич, есть вопросы к Николаю Георгиевичу?

АНИКИН: Я хотел бы попросить подтверждения той информации, которая вчера была передана по телевидению. Это заявление прокурора Кемеровской области о том, что ряд технических инспекторов получают заработную плату от тех предприятий, которые они непосредственно должны контролировать. То есть они там или оформлены на полставки, или еще каким-то образом. Это действительно так? И как это влияет тогда на проверку тех предприятий, которые опасны?

- Стоят на довольствии у тех, кого проверяют?

КУТЬИН: К сожалению, иногда такие факты имеют место, иногда факты не подтверждаются. По отдельным фактам ситуация такая, что человек перед началом работы в Ростехнадзоре работал на хозяйствующем субъекте, а в прошлом году просто перешел к нам, в соответствии с этим в справке налоговых органов у него два места работы. Есть такие. Есть, кто действительно позволяет себе незаконно получать дополнительную заработную плату. По таким мы проводим разбирательство. И, безусловно, наши ряды стараемся очищать от сотрудников, которые имеют доходы, связанные с постоянной деятельностью у каких-то владельцев опасных производственных объектов. К сожалению, действительно, у нас такие факты встречаются. У нас более 12 тысяч человек по стране. Среди них встречаются отдельные личности...

- ...которые позволяют себе подобные вещи. Понятно.

АНИКИН: Николай Георгиевич, я бы хотел узнать ваше мнение. Вот законодательная база сейчас в России по Ростехнадзору, она намного хуже той, которая была подведена под РГТИ (горнотехническую инспекцию) во времена Советского Союза? Насколько я информирован, она гораздо хуже. Ваше мнение?

КУТЬИН: Права бывшего Госгортехнадзора в Российской Федерации были, конечно, гораздо выше. Инспектор, приходя на шахту, видя прямое нарушение правил промышленной безопасности, опасность, создающуюся для людей, имел право на остановку, и этим Госгортехнадзор и занимался. Сейчас мы имеем обстоятельства, при которых, даже если мы знаем, что обстановка абсолютно опасна, ведет к тому же взрыву или другим последствиям, мы можем приостановить только на пять суток. Дальше - решение суда и так далее. Вот у нас была авария недавно на Дарасунском руднике. Инспекторы обращались и просили приостановить работу шахты. И, к сожалению, в связи с новым законодательством, с новыми подходами в суде нам это не удалось. По итогам мы получили там аварию, где погибли 25 человек.

- А Ростехнадзор не планирует через правительство выйти с законодательной инициативой поправить вот этот, может быть, недостаток законодательства?

КУТЬИН: Дело в том, что в рамках правительства Российской Федерации Ростехнадзор постоянно вносит предложения, связанные с регулированием промышленной безопасности и повышением ответственности государства. Но в настоящее время принято направление на облегчение деятельности собственника и снижение давления государства на бизнес. В рамках этого и формируется новое законодательство, которое определяет те направления, которые позволяют экономике развиваться быстрее.

- На пейджер пришел вопрос от Владимира. "Профсоюзникам необходимо обратить внимание на повышение образованности, профессиональной подготовки, общей культуры и самодисциплины самих шахтеров. К сожалению, от этих факторов зависит и зависело 90 процентов аварий". Добавлю, что и представители Ростехнадзора говорили о том, что нужно обратить внимание на профессиональный уровень рабочих угольной промышленности, ведь не секрет, что не у всех он высокий. Это буквально цитата из выступления одного из представителей Ростехнадзора.

АНИКИН: Я бы, наверное, ответил на этот вопрос таким образом. За годы перестройки, за годы реструктуризации потерян престиж профессии. Раньше это была престижная профессия, высокооплачиваемая, снабжалась совершенно конкретным пакетом льгот, социальных гарантий, естественно, высокой, очень высокой пенсией. То есть был стимул у человека заниматься самообразованием. Кроме того, была замечательная подготовительная база. Это база ПТУ, которые выпускали у нас достаточное количество специальностей для шахты, и были техникумы, которые выпускали инженерно-технических работников среднего звена, и были горные институты, которые тоже достаточно серьезно занимались подготовкой кадров. Сейчас практически все это сведено к нулю. Там, где собственник более, будем говорить, социально направлен, там на сегодняшний день возрождают те мероприятия, о которых я говорил, то есть подготовку кадров, обучение кадров и так далее.

- Но вопрос Владимира был обращен к вам. Я понимаю, что сначала государство этим занималось, теперь, вы говорите, этим должен заниматься собственник. Может быть, профсоюзам хотя бы часть этих функций взять на себя и говорить шахтерам о том, что нужно повышать свою квалификацию? Может быть, устраивать курсы? Ведь профсоюз содержится на взносы тех же шахтеров.

АНИКИН: Во-первых, задача профсоюза, наверное, заключается не совсем в этом. Хотя доля правды в этом есть. Но средств у профсоюза... Вы говорите, живем на членские взносы. Да, живем на членские взносы, но у нас не хватит средств открыть даже мизерное профессионально-техническое училище.

- Когда заключается коллективный договор с собственником, почему нельзя прописать подобный пункт?

АНИКИН: Прописывается, и выделяются средства на подготовку. Это делается. Но опять же вы можете сказать, что это делается из средств собственника.

- Но по настоянию профсоюза.

АНИКИН: Да, совершенно верно.

- То есть в данном случае профсоюз не снимает с себя ответственности?

АНИКИН: Ни в коем разе.

- Слушаем звонок. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Меня зовут Инна, "Воркутауголь", я горный инженер-проектировщик. Во-первых, я совершенно не согласна с точкой зрения, что у нас низкая подготовка горных инженеров. Ленинградский горный институт и Московский горный институт готовят специалистов достаточно высокого класса. А мне хочется задать вопрос вот какой. Как профсоюзы будут защищать рабочих и инженеров, когда их заставляют работать в условиях опасных, то есть нарушая технику безопасности? Есть ли какие-то меры у профсоюзов, для того чтобы защитить шахтеров в такой ситуации?

- Инна, вы хотите сказать, что шахтеров иногда просто принуждают работать в небезопасных условиях?

СЛУШАТЕЛЬ: Это безусловно. Во всяком случае, в нашем бассейне идет противостояние между объединением "Воркутауголь" и Гортехнадзором. Всеми средствами пытаются добиться, чтобы Гортехнадзор не ходил и не закрывал участки, не закрывал какие-то забои.

- В противостоянии Ростехнадзора и частников профсоюз наблюдатель или чью-то сторону занимает?

АНИКИН: Я, во-первых, хотел бы сказать, что я не заявлял, что сейчас подготовка горных инженеров плохая. Я сказал, что недостаточно училищ, техникумов и институтов. Подготовка ведется, но в меньших объемах. Второе. Никогда профсоюз не встанет на сторону собственника, если есть нарушение техники безопасности, если есть какая-то жалоба со стороны работника, профсоюз в любом случае поддержит сторону работника и примет меры к тому, чтобы или забой был остановлен, или приняты экстренные меры по устранению тех или иных нарушений.

- А были такие примеры, когда по настоянию даже не Ростехнадзора, а по настоянию профсоюза шахта приостанавливала работу?

АНИКИН: Шахты не приостанавливали, но отдельные забои приостанавливали. У нас осталась еще техническая инспекция профсоюзная, которую в принципе содержим на свои деньги. Когда-то это была мощная структура, но мы ее сохранили, можно сказать, в остатке. И технические инспекторы вкупе с Рострудинспекцией, с тем же Ростехнадзором, если нашли неисправность, они добьются остановки или забоя, или оборудования.


http://www.radiomayak.ru/tvp.html?id=59111

Док. 398076
Перв. публик.: 28.03.07
Последн. ред.: 19.11.07
Число обращений: 362

  • Кутьин Николай Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``