В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Россия и Китай. Потенциал сотрудничества Назад
Россия и Китай. Потенциал сотрудничества


Политический форум "Российско-китайские отношения под мировым и региональным углом зрения", состоявшийся в Москве 25-26 мая был организован партией "Единая Россия" и Коммунистической партией Китая. Несмотря на разницу идеологических убеждений, участников встречи объединяла роль, которую каждая из сторон форума играет в истории своих стран. Прежде всего - определение перспектив развития, государственной и экономической политики. Сегодня очевидно, что Россия и Китай будут вместе. Расширение сотрудничества наших стран обусловлено не только экономической выгодой и соседским положением. Перед двумя крупными странами мира стоят общие задачи, общие вызовы, открываются новые возможности. В век глобализации, прозрачных экономик и демократических ценностей реализовать их можно только вместе.
Отношения между Россией и Китаем, особенно учитывая процесс мировой глобализации, определяются самыми различными факторами. Начиная с географического положения стран-соседей и истории их отношений, кончая взаимовыгодными экономическими связями, которые год от года становятся теснее. Сегодня ежегодный товарооборот между странами превышает 30 миллиардов долларов США, и, по мнению специалистов, есть предпосылки для его двукратного увеличения уже в течение четырех ближайших лет.
Особое место в этом взаимообмене занимает энергетика. Китай, динамично развивая свою экономику, за последнее время вышел на второе место в мире по энергопотреблению, а Россия располагает внушительными запасами нефти и газа, в которых остро нуждаются наши соседи. Естественно, такая ситуация диктует расширение взаимовыгодных контактов в этой жизненно важной сфере, чему способствуют уже достигнутые договоренности и все новые проекты относительно поставок энергоносителей из России в Китай.
Весьма перспективной является для обеих стран и широкая программа строительства в КНР десятков атомных электростанций. В реализации этих планов, судя по всему, примут активное участие российские специалисты, имеющие богатый опыт сооружения АЭС не только в нашей стране, но и в других регионах мира. Предстоящая работа органически впишется в осуществление одного из партийных проектов "Единой России" - "Энергетическая безопасность".
"Очень важно поставлять не только сырье - углеводороды, лес, черные металлы, полуфабрикаты химической промышленности, но и экспортировать в Китай продукцию машиностроения", - заявил лидер партии "Единая Россия" Борис Грызлов в ходе своего трехдневного визита в Китай, где прошли переговоры спикера Госдумы с председателем КНР Ху Цзиньтао, премьером Госсовета Вэнь Цзябао и председателем ПК ВСНП У Банго.
Спикер выразил сожаление российской стороны уровнем и структурой двустороннего товарооборота. По его словам, поставки сырья и ширпотреба - это не те направления, по которым должны сотрудничать два великих государства. Москва и Пекин должны развивать экономические отношения в стратегических направлениях.
По мнению Грызлова, в этом направлении очень перспективным является развитие двустороннего взаимодействия в области поставок тока в КНР. Китай проявляет интерес к инвестированию в гидроэнергетическую отрасль РФ и считает возможным инвестировать в Россию до 2020 года примерно 12 млрд. долларов. В целом Москва и Пекин поставили цель к 2010 году довести товарооборот до 60-80 млрд долларов. Для ее достижения, в частности, в ходе визита Грызлова подписан устав российско-китайской парламентской комиссии по сотрудничеству между Госдумой и ВСНП.
Одной из главных задач работы комиссии - создать необходимые условия для роста доверия между представителям бизнес-кругов России и Китая.
Немало точек соприкосновения у России и Китая во многих других сферах деятельности. Это, например, аэрокосмические исследования, которые можно проводить по согласованным программам, разведка и освоение новых месторождений полезных ископаемых на территориях обеих стран, внедрение высоких технологий в промышленности, создание транспортных коридоров, в том числе, для транзитных перевозок грузов и пассажиров, обмен передовым опытом в агропромышленном комплексе.
Уникальные возможности для укрепления взаимовыгодных отношений дает географическое расположение двух крупнейших государств на евразийском пространстве. Приграничная торговля, создание совместных предприятий, реализация общих экологических программ, наконец, развитие транзитных магистралей для грузов из Азии в Европу - приоритетные направления развития стран-соседей, которые способны при условии умелого использования, помочь дальнейшему укреплению экономики и России, и Китая.
Можно назвать немало других точек приложения сил наших народов для существенного повышения уровня их жизни. Практически в каждой провинции Китая, в каждом российском регионе могут быть разработаны программы делового и культурного взаимодействия. Народы наших стран связывают давние отношения, которые не ослабили даже негативные последствия идеологического противостояния в 60-70 годы XX века. Как подчеркивали участники форума, об этом красноречиво свидетельствуют и плодотворные визиты, которыми в последнее время регулярно обмениваются руководители наших государств, так и сравнительно новая форма российско-китайских массовых мероприятий - проведение года одной страны в другой. Сейчас, например, продолжается год Китая в России, и межпартийный форум стал одним из важнейших событий в его обширной программе.
