В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ЛОЖКА К ОБЕДУ ДЛЯ `ЕДИНОРОССОВ` Назад
ЛОЖКА К ОБЕДУ ДЛЯ `ЕДИНОРОССОВ`




На прошлой неделе в Госдуме заговорили о воровстве. Тему поднял первый вице-премьер Д.Медведев. "ЖКХ - сфера наиболее коррумпированная. Воруют в разных местах и в огромных количествах", - пожаловался он представителям самой близкой для него фракции "Единая Россия". Только ее члены и проверенные журналисты были допущены на встречу с высоким чиновником, потому как рассматривался вопрос о больших бюджетных деньгах, которые пойдут на создание ЖКХ-фонда. Такие вещи воспринимаются конституционным большинством и его покровителями как сугубо партийные.

Привлекательная идея через сутки трансформировалась в законопроект. Постаралась "ударная" группа законописцев в составе "единороссов" Ю.Медведева, Е.Паниной, Ю.Барзыкина, А.Лихачева, М.Шаккума и членов Совета Федерации С.Орловой и В.Петрова. В обход всех думских регламентов законопроект "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" был тут же внесен в повестку дня 15 июня. Депутатам пришлось второпях, по дороге в зал заседаний, знакомиться с его положениями.

Под благовидным предлогом проведения капитального ремонта жилья и переселения граждан из аварийных домов, на что выделяется 240 млрд рублей из федерального бюджета, "Единая Россия", решила "построить" специальный фонд "в организационно-правовой форме государственной корпорации". Без нее, по мнению авторов законопроекта, эффективное использование государственных миллиардов никак невозможно. Почему остались в стороне агентства и департаменты Минрегионразвития, которым по силам напрямую, без посредничества корпорации направлять государственные средства через казначейства в регионы, умалчивают и законопроект, и его инициаторы.

Депутат Шаккум, как главный толкач очень весомого (в денежном выражении) документа, больше акцентировал внимание на "главной цели"

- "создании комфортных условий проживания граждан", "внедрении современных ресурсосберегающих технологий". Об этом, надо думать, и будут рассказывать "единороссы" на встречах с избирателями, рекламируя свою трепетную заботу о народе, страдающем в ветхом и аварийном жилье. Тем, кто рискнет поверить фарисейским обещаниям, стоит только посочувствовать.

"Утверждать, что будет произведен капитальный ремонт всех домов, я, естественно, не могу... - сознался чуть позже Шаккум, когда на него посыпались вопросы депутатов. - Сам Фонд является не столько источником решения тех проблем, которые заявлены в качестве его основных целей, сколько катализатором решения этих проблем". Вот так - ни больше ни меньше: "катализатор" ценой 240 млрд рублей! И неизвестно еще какой - ускоряющий или замедляющий процесс... Скорее, последний, если судить по содержанию законопроекта.

В нем записано, что все 240 млрд рублей передаются в руки органов управления фонда - наблюдательного совета, правления и генерального директора. В состав наблюдательного совета войдут представители президента, правительства, Госдумы, Совета Федерации, Общественной палаты, федеральных округов. Мало кто сомневается, что это будут "свои" единопартийцы. Среди задач, стоящих перед этой командой, "главная цель", озвученная Шаккумом минутой раньше, уже не упоминается. Внимание правления фонда будет приковано к финансам, которые теоретически должны выделяться регионам, но под строгим присмотром наблюдательного совета. "Механического распределения средств федерального фонда не будет", - констатировал Шаккум. Хотя этого он мог бы и не говорить. Ни у кого не возникло иллюзий относительно судьбы бюджетных миллиардов.

Дальнейшие пояснения докладчица только подтвердили худшие предположения. Чтобы получить средства из фонда, регионы и муниципалитеты обязаны самостоятельно выполнить 12 условий по реформированию ЖКХ: увеличить число частных коммерческих организаций коммунального комплекса, создать товарищества собственников жилья (ТСЖ) не менее чем в 30% многоквартирных домов, сформировать благоприятные условия для деятельности ТСЖ до 1 января 2009 года, принять местные правовые акты, предусматривающие формирование земельных участков под многоквартирными домами, и запустить другие важные рыночные механизмы. Для выполнения этих суровых условий, как известно депутатам, да и толкачам закона о фонде, нужен не один год. А тут не мешкая вынь и положь. "По моим расчетам, ни один субъект на сегодняшний день не сможет претендовать на помощь фонда", - заметил коммунист Сергей Решульский.

А деньги между тем потекут в фондовое правление сразу же. Первые 10 млрд рублей, помимо указанных в законопроекте 240, поступят в фонд уже в этом году для "раскрутки" корпоративной деятельности. Да и в последующем наблюдатели и руководители фонда бедствовать не будут. "Фонд будет действовать... за счет взноса РФ в размере 240 млрд рублей, а также за счет доходов от размещения денежных средств", - не скрывал Шаккум. А когда деньги кончатся, фонд прекратит свое существование. Это произойдет в 2012 году. "Работа Фонда носит временный характер и обусловлена суммой средств, которые выделяются", - отметил довольный собой Шаккум.

Куда печальнее состояние российского ЖКХ. В стране официально до 30% аварийного жилья (1,2 млн кв. м), до 60% - нуждающегося в капремонте. Ежегодно объем аварийного жилья увеличивается на 20%. Для устранения этой ЖКХ-дыры, по мнению регионального министра В.Яковлева, нужно несколько триллионов рублей. Но таких денег отрасли никто не даст. Даже притом что все знают, насколько она запущена в последние 20 лет. Регионы предпочитают занижать сведения о ветхих квадратных жилметрах, чтобы не портить настроение Кремлю... И потому, как отмечали депутаты, существующая статистика далеко не полная. Регионы ее сокращают вполовину. На их территориях появились целые неучтенные улицы, дома-призраки, в которых живут люди, но их нет ни в каких планах, потому что "должна быть красивая отчетность перед президентом".

Но до этих тонкостей ни Шаккуму, ни его партийным коллегам дела нет. Они будут ориентироваться на бумажные цифры. Они не ставят перед собой задачу изменить ситуацию к лучшему. В их понимании, суммы из Фонда, которые гипотетически могут достаться некоторым региональным счастливчикам, следует рассматривать всего лишь как небольшой стимул, а основные проблемы ЖКХ будут решать путем софинансирования сами регионы, муниципалитеты и граждане. Доли, которые потребуются от софинансистов, Шаккум пообещал прописать в законопроекте ко второму чтению. Но общую сумму он уже подсчитал, она должна быть не менее половины триллиона рублей. Легкость, с какой Шаккум подсчитывал и за регионы, и за граждан, которые под давлением фонда обязаны будут выложить живые деньги, поражала депутатов. Словно у нас в стране нет дотационных регионов и нищих граждан, получающих пенсии и зарплаты 2-3 тыс. рублей.

Но настоящий шок у народных избранников вызвало положение законопроекта о приватизации коммунальных сетей - водопроводов, теплосети, иных жизнеобеспечивающих жилые кварталы магистралей. Правда, не напрямую, а через "приватизацию компаний коммунального сектора", как заметил Шаккум, подчеркнув, что "это политическая позиция фракции "Единая Россия", это и есть "внедрение рыночных условий". Но за этой политикой стоят не идеологические догматы, а реальные деньги, которые правительство желает сэкономить на ремонте коммуникаций и отдает их частникам. Хотя специалисты знают, что все коммуникации надо ремонтировать не частным, "точечным", а централизованным путем... Что в итоге получится из "единороссовского" политпредложения, даже вообразить невозможно. Депутаты потребовали снять эту норму. Авторы законопроекта не захотели.

