В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Голов: Покупатель всегда прав Назад
Анатолий Голов: Покупатель всегда прав
Низкое качество товаров, плохое информирование покупателей и неоказание услуг ЖКХ - такие жалобы чаще всего слышат в Управлении Роспотребнадзора по Петербургу. На минувшей неделе там состоялась встреча с журналистами, посвященная 15-летию закона "О защите прав потребителей" . Покупатель должен знать, что за плохой товар он всегда сможет получить назад свое, да еще с лихвой.

Специалисты отмечают, что за эти годы люди стали лучше ориентироваться в законодательстве. Раньше о существовании закона знала только треть горожан, а сейчас - 90%! Правда, отстаивать свои права готовы далеко не все. Например, немногие петербуржцы догадываются о том, что за некачественные коммунальные услуги можно не платить. Допустим, уборщица не моет лестницу и лифт. Тогда вам нужно написать претензию в жилконтору (обязательно в двух экземплярах!), и если ваши законные требования не будут выполнены, отказаться оплачивать эту услугу. "Многие организации прямо говорят: зачем оказывать услугу, если люди и так за нее платят", - возмущается сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов. Услуги ЖКХ - один из самых "больных" городских вопросов. Чаще всего жильцы жалуются на непредоставление коммунальных услуг надлежащего качества и в необходимых объемах, нарушение расчета платы, а также отказ жилконторы осуществлять перерасчет при временном отсутствии потребителя в квартире более 5 дней подряд.

Продавец обязан быть профессионалом

По-прежнему много жалоб на нарушения в сфере торговли. По словам руководителя Управления Роспотребнадзора Игоря Ракитина, только на прошлый год поступило 298 жалоб на качество продуктов и 780 - на непродовольственные товары. Около 40% жалоб подтвердились. Если купленная вами колбаса оказалась испорченной, а новомодный мобильник перестал работать через несколько дней - боритесь! "Первое, что вам надо сделать - написать претензию, - говорит Анатолий Голов. - Претензия должна быть составлена в двух экземплярах, один из которых передается продавцу (изготовителю), а на втором продавец делает отметку о получении вашего заявления. Если он отказывается принимать претензию либо ставить свою подпись на вашей копии, отправьте претензию заказным письмом с уведомлением о вручении". Получив претензию, продавец должен известить вас о своих намерениях, например, согласовать дату начала ремонта. Если ответ вас не устраивает (или жалобу проигнорировали), еще раз оцените правомерность своих требований и обращайтесь в суд. Кстати, приятное правило - если потребитель подает иск, то не платит пошлину. Зато если компания проигрывает суд, то суд взыщет с нее сполна.

Кто прав, а кто виноват?

Покупателей, которые пытаются защитить свои интересы, продавцы называют "потребительскими экстремистами" или "рэкетирами". У Анатолия Голова это вызывает улыбку: "Вы можете назвать хоть одну компанию, которую покупатели замучили неоправданными исками? Лично я не могу. Зато случаев нарушения прав потребителей - миллионы!" Но и пенсионерка Марья Ивановна может отстоять свое - например, за задержку исполнения законного требования покупателя магазин обязан выплачивать неустойку - 1% в день. Допустим, владелица хочет сдать неисправный телевизор и вернуть уплаченную за него сумму (например, 10 тысяч рублей). Срок исполнения такого требования - десять дней со дня подачи заявления. Если магазин отказался возвращать деньги, то при обращении в суд месяца через три гражданке могут присудить 24 тысячи рублей: стоимость товара (10 000), неустойку в 90% (9000) и моральный ущерб (5000). Плюс судебные расходы и штраф. В итоге выплаты могут несколько раз превысить стоимость товара. Так что доводить де ло до суда магазинам невыгодно. Правда, закон ограничивает неустойку стоимостью самого товара, к тому же суд вправе ее уменьшить, если она несоразмерна нарушению. Зато обиженный потребитель может сообщить о нарушениях в органы Роспотребнадзора, которые вправе наложить на организацию административный штраф. Помните, покупатель всегда прав!

Где защитить свои права?


Анастасия Горбунова

12.02.2007


Док. 397932
Перв. публик.: 12.02.07
Последн. ред.: 19.11.07
Число обращений: 354

  • Голов Анатолий Григорьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``