В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Рыболовство и браконьерство Назад
Рыболовство и браконьерство
В: Со мной в студии Юлия Латынина, Вячеслав Тимченко и Алексей Митрофанов. Добрый вечер. Тема программы "Рыболовство и браконьерство".

КОР: Воды полярных морей - неподходящая сцена для вестерна, но то, что происходило на этой неделе в Баренцевом море, отвечало всем канонам жанра. Дайте орден моряку, озаглавила статью о похождениях траулера одна желтоватая газета. Вообще-то за бегство от противника орденов не дают. Тем более что похождения "Электрона" могут теперь создать новые проблемы в отношениях российских моряков с норвежской рыбоохраной. Самый простой из вопросов, ясного ответа на который пока нет. Почему "Электрон" решил удрать от норвежцев. По версии владельцев судна, рыбаки не хотели идти в зарубежный порт. Боялись непомерных штрафов, а, быть может, и конфискации самого траулера. Вопрос в таком случае, что же перевозил "Электрон" на своем борту. Трудно поверить, что паника возникла лишь из-за того, что ячейка наших сетей 8 сантиметров, а норвежцы требуют минимум 12. Кстати, аресты российских траулеров у норвежских берегов случались и прежде. В прошлом году, например, 5 раз. Тот же "Электрон" уже попадался норвежцам три года назад, но до бегства дело дошло впервые. Значит, было из-за чего. Инцидент произошел в районе, который Норвегия еще в 70-х годах в одностороннем порядке объявила своей рыбоохранной зоной. Россия границ с этой зоной никогда не признавала. Время от времени наши рыбаки нарушали границу, но норвежцы предпочитали конфликтов не раздувать.

В: Позиция соседей резко ужесточилась в последние годы. Масштабы браконьерства поставили рыбные запаса Баренцева моря на грань исчезновения. Здесь, по оценкам экспертов, незаконный лов одной лишь трески достигает 100 тыс. тонн ежегодно. Обороты незаконного бизнеса оцениваются в 200 млн. долларов. Причем, по словам норвежцев, в море браконьерствуют в основном российские суда, а на берегу им активно помогают норвежские перекупщики. Значит, со стороны браконьеров российско-норвежский пакт уже действует. Будут ли Россия и Норвегия противостоять ему вместе или сочтут за лучшее разделить море границей. Вопрос поставлен уже давно, но до инцидента с "Электроном" Москва и Осло найти ответ не удосужились.

В: Итак, с завтрашнего дня в Калининграде будет работать российско-норвежская комиссия по рыболовству. Вот давайте с вами сегодня обсудить, с чем мы подходим, собственно, к этому заседанию. Юлечка, какие параметры, какие исходные.

ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА, публицист: - Исходные параметры, конечно, надо понимать, что наша рыба, она вся по сути браконьерская. Т.е., понимаете, сказать российский моряк и браконьер, к моему величайшему сожалению, это сказать почти одно и то же, потому что, ну, российские моряки делятся на тех, которые считают, что вот есть квота, ты ее покупаешь или ты ее получаешь, сейчас ты ее получаешь. И, получив эту квоту, ты пользуешься как фальшивым паспортом для лова всего, что плавает рядом, и тех, которые вообще говорят, какая квота, что за квота.

В.: Я думаю, что коллеги по разговору с вами не совсем согласятся, по крайней мере, утверждение, что все наши рыбаки - браконьеры, это смелое утверждение. Правда, ведь.

ВЯЧЕСЛАВ ТИМЧЕНКО : Я бы всех огульно не называл браконьерами, тем более среди этих людей, занимающихся этим трудом это очень тяжело. Я имею в виду тех людей, которые выходят в море, выходят в океан. А квоты, да они, возможно, и были превышены, не буду оспаривать, потому что не обладаю такими фактами. У Юлии, наверно, больше фактов для того, чтобы все это изложить. Но, тем не менее, сами моряки, рыбаки говорят, что реально в этом году они используют возможность для вылова только 40%. То есть мы до конца года можем использовать только 50% от использованных квот. Ну, это что касается официальных документов.

Проблема браконьерства есть, и она очень актуальна.

В.: Алексей Васильевич, давайте вы что-нибудь скажите среднее по этому поводу и подведемся как раз к российско-норвежским отношениям, которые, собственно, и определили тему нашего сегодняшнего разговора.

АЛЕКСЕЙ МИТРОФАНОВ: Прежде всего, это, конечно, рыболовство, болезненная тема для

государства много-много лет. Почему, потому что там живые деньги. Быстрые и живые деньги. Где быстрые и живые деньги, там жестко всегда будет.

АЛЕКСЕЙ МИТРОФАНОВ (зампред Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству): Моментально, да? И тут же деньги поделили. И всегда кэш, да? Так сказать, наличные. То есть, приятнейшая отрасль. Тяжелейшая, но очень приятная отрасль. Поэтому, в Комитете по рыболовству менялись как перчатки председатели, суть там не менялась всегда. 12 лет не могли принять закон о рыболовстве. Я наблюдал это просто в Думе, это как несколько вопросов есть тупиковых: цветные металлы, вот, там тупиковый совершенно вопрос.

В: Терроризм, коррупция и рыболовство.

АЛЕКСЕЙ МИТРОФАНОВ (зампред Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству): Нет, даже легче с терроризмом, и с коррупцией понятнее. Но с рыболовством всегда была загадка, здесь начиналась. И теперь возвращаясь к отношениям с норвежцами. Так же, как и японцы, надо прямо сказать, они тоже не девственницы, да? То есть браконьеры, перекупщики, сидят с той стороны. Туда, и в Японию быстро продается то, что ловят русские, и те же норвежцы. Без крыши со стороны государства в этих очень организованных жестко обществах ничего не делается.

Ю. ЛАТЫНИНА: Что касается того, что Алексей сказал насчет властей, то с одной стороны он совершенно прав, когда говорит, что продают перекупщикам, причем продают прямо в море, поэтому все попытки контролировать этот процесс, он комичный. Оно в море плавает, оно в море вылавливается, после этого к борту подходит плавбаза или траулеры, что-то норвежское, что-то японское, оно туда же переваливается, а наши продолжают ловить.

АЛЕКСЕЙ МИТРОФАНОВ: Хотя, кстати, в Минрыбхозе, ну или в службе сейчас, агентстве есть навигация.

В: Навигация выключается, по-моему, очень просто. В той же "Новой газете" был случай, пример, когда корреспонденту показали, как она выключается. Просто ведро надевается на мачту и все, и судно исчезает с этого навигационного...

АЛЕКСЕЙ МИТРОФАНОВ: Ну, это же ЧП, если оно исчезает с навигации. После этого самолеты надо поднимать, да, так сказать, искать.

В: Давайте еще раз, сейчас пока на время оставим тему браконьерства и все-таки к российско-норвежским отношениям, да. Вот что-то там произошло. Действительно, этот наш траулер вылавливал сетью не того размера, да. Что там за проблема-то? И как она будет решаться на этой совместной комиссии? С чем Россия, вот я, наверное, это к вам, Вячеслав, вопрос адресую, с чем Россