В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Голов: Первым делом - ЖКХ Назад
Анатолий Голов: Первым делом - ЖКХ
"Проблемы соблюдения прав потребителей в России. Сфера ЖКХ - главная в 2005 году" - пресс конференция под таким названием состоялась в информационном центре "Аргументы и факты" и была приурочена к Всемирному дню прав потребителей, который отмечается 15 марта.

Здесь, на пресс-конференции, в которой принимали участие Петр Шелич - депутат, председатель союза потребителей России (СПР), Евгений Борисович Мятин и Анатолий Голов - сопредседатель СПР, звучали самые злободневные для граждан темы, не сходящие с первых полос СМИ. Союз потребителей России считает, что в год защиты прав потребителей необходимо повысить знание гражданами своих прав в сфере потребления и здесь возможности прессы сложно переоценить.

Как сказал Петр Шелич: "Потребитель - более слабая сторона в двусторонних отношения - потребитель поставщик услуг и он нуждается в защите, это признано и в Европе, и других странах, и нам это признать необходимо". Принцип равенства сторон не выдерживается, потому что потребитель не обладает квалификационными и организационными возможностями в отличие от поставщика услуг, специалиста в своем деле.

В закон о защите прав потребителя недавно вновь были внесены поправки, и можно выделить три наиболее важные из них. Так установлена правовая защита людей приобретающих товары дистанционным методом, например по телевизору. Был введен так называемый "период охлаждения" - 7 дней даются потребителю на возврат товара без объяснения причин. Появилась защита покупателям импорта - граждане защищены через обязательства импортера, если у изготовителя нет представительства.

Третье новшество касается цен. Хотя конец "уе" еще не наступил, и не запрещен, - необходимая информация на ценнике рядом должна даваться в рублях обязательно. И как показала проверка Союзом - продавцы закон выполняют.

Уменьшение государственных инспекторов и, как следствие, снижение уровня и качества контроля и, как результат, - провальная незащищенность потребителя. И на этом фоне наметилась одна позитивная тенденция - власть не справляется с обязанностями и поэтому демонстрирует желание и готовность сотрудничать с общественными и правозащитными организациями в этом направлении.

Без СМИ сложно защищать права потребителей, потому что основная работа Союза и подобных ему структур - просвещение и попытка научить людей защищаться самим. Но научить их этому без СМИ - невозможно. Поэтому, в частности, Союз поведет конкурс журналистов и изданий на тему защиты прав потребителей.

"Рост тарифов в ЖКХ в регионах порой наблюдается почти двукратный, - сказал Анатолий Голов - сопредседатель СПР, - Новый Жилищный кодекс также лидирует как самый "вопросоемкий". Кодекс принят, но не заработал, потому что к нему нужно еще более двадцати подзаконных актов".

На пресс конференции было обнародовано о запуске Союзом потребителей нескольких акций. Среди них - акция "Дому нужен хозяин", цель которой - помочь жильцам в организации хозяйского управления жилым домом. Для этого им необходимо знание своих прав, закрепленных законом; готовность потратить определенное время и некоторые деньги на общую собственность; наличие человека, способного стать управдомом (в современном смысле этого слова) и многое другое. Основное препятствие - нежелание власти и коммунальщиков отдать финансовые потоки в чужие руки.

Также запускается акция "Поставим на счетчик". Тема не нова, но по-прежнему актуальна. Цель акции - помощь потребителям наладить учет реально получаемых услуг. Потребитель должен платить только за то, что он получает. По закону размер платы за коммунальные услуги определяется по приборам учета. Однако потребитель часто не знает как установить счетчик, а коммунальщики не хотят их принимать к расчету и берут деньги по нормативам потребления.

И, наконец, акция "Тарифы под контроль общества", цель которой - наладить общественный контроль за принятием тарифов и добиться отмены инвестиционной составляющей. В итоге сейчас по водосчетчикам платят единицы. Не позволить монополисту устанавливать произвольные тарифы, потому что это тормоз для экономического развития.

Недавно проведенная акция по проверке обязательности нанесения информации на русском языке на товарах (проверялась, в частности, косметика, электроника). В итоге были проверены 3,5 тыс. магазинов. Результат таков: 47 % товаров забракованы - 184 тыс. образцов товаров сняты с реализации, а на должностных лиц наложены штрафы. Можно констатировать, что эта норма закона соблюдается плохо.

Евгений Борисович обнародовал статистику по защите потребителей. Уже 10 лет ежегодно проводятся обследования потребителей и сейчас около двух третей граждан защищают свои права, обращаясь в соответствующие организации или добиваются справедливости сами. Ущерб более 300 млн. рублей за возмещенные за услуги - таков численно выраженный итог деятельности Союза за последний год.



Кокорев Дмитрий

16.03.2005


Док. 398034
Перв. публик.: 16.03.05
Последн. ред.: 19.11.07
Число обращений: 266

  • Голов Анатолий Григорьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``