В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
С 1 ИЮЛЯ ВСЕ ЦЕНЫ ДОЛЖНЫ УКАЗЫВАТЬСЯ В РУБЛЯХ Назад
С 1 ИЮЛЯ ВСЕ ЦЕНЫ ДОЛЖНЫ УКАЗЫВАТЬСЯ В РУБЛЯХ




Вступил в силу закон, который обязывает продавцов товаров и услуг в информационных и рекламных материалах указывать цены в рублях.
До сих пор автодилеры, риэлторы, туроператоры предпочитают "выражаться по-иностранному". И вместо того чтобы пугать своих клиентов шестизначными цифрами, выставляют напоказ цены в "скромных" условных единицах, или в иностранной валюте. Впрочем, к нововведению они отнеслись ответственно. Не дожидаясь "часа икс", многие компании уже перевели свои ценники на русский язык. Но без трудностей перевода все-таки не обойтись. Во-первых, москвичам, которые привыкли "мыслить долларами", придется поднапрячься. Во-вторых, вступление в силу нового закона может привести к росту цен.
"А сколько это будет в долларах?" - привычно спрашивают москвичи, когда видят комбинацию из множества цифр на рублевом ценнике. Очень плотно иностранная валюта засела в нашем сознании. Поэтому многие продавцы дорогостоящих товаров идут нам навстречу и указывают цены в понятных нашему пониманию иностранных деньгах. Ведь тут важен психологический момент. Скажем, агентство по недвижимости предлагает вам приобрести квартиру за 5 млн рублей. Глядя на такие запредельные цифры, желание обзавестись жильем улетучивается незамедлительно. Другое дело, если стоимость квартиры конвертировать в доллары - $194 тыс. Совсем другое дело. Для автодилеров и туроператоров у. е. и доллары и вовсе насущная необходимость, так как расчеты с контрагентами они ведут в валюте.
Но в последние годы правительство озабочено укреплением не только курса рубля, но и его имиджа. Вот и борется с ценовым атавизмом. "Хочу напомнить, что первый шаг в этом направлении был сделан еще в 2004 году, когда была принята новая редакция Закона "О защите прав потребителей", - рассказал председатель Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Евгений Федоров . - Там совершенно четко сказано, что в пределах потребительского рынка все цены на товары, работы и услуги должны быть указаны только в рублях".
А в апреле президент подписал закон, в соответствии с которым с 1 июля все цены на товары и услуги в рекламных материалах должны быть выражены в нашей национальной валюте. Любопытно, что многие из опрошенных компаний наказ главы государства выполнили досрочно. Правда, большинство пока параллельно указывают и долларовый эквивалент стоимости своих товаров и услуг. Благо, закон такого не запрещает. В нем предусмотрено, что, помимо рублевой цены, можно при необходимости дополнительно указать и стоимость в иностранной валюте. Что подразумевается под "необходимостью", в законе не расшифровывается, поэтому каждый может трактовать это, как пожелает. А обоснования всегда найдутся.
Недвижимость "округлится" в сторону увеличения
"Например, недвижимость -специфичный и, главное, дорогостоящий товар, - поясняет директор департамента маркетинга ГК "МИАН" Михаил Тонкое. - Мы понимаем, что многим будет сложно оперировать шести- и восьмизначными числами, поэтому для простоты оценки и сравнения в любом случае будем указывать компактную и привычную для потребителей долларовую цену".
В остальном же представитель компании проблем от нововведения не видит: "Сделки с недвижимостью уже давно фиксируются в российских рублях, и мы полагаем, что нововведение не вызовет существенных затруднений. Рублевые цены объектов будут определяться по договоренности с их продавцами, но уже на основании предварительных переговоров мы можем сделать вывод о том, что относительно сегодняшнего уровня они существенно не изменятся".
Хотелось бы верить, но опыт компаний, которые давно пересмотрели свою ценовую политику, этот оптимистичный прогноз не подтверждает. "В "МИЭЛЬ" изменение ценовой политики произошло довольно давно, и на тот момент имело место некоторое повышение цены с учетом хэджинга (страхование рисков), - говорит руководитель пресс-службы холдинга "МИЭЛЬ" Олеся Кошкина. -Наша компания перевод долларовых цен в рублевые ранее осуществляла по среднегодовому курсу ЦБ. Последние два года цены устанавливаются в рублях без конвертации".
Но не только желание застраховаться от рисков колебания валют может привести к росту цен. В ход пойдет и простое округление. "На рынке вторичной московской жилой недвижимости и при аренде квартир цену устанавливают арендодатели, привыкшие оперировать в долларовом эквиваленте, - говорит руководитель пресс-службы корпорации "Инком" Антон Гололобов. - Из-за этого используем средневзвешенный курс и в своих рекламных объявлениях. При перерасчете округляем рублевые цены в большую сторону. Это сделано для того, чтобы покупатели не были введены в заблуждение необоснованно низкой ценой, а сама цена не зависела от колебаний курсов валют. К окончательной цене сделки продавец и покупатель приходят после переговоров".
Как сотовики и автодилеры наживались на у. е.
Некоторые компании не прочь поманипулировать с цифрами при конвертации. Например, когда сотовые операторы конвертировали тарифы в национальную валюту, то установили свой внутренний курс доллара - 28,7 руб., что почти на 3 руб. больше официального курса ЦБ на тот момент. А это уже, простите, почти 12% "накрутки". Конечно, это уже сверх всякой меры, но свои 1 - 2% никто упускать не собирается. Как сообщили нам дилеры BMW, они полностью перешли на цены в рублях в рекламе, но в прайс-листах они дублируются в долларах и евро. Причем конвертация из одной валюты в другую происходит по курсу 35 руб. Аналогичная практика заведена и в туристических компаниях. Вот, скажем, типичный пример на сайте магазина "горящих путевок": недельный тур в Египет стоит 7056 руб., или $269. Нехитрая манипуляция с калькулятором - и выясняем, что внутренний курс компании - 26,23 руб. за доллар. А это почти на 40 коп. (или 1,5%) выше официального курса.
Свой процент турфирма может взять и без использования загадочных внутренних курсов. "Цены в прайс-листах будут по-прежнему указываться в долларах, а при оплате будут пересчитываться для частных лиц по курсу ЦБ плюс 2%", - поведала начальник отдела по работе с агентствами туристической компании "Зевс" Нина Татарникова. Кстати, туркомпания на данный момент вообще отказалась от указания в рекламе цены.
Некоторые пытливые умы пошли еще дальше: цену они указывают, но не пишут, в какой валюте. Вот и получается, что "Мерседес CL 500" можно купить за 133600, тур в Париж - за 700 "непонятно чего". А разве это не введение потребителей в заблуждение? А вдруг найдется мечтатель и оптимист, который решит, что это рублевые цены? И будет, что самое интересное, прав. Раз по закону принято указывать цену в родной валюте, значит, так оно и есть.
Предпочитаешь доллары - плати штраф
Если после 1 июля вы увидите рекламу с долларовыми ценами и патриотизм не позволит вам пройти спокойно мимо, то можете обращаться в Роспотребнадзор. Нарушителей, как пояснили в Госдуме, ждет довольно серьезное наказание. Так, компании придется заплатить штраф от 400 до 5000 МРОТ (40 - 500 тыс. руб.), а должностным лицам - от40 до 200 МРОТ (4-20 тыс. руб.).

Торговая газета, 11 Июля 2007





http://efedorov.ru/


Док. 397854
Перв. публик.: 11.07.07
Последн. ред.: 19.11.07
Число обращений: 228

  • Федоров Евгений Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``