Его значение очень высоко оценил член Политбюро ЦК КПК Ван Лэцюань: "Подобные встречи дают дополнительные импульсы для развития наших добрососедских, взаимовыгодных, дружеских отношений".
Член Генерального Совета "Единой России", председатель Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрей Кокошин:
"Идеология глобализации, присущая развитым капиталистическим странам, часто носит весьма агрессивный, а порой и деструктивный характер. Одним из элементов этой идеологии, носителями которой стали страны, считающие себя лидерами процесса глобализации, является всеобщая унификация и в экономике, и в технологиях, и даже в культурном развитии тех или иных стран.
Нам приходится иметь дело с этой очень мощной волной. Важно отметить, что сегодня Россия и Китай имеют по очень многим вопросам данной тематики не просто схожие точки зрения, но и занимают практически идентичные системно-структурные позиции.
Оба государства стремятся обеспечивать свой реальный суверенитет в современном мире, что встречает активное противодействие тех стран Европы и Северной Америки, которые считают себя лидерами глобализации.
Если вспомнить начало 90-х годов, то тогда политикам из этих государств казалось, что они, как говорится, уже держат Бога за бороду и контролируют процессы, происходящие во всем мире, в том числе в Китае и России. Сегодня ситуация стремительно меняется, и в последние несколько лет мы все активнее отстаиваем свой суверенитет. Российско-китайское взаимодействие, таким образом, носит далеко не конъюнктурный характер, а отражает потребности современного изменяющегося мира по сохранению в нем нескольких центров силы, помимо позиционирующих себя лидерами глобализации.
Поэтому я считаю, что всестороннее сотрудничество наших стран, направленное, в том числе, на обеспечение культурного и экономического многообразия современной цивилизации, имеет серьезную долговременную перспективу".
Евгений Федоров, член Генерального Совета "Единой России", председатель комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму:
"Мы решаем во многом сходные задачи структурной модернизации экономики, повышения качества жизни наших граждан. И для наращивания экономической мощи обеих стран крайне важно максимально эффективно задействовать потенциал двусторонних связей наших стран, в том числе - и по партийной линии. Вместе с тем, взаимоотношения России и Китая в экономической сфере нельзя рассматривать вне того широкого контекста, который задает экономическая глобализация. Существует распространенное представление, что в эпоху глобализации размываются национальные границы, а доминирующее значение приобретают некие наднациональные образования и институты. Однако опыт политического развития последних десятилетий показывает, что это далеко не так. Среди современных государств есть, условно говоря, "глобализируемые", а есть "глобализаторы" - страны, использующие глобализационные процессы в своих интересах. Соответственно и состояние "суверенности" того или иного государства в современных условиях определяется во многом тем, какое место оно занимает в "сети принятия решений" развития мировой экономики и международном разделении труда.
С точки зрения экономики ключевым вопросом национального развития становится наличие либо отсутствие лидирующих позиций в глобальной конкуренции знаний и технологий, в качественном уровне производства. Экономический суверенитет предполагает не автаркию и самодостаточность национальной экономики - в современных условиях это практически невозможно и абсолютно нецелесообразно, - а реальную самостоятельность страны в создании ключевых технологий, конкурентоспособных на "глобальном рынке".
Полагаю, что в данном вопросе стратегические векторы экономической политики России и Китая совпадают. Но при этом мы недостаточно используем потенциал сотрудничества наших стран. Поэтому основной задачей развития российско-китайского сотрудничества в настоящее время и на ближайшие годы является повышение качества наполнения торговых потоков, развитие технологической и производственной кооперации".
Юрий Шувалов, член Президиума Генерального совета "Единой России", начальник Управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ аппарата Госдумы:
"На этой конференции я хотел бы представить Центр социально-консервативной политики, который является одним из "мозговых центров" партии "Единая Россия". Он участвует в формировании политических течений, которые влияют на развитие политической системы. Российский консерватизм можно отнести к российской политической традиции, это идеология, которая является основной для партии парламентского большинства в Государственной Думе.
Я считаю, что в консервативных подходах "Единой России" реализуется принцип сохранения национальной традиции, единения многонациональной культуры и межнационального единства наших граждан. Во многом эта идеология близка идеологии КПК как мега-партии, несущей ответственность за путь страны, и впитывающей в себя историю и традиции народа.
То же самое делает сегодня и "Единая Россия", причем успешно, потому что рейтинги нашей партии говорят, что она остается главной партией, которую поддерживает население. Более того, эта партия, реализующая программу Путина, программу национального развития, программу, рассчитанную на долгосрочный период времени.
Именно базовая идеология "Единой России" дает основания быть уверенными в том, что программа Путина будет реализована. Мы получим те результаты развития страны, которые заложены в основных программных документах партии. Это рост ВВП, повышение зарплаты, пенсий, развитие международных отношений с разными странами, в том числе, с Китаем. У нас есть совместные планы увеличения торгового оборота и т. д.