Тогда парламентарии ответили залпом критики в адрес законопроекта. В нем Николай Сапожников (КПРФ) увидел "скользкую коррупционную составляющую". "На нее и надо проверить проект о фонде", уверен коммунист, а то ведь с предыдущими фондами одни скандалы. "В Фонде обязательного медицинского страхования воруют, в Пенсионном фонде тоже были "выемки". Из Национального фонда спорта вообще получилась воровская шайка какая-то...."

Еще депутаты интересовались, почему именно сейчас так срочно засуетились с Фондом ЖКХ. "Дорого яичко к Христову Дню, а ложка к обеду, - философски ответил Шаккум. - Сегодня появились все условия - финансовые ресурсы, нормативная база и предложение президента. Так что с этим фондом все очень своевременно..." Мнение Шаккума единогласно разделила фракция "Единая Россия". Законопроект поддержали 342 депутата. Но "яичко" оказалось не единственным. Аналогичный законопроект о науке "Единая Россия" продавила днем раньше. Проект закона "О российской корпорации нанотехнологий" был принят тем же думским большинством (за - 342) и даже схож по авторскому составу: снова Ю.Барзыкин, Е.Панина, Ю.Медведев, А.Лихачев плюс Н.Булаев, А.Кокошин, С.Колесников, В.Опекунов, Е.Федоров . Все - члены "Единой России".

И снова игра на высоких целях. "Корпорация будет одной из составляющих нанотехнологической сети, которая будет создаваться в соответствии со стратегией развития наноиндустрии", - убеждал депутатов "наноэнтузиаст" Ю.Медведев ("Единая Россия"), первый зампред думского комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму. Беда лишь в том, что ни сети, ни стратегии "развития наноиндустрии" еще никто в глаза не видел. Да и к чему, если вскоре всем стало понятно, что нанокорпорация так же, как и Фонд ЖКХ, имеет весьма отдаленное отношение к заявленному направлению, в данном случае к науке. "Основным предметом инновационной деятельности корпорации станет организационно-финансовая поддержка инновационной деятельности наноиндустрии", - уточнил Медведев. Корпорация, взяв в свое управление бюджетные средства (предположительно 130 млрд. рублей), "будет осуществлять отбор для финансирования проектов в области нанотехнологий, включая проекты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ". "Не позавидуешь этим НИИ", - прокомментировал с места кто-то из депутатов. Каждому желающему получить средства на свой проект, пусть самый выдающийся, придется преодолеть извилистый путь общения с многоликим наблюдательным советом, в котором так же, как и в фонде будут представители и президентской администрации, и парламента, и бизнеса, и Общественной палаты. Они будут решать, кому "на-на", а кого отправить восвояси. Лишняя копейка сквозь пальцы наблюдателей не проскользнет. Деньги будут размещены в банках со всеми вытекающими последствиями - оптимистичными для членов корпорации и пессимистичными для нанопроектов.

То, что корпорация "далековата" от науки, тем более от ее развития, подтвердил и президент РАН Ю.Осипов: "Корпорация создается для того, чтобы оптимизировать форму управления финансами... но есть программа развития нанотехнологий, и в этой программе участвуют около ста институтов Академии наук". О научной программе в законопроекте нет ни слова. Как бы не затоптали ее корпоративные наблюдатели!

Например, о Ю.Медведеве, который, как полагают некоторые депутаты, может оказаться в составе правления нанокорпорации. "У него чутье", - говорят думцы. Оно у Юрия Германовича развилось еще со времен его директорства на Пермской печатной фабрике Гознака. Хотя намеки на "заинтересованность" в корпорации "единоросс" обидчиво отбивал. Правда, нетвердо. Да и зачем упираться? Главное, чтобы партия не передумала... А партия корпоративно контролировала все обсуждение. Для оппозиции дозировала количество вопросов и минут для выступления и реплик. Однако не смогла опровергнуть выводы, эмоционально высказанные первым заместителем председателя фракции КПРФ С.Решульским.

"Смысла нет говорить, - возмутился депутат, - если даже вопросов разрешено было задать не более одного по законопроекту, касающемуся серьезных сумм. Вот я услышал - 130 миллиардов рублей будет выделено бюджетных денег для работы данной корпорации. В законопроекте ничего не прописано о целях этих "инновационных" деятелей.

Первое, что приходит в голову, когда читаешь такие законопроекты, что заканчивается депутатский созыв и кому-то надо пристраиваться на работу.

Второе, что президент будет скоро переизбираться и в правительстве зашевелились, готовят себе места.

Третье, что понадобились деньги на какие-то закрытые проекты.

Возьмите статью 19 законопроекта. Во второй части читаем: "Порядок финансирования деятельности корпорации за счет средств федерального бюджета определяется правительством РФ". Далее самое главное: "При этом корпорация вправе использовать на административно-управленческие расходы не более 10% суммы бюджетного финансирования". Ничего себе! Если допустить, что 10% от 130 миллиардов - это 13 миллиардов только на административно-управленческие расходы! Да мы всей фракцией пойдем сейчас записываться на работу в эту корпорацию. Тут не одну партию содержать можно на такие деньги. Еще вопрос, на который хочу обратить внимание. Вы знаете, многие здесь имеют большой опыт парламентской деятельности. Я первый раз в жизни сталкиваюсь с финансово-экономическим обоснованием, которое дано на этот законопроект.

Все финансово-экономическое обоснование, которое тянет на 130 миллиардов бюджетных средств, состоит из одной фразы: "Принятие данного законопроекта не повлечет возникновения необоснованных финансовых обязательств Российской Федерации". Надо ли понимать, что мы, субъекты законодательной инициативы, можем теперь все финансово-экономические обоснования ограничивать такой обобщенной фразой? Хотел бы я посмотреть, как правительство посмотрит на такое обоснование, если оно поступит от меня... Это поистине "нанотехнология" в законотворческой деятельности! За десятилетия современной российской законотворческой деятельности такого еще не было.

Не могу не остановиться на той поспешности, с которой продвигается законопроект. 4 июня он вносится, 7-го комитет возвращает на доработку и 7-го же июня, якобы доработанный, утверждается Советом Госдумы и вносится в план ближайшего пленарного заседания без заключения правительства!"

Решульского перебивает вице-спикер "единоросс" А.Чилингаров, ведущий заседание. Депутат продолжает: "Подождите, Артур Николаевич. Ну что вы так обижаетесь. Заключение дали только сегодня, в день рассмотрения законопроекта. А речь идет о том, как разделить миллиарды из бюджета".

Чилингаров: "Нас это не касается..."

Решульский: "Нас касается. Не в том смысле, чтобы разделить деньги между вами и мной, а между инновационными проектами и нанотехнологиями. Разве без этой корпорации не справится Министерство образования и науки? Разве нет у нас ведомств, казначейств, профильного министра, чтобы провести конкурс? Неужели надо еще сотню, две, три сотни человек собирать штат в эту корпорацию, платить им огромные деньги? 13 миллиардов на административно-управленческую деятельность! Я бы сам поуправлял этим делом. Прямо развожу руками, не могу понять, как встроиться в эту струю, поучаствовать хотя бы в обсуждении, не говоря о дележке.

...Предлагаю отложить голосование по данному законопроекту.

Пусть комиссия по коррупции проверит законопроект на коррупционность".

"Единая Россия" ни слова в ответ не проронила. Голосовала молча, дав понять, что не будет тратить время на лишние проверки. "Яйца" требуются к сроку. Иначе дело протухнет.

Советская Россия, 19 Июня 2007





http://efedorov.ru/


Док. 397801
Перв. публик.: 19.06.07
Последн. ред.: 18.11.07
Число обращений: 187

  • Федоров Евгений Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``