В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Голов: Погоня за коммунальными услугами Назад
Анатолий Голов: Погоня за коммунальными услугами
Как петербуржцы могут получить перерасчет за непредоставленные услуги ЖКХ? Когда отопительный сезон в разгаре, а в квартире холодно, возникает закономерный вопрос: а как платить за услугу, которая предоставляется либо частично (если батареи греют, но едва), либо не предоставляется совсем? Этот вопрос мучает не только многочисленных горожан, обратившихся в Общественную приемную БМГ, но и сотрудников нашей газеты.

Где взять справку на другую справку?

Как сообщили корреспонденту "НВ" в городском жилищном комитете, если в квартире нет воды или отопления, нужно обращаться в жилищные службы. К вам придут, составят акт, а потом с заявлением на перерасчет квартплаты вы отправитесь в РЖА. В домах ТСЖ обращайтесь к своему председателю. На первый взгляд все просто. Однако на практике подача заявления на перерасчет сродни сериалу - с тебя требуют десяток разных заявлений и "справку на другую справку", и еще Бог знает что. Вот ты и ходишь, пишешь заявления, получаешь справки, но в один прекрасный момент ты плюнешь на все и скажешь: "Да ну его к черту, лучше я заплачу лишние 200 рублей".

Вот пример из жизни. Недавно в нашу Общественную приемную обратилась жительница Красногвардейского района, у которой вот уже второй месяц на последнем этаже нет горячей воды. "Раньше она была хоть после полуночи, - жалуется Наталья Сергеевна, - но в один не самый прекрасный день что-то сломалось. Но интересно другое - люди из канторы платежей продолжают начислять плату за горячую воду. И как это называется? Я лично не понимаю! Нас что, тренируют для игры на выживание в экстремальных условиях?"

Любопытно, что сотрудники местного ЖЭКа на вопрос, что делать, отвечают так: "Жильцы должны подать заявку диспетчеру, лично удостовериться, что она записала дату и время отсутствия горячей воды. Далее они должны написать заявление начальнику ЖЭКа в двух экземплярах об отсутствии горячей воды продолжительное время. Потом написать заявление начальнику ЖЭКа в двух экземплярах о перерасчете за неоказанные услуги. Жилец должен зарегистрировать эти заявления и оставить по одному экземпляру каждого из них себе - на тот случай, если перерасчет не сделают, то с копиями он сможет обратиться в Общество защиты прав потребителей". Словом, нужно не звонить с жалобами в жилконтору, а делать какие-то телодвижения. Точнее, много телодвижений. Но под силу ли они немощной старушке или работающему человеку, для которого время - деньги? Думаю, нет.

И еще, почему-то нет общих правил, рекомендаций для жильцов, претендующих на перерасчет. Из комментариев видно, что в жилищном комитете рекомендуют одно, в жилкомсервисе - другое, а в ТСЖ - третье. Ясно, что человек будет придерживаться советов своей жилищной службы, ведь заявление он подает именно туда. Обидно, что житель нашего города так и не имеет понятной процедуры, чтобы не платить за непредоставленную ему услугу.

За "недовес"

придется платить

Более того, в городе на Неве попросту отсутствует механизм возврата денег за некачественные коммунальные услуги. Вот если у вас, например, чуть теплые батареи или из горячего крана идет холодная вода, то готовьтесь платить по полной стоимости. В Петербурге нет закона, который бы предусматривал перерасчет за некачественные услуги. Точнее, Смольный в свое время отказался вносить в законопроекты поправки депутатов, которые бы гарантировали горожанам компенсацию жилищно-коммунальных услуг в зависимости от их качества. Получается, что в нашем городе узаконен обман потребителя - "недовес". Нет, у нас существуют нормативы температуры воздуха и горячей воды. Так, во время отопительного сезона температура воздуха в отапливаемых помещениях должна быть не ниже 18 градусов, на кухне - 16. То же и с горячей водой - ее температура не должна быть ниже 35 градусов . Но на этих нормах все и заканчивается. Вы можете хоть каждый день измерять градусником воду в кране или температуру воздуха, но платить все равно придется по полной стоимости.

И еще, существует приказ комитета по содержанию жилищного фонда N 100 от 30.06.00 с приложением N 5 "Определение качественных стандартов содержания зданий". Согласно ему, в зимний период тротуары и проезды должны быть очищены от снега и посыпаны песком, площадки и лестничные марши должны быть не только подметены, но и очищены от пыли и паутины, в мусоропроводах не должно быть грызунов, на стенах подъездов - надписей, зато лампочки должны гореть, а перила - сиять свежей краской. Как сказали корреспонденту "НВ" в комитете по жилищной политике, жилец вправе потребовать с жилконторы компенсацию за то, что та не убирает лестницы. Словом, если вы оплатили услуги, а ступеньки так и не подмели, обратитесь в судебные инстанции, требуя от подрядчика выполнения своих обязанностей. И все-таки как-то странно получается: не жилищники должны доказывать присутствие в наших домах их услуг, а мы - их отсутствие...



--------------------------------------------------------------------------------


Комментарии

Анатолий Зайцев, программист:

- Я не понимаю, почему каждый раз вопросы отсутствия горячей воды или тепла должны решать жильцы за свой счет и свое время. Почему, например, я должен брать отгул на работе (терять зарплату) для того, чтобы решить внутренний вопрос ЖЭКа? Разве они не знают, что есть такая проблема (заявка диспетчеру поступает, как правило, не одна)? На мой взгляд, это организационный вопрос, который решать должны все, кроме жильцов. Неужели ремонтные бригады не имеют представления, о том, что может выйти из строя в ближайшее время? Я уже не говорю о том, что есть понятие профилактики, когда отопление и горячую воду должны ремонтировать летом, а не зимой, как это делается у нас. Не стоит забывать, что принцип всегда один: товар - деньги. Товар в данном случае вода (положенной температуры), а деньги - моя оплата. Но так часто с нас требуют деньги за отсутствующий товар. На просьбу же сделать перерасчет в ЖЭКе тебе отвечают: "А вы оформили 135 бумажек, а справку на эту справку взяли?.." Возникает вопрос: какие же это коммунальные услуги, если я за ними должен бегать?!!

Ольга Шишкина, преподаватель:

- Зачастую люди молчат и не требуют от жилищных служб сделать перерасчет. Почему? Да потому, что задача продавца услуг (в данном случае жилищников) - замордовать потребителя процедурами так, что даже если он и пробьется (получит свои деньги), то в следующий раз просто не захочет бегать и терять свое драгоценное время. Тем более что оно порой стоит больше, чем ты отобьешь. Потом потребитель расскажет какой-нибудь старушке, как он героически пробивался через тернии, и бабушка, испугавшись всего этого, просто молча будет платить за горячую воду, которой нет. Потом она расскажет другой старушке... В итоге все остаются довольны: ЖЭК - молчанием потребителей, потребители - что им не пришлось столько бегать.

Михаил Карзов, председатель правления ТСЖ "Пискаревский 159":

- Перерасчет делается нами только в том случае, если услуга не предоставляется больше месяца. Например, если вы на лето уехали в отпуск, то нужно написать соответствующее заявление, предоставить билеты - и вы сможете не платить за горячую воду. Мы не можем делать перерасчет за меньший период потому, что все документы и деньги отправляются поставщикам услуг, и они не могут учесть, сколько не поставлялась услуга. Такие правила придумали не мы, а правительство России.

Тамара Хлунова, генеральный директор "Жилкомсервиса N 1" Центрального района:

- Перерасчет мы делаем, если услуга не предоставляется больше суток. В этом случае нужно написать заявление на имя главного инженера, мол, в связи с неподачей услуг прошу произвести перерасчет и так далее. Затем приходит домоуправ, проверяет, на самом ли деле отсутствует услуга, составляет акт и отправляет его на резолюцию главному инженеру, после чего он поступает в бухгалтерию, где и производится перерасчет. Однако, как правило, мы в курсе всех отключений и перерасчет производится автоматически. Если же отопление или температура горячей воды не соответствует нормативам, то перерасчет не производится.

Анатолий Голов, сопредседатель Союза потребителей РФ:

- Мы должны четко знать, за что мы платим. К сожалению, коммунальные службы зачастую либо вообще не дают каких-либо комментариев, либо просто отказываются делать перерасчет. Нам всем необходимо подумать над выработкой механизма обратной связи, который будет действовать в тандеме "потребитель - поставщик", а в первую очередь об этом необходимо подумать правительству.

Софья Прокошева


http://www.kadis.ru/daily/dayjust.phtml?id=24864

09.12.2005


Док. 397948
Перв. публик.: 09.12.05
Последн. ред.: 19.11.07
Число обращений: 335

  • Голов Анатолий Григорьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``