Я думаю, что наличие этой программы позволяет говорить о том, что консервативная идеология действительно является сегодня доминирующей в России, и она позволяет обеспечивать парламентское большинство. Но при этом существуют и другие идеологии - соответствующие социальной политике, либеральные, и они, безусловно, формируют партии и поддерживают их политические возможности. Эти партии также претендуют на участие в выборах, имеют своих партнеров за рубежом, но мы видим, что международные тенденции говорят о том, что для того, чтобы сохранить национальное самосознание, суверенитет государства, политическим партиям нужны широкие коалиции. Только в этих условиях может быть выполнена задача развития страны.
Вопросы глобализации, конечно, ставят перед нами серьезные вызовы, и здесь очень важно вместе на международном уровне искать пути, на которых мы становимся ближе друг к другу, но сохраняем свою самоидентичность. Сегодняшняя конференция должна дать нам многие ответы по сотрудничеству двух великих цивилизаций, которыми являются Россия и Китай. Безусловно, у нас большой совместный путь и большие возможности в будущем.
Если говорить о Центре социально-консервативной политики, то у нас есть опыт подобных международных конференций и с европейскими странами по изучению глобальной экономики, и с Германией, в частности, мы изучали ее послевоенный опыт социальных реформ. В любом случае подобные форумы вносят вклад в дело развития политической системы каждой из стран, они нужны, и я желаю вам успеха".
Людмила Пирожникова, член Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам:
"И в России, и в Китае существует весьма болезненная проблема чистой воды. 17 февраля 2007 года в Томске состоялся Сибирский межрегиональный форум Всероссийской политической партии "Единая Россия", которую я здесь представляю. На форуме был обсужден партийный проект "Чистая вода", основной задачей которого является улучшение качества питьевой воды, подаваемой населению, и доведение услуги по водоснабжению до уровня, отвечающего потребностям жизнедеятельности человека.
Мы решили провести Всероссийский конкурс технологий очистки воды с учетом условий каждого региона, каждого города. Полагаю, поиски решения очистки питьевой воды, увеличения ее запасов мы можем вести вместе с китайскими специалистами. О важности такой работы говорит тревожная ситуация в некоторых провинциях северного и юго-западного Китая, где установилась в этом году засушливая погода. Почти десять миллионов человек столкнулись с острой нехваткой питьевой воды.
Немало издержек и России, и Китаю принесла авария в ноябре 2005 года на заводе в городе Цзилинь. Китай подготовил программу по очистке реки Сунгари, предполагая вложить огромные средства. Вообще же экологические проблемы стоят в Китае чрезвычайно остро, и мы могли бы решать их вместе".
Василий Усольцев, заместитель председателя Комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока:
"Нам, депутатам, чаще всего приходится отвечать избирателям на вопросы о решении проблем таких отдаленных регионов как Север и Дальний Восток. Сейчас на нужды населения жителей этих территорий поступает все больше государственных средств. Немало резервов таится и в сфере взаимовыгодного сотрудничества наших регионов с китайскими, расположенными по соседству, что особенно характерно для Приморского края.
Нужно только активизировать контакты между родственными ведомствами и предприятиями, и здесь могут сыграть важную роль обе наши партии. И речь идет не только о совместной добыче и использовании полезных ископаемых и лесоматериалов, рыбных ресурсов, но и о создании совместных предприятий в обрабатывающей промышленности. И, конечно же, очень важна оптимальная миграционная политика, которая позволяла бы рационально использовать трудовые ресурсы".
Виктор Опекунов, член Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи:
"Партия "Единая Россия" одним из своих приоритетов определила инновационное развитие атомной энергетики. И сегодня, говоря о сотрудничестве между Россией и Китаем, нельзя обойти молчанием наше взаимодействие именно в этой области. Оно уже осуществляется, и очень важно, чтобы это сотрудничество нарастало.
Мир уже в первой половине этого века должен найти альтернативу углеводородному топливу, причем альтернативу достаточно масштабную, обеспечивающую темпы развития экономики, которые уже достигнуты. Это особенно важно по отношению к странам, которые уже сегодня испытывают острую нехватку энергоресурсов.
Их дефицит весьма высок и в Китае, и Россия может оказать ему помощь, переориентируя свои сырьевые рынки с Запада на Восток. С этой целью мы примем все меры для завершения строительства нефтепровода ВСТО- Восточно-Сибирскую и Тихоокеанскую трубопроводную систему и два газопровода - через Алтай и Дальний Восток.
Но еще важнее развивать сотрудничество в атомной энергетике, которая сможет наиболее эффективно замещать углеводородное сырье. Как известно, Китай намечает в ближайшее время построить у себя не менее 30 энергоблоков и еще столько же в обозримой перспективе. Мы осуществляем китайским товарищам помощь в сооружении двух из них, а, кроме того, проводим совместные исследования по разработке новых моделей АЭС.
Думаю, у этого плодотворного сотрудничества - большое будущее".

Центр социально-консервативной политики, 18 Июня 2007





http://efedorov.ru/

Док. 397793
Перв. публик.: 18.06.07
Последн. ред.: 18.11.07
Число обращений: 179

  • Федоров Евгений Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``