В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Госкомцен живее всех живых Назад
Госкомцен живее всех живых


Новость, которую не ждали: по информации "Итогов", группа депутатов Госдумы во главе с зампредом комитета по экономполитике Еленой Паниной ("Единая Россия") завершила разработку законопроекта, о котором за все годы реформ не грезила даже левая оппозиция. Речь, по сути, идет о возрождении института Госкомцен, через который государство будет регулировать цены на социально значимые товары.
Документ еще не прошел обсуждение в Думе, но страсти вокруг него уже разгорелись нешуточные.
- Если кто-то забыл советские очереди, то можно еще раз попробовать, но тогда, боюсь, не будет ни продуктов, ни цен на них, - прокомментировал эту инициативу Герман Греф. Однако есть все основания предполагать, что законопроект, не без поправок, конечно, станет законом.
НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ
Суть инициативы в том, что правительство должно устанавливать не только уровень тарифов монополий, но и заниматься ценообразованием на ряд социально значимых товаров. К таковым, как стало известно "Итогам", законопроект относит лекарственные препараты, хлеб, соль, молоко и некоторые другие товары из потребительской корзины. Причем в каждом регионе местные власти могут самостоятельно принимать решения о расширении списка продуктов, цены на которые будут регулироваться. А в качестве способов такого регулирования законопроект предусматривает не только назначение сверху розничных и оптовых цен для монополистов, но и ограничение размера торговых надбавок в рознице, и определение правил ценообразования на услуги локальных монополий, существующих в каждом субъекте Федерации.
О регулировании цен в Думе речь заходит не впервые. В свое время депутат Валерий Зубов ("Справедливая Россия") предлагал нечто подобное.
- Но у меня речь шла только о госмонополиях я же все-таки доктор экономических наук. Даже Герман Греф говорил о сложности экономического планирования в условиях резкого роста тарифов. В следующем году они впервые превысят инфляцию. Монополии надо ограничивать, но у Елены Паниной речь совсем не о них, - говорит Валерий Зубов.
Так или иначе, ее инициатива уже поддержана главой комитета по экономполитике Евгением Федоровым , тоже "единороссом".
В разговоре с обозревателем "Итогов" Елена Владимировна подтвердила, что в законопроекте речь действительно идет не только о монополиях. Она уверена, что "неправильно уповать на рынок, который сам все отрегулирует", и ссылается на зарубежный опыт.
- Там сфера контролируемого и регулируемого государством ценообразования составляет от 10 до 40 процентов общего объема выпускаемой продукции. Скажем, в Германии, Финляндии, Швеции этот уровень достигает 40 процентов, в Италии - до 30, во Франции - до 20, в Австрии и США - до 10 процентов, - говорит депутат. При этом она подчеркивает, что "механизма прямого установления цен законопроект содержать не будет".
Но мнение Паниной, как и приведенную ею статистику, готов оспорить научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин.
- Госрегулирования цен на уровне 40 процентов нет ни в одной развитой стране. Определенное вмешательство возможно в сфере естественных (подчеркиваю: естественных!) монополий или в области эксклюзивных государственных услуг. Обычно это 10-12 процентов рынка. У нас подобные тарифы - железные дороги, газ, свет - и так давно регулируются, причем мы вроде бы заявляем курс на либерализацию и этих сфер. Предложение Елены Паниной полностью противоречит этому курсу и вообще здравому смыслу, - считает профессор.
"Здравый смысл", кстати, уже был проверен практикой. Как выяснили "Итоги", пусть и небольшой, но опыт такого регулирования цен на местах уже есть. В 1997 году правительство Тульской области (при губернаторе-коммунисте Василии Стародубцеве) приняло постановление, устанавливающее максимальную надбавку при реализации в розничной торговле молочных и хлебобулочных изделий. Но столкнулось с ажиотажным спросом и последовавшим дефицитом. Еще раньше аналогичные попытки предпринимали власти Свердловской области (при губернаторе Эдуарде Росселе) и Ульяновской (при губернаторе-коммунисте Юрии Горячеве). И также неудачно. Декларировавшаяся при этом цель - снижение инфляции - оказывалась недостижимой. Более того, рост стоит мости потребительской корзины в этих регионах превышал уровень инфляции в целом по стране.
За годы рыночной экономики россияне накопили массу претензий к реформаторам, в том числе по части "кусачих" цен. Но от пустых прилавков все отвыкли, и возвращение дефицита может вызвать более острую социальную реакцию, чем дороговизна.
