Депутаты приняли в первом чтении законопроект о морских портах. Его принятие поможет привлечению инвестиций, полагают эксперты и участники рынка.
Границы портов не определены, состояние пропускных пунктов плохое, вопросы аренды не урегулированы, сетовал год назад на заседании Морской коллегии первый вице-премьер Сергей Иванов. Исправить ситуацию должен закон "О морских портах", разрабатываемый с 1999 г.
Правительство и депутаты внесли в Госдуму два варианта законопроекта сразу. Депутаты приняли свой вариант. Он дает возможность портам развиваться, привлекать инвестиции, а правительственный лишь описывает организацию их работы, объясняет председатель комитета по экономполитике Евгений Федоров .
Границы акватории и территории порта, его строительство или расширение по законопроекту регулирует Минтранс. Он же проводит экспертизу проектной документации, отвечает за безопасность мореплавания, утверждает ставки портовых сборов и тарифы на услуги естественных монополий. Земельные участки за исключением изъятых из оборота и расположенных под гидротехническими сооружениями могут быть в частной собственности российских компаний и граждан.
Объекты инфраструктуры и причалы могут быть в государственной и в частной собственности.
Сроки аренды госнедвижимости в порту 15 49 лет.
Инвестиции в порты сдерживаются необходимостью ставить построенный причал на баланс государства и сроком аренды (до 11 месяцев). Инвестор покупает кран за $20 млн, говорит директор Агентства специальных инвестиций Рубен Тертерян, а через 11 месяцев аренда может прерваться. Сейчас землю под портами можно брать в аренду на 49 лет, а причал максимум на год, что создает почву для коррупции, соглашается Федоров .
Если государство построило причал, то пусть сдает его в долгосрочную аренду, считает депутат, совладелец Национальной контейнерной компании Виталий Южилин. Тогда будет смысл вкладывать деньги в порты.
Ко второму чтению Минтранс надеется усилить процедуры защиты федеральной собственности в портах, говорит представитель ведомства Тимур Хикматов.