Но есть в России регионы, где практика регулирования цен существует. Например, в Курганской и Ульяновской областях в структуре региональных правительств работают специальные ведомства - комитеты по регулированию цен и тарифов. Правда, пока их деятельность ограничивается установлением тарифов в сфере ЖКХ. Но, как говорят представители местных властей, если законопроект "единороссов" будет одобрен, функции таких комитетов могут и расширить.
ЗДРАВСТВУЙ, ДЕФИЦИТ
- В рыночных секторах экономики, там, где присутствует конкуренция и где она необходима, госрегулирование цен невозможно, - заявил "Итогам" замминистра экономического развития Кирилл Андросов.
При этом, по его мнению, появление такого закона может привести только к одному: к дефициту товаров и ухудшению их качества. А министр Михаил Зурабов, правда, призывал к введению госрегулирования цен на лекарства и тоже ссылался на опыт стран Западной Европы. Но там, во-первых, регулируются цены на отдельные препараты, включенные в спецсписки, либо государство - как в Испании - устанавливает стоимость лекарств при выплате возмещения льготникам, либо - как в США - с задравшей цену компанией проводят "воспитательную беседу" парламентарии. Но заставить снизить расценки никто не может - все зависит от доброй воли продавца. Во-вторых, у нашего Минздравсоцразвития свой интерес. В данном случае государство выступает в роли покупателя, приобретая лекарства для льготников. И денег на это каждый раз не хватает...
- Потребителю такое вмешательство государства в экономику не нужно. А сам законопроект не столько попытка решить экономические проблемы, сколько чистой воды политический популизм, - уверен Кирилл Андросов.
В пользу этого говорит и тот факт, что российский рынок продовольственных товаров и лекарственных средств еще далек от насыщения. Только тронь - и здравствуй, дефицит. По прогнозам агентства Yarmarka.net, ситуация урегулируется не ранее 2018 года. Тогда конкуренция будет настолько жесткой, что продавцы не смогут завышать цены.
Да и сами производители товаров не сомневаются, что госрегулирование до добра не доведет.
- Скорее, наоборот. В этом случае стоит опасаться как сокращения производителей продовольствия, так и его продавцов, - заявили "Итогам" в Молочном союзе России.
То же самое касается рынка хлеба и хлебобулочных изделий. Как признают в Минсель-хозе, в последние годы в этом секторе происходит бурный рост количества небольших пекарен, которые все чаще создают конкуренцию крупным хлебозаводам. При этом цены на их изделия несколько выше, зато выше и качество продукции.
- Если мы начнем регулировать цены в рознице, эти пекарни просто разорятся, - признался "Итогам" один из сотрудников ведомства.
Впрочем, рациональное зерно в инициативе "единороссов" есть. Только касается оно не "социально значимых товаров", а тарифов монополий. Пока государство устанавливает предельную планку цен для некоторых монополистов и ограничения на рост стоимости услуг ЖКХ. Да и то с каждым годом противостоять лоббистскому давлению удается все труднее. Разработчики законопроекта предлагают не только ежегодно устанавливать предельный уровень роста тарифов, но и ввести прямой запрет на их дифференцирование. Например, запретить железным дорогам перевозить тонну металла по более высокой ставке, чем тонну ваты. И уж тем более дифференцировать тариф в зависимости от компании - перевозчика груза. То же самое касается и локальных монополий. Например, услуги МГТС благодаря "дифференциации" выросли почти в два раза: с введением трех тарифных планов цена минуты разговора оказалась выше, чем прежде. Тем же грешит и Московский метрополитен, ограничивший количество поездок по месячному проездному билету.
Можно не сомневаться, что "противомонопольные" нововведения, как это было уже не раз, натолкнутся на лоббистскую стену. Вряд ли депутаты накануне выборов станут крушить ее, не жалея сил. Но посулить региональным властям право развешивать по своему усмотрению ценники на рынке, а избирателям - дешевые товары (хотя одно из другого вовсе не вытекает) - самое время. В преддверии 2008 года можно ожидать появления аналогичных "народных" законопроектов, к реальной экономике никакого отношения не имеющих. Хуже всего то, что думскому большинству вполне по силам эти законы принять, в том числе закон о госрегулировании цен - на обсуждение палаты его планируют вынести в осеннюю сессию.
СЕВЕРНЫЙ КРАЙ, Город: Ярославль Дата: 22 Июня 2007
http://efedorov.ru/

Док. 397807
Перв. публик.: 21.06.07
Последн. ред.: 18.11.07
Число обращений: 187

  • Федоров Евгений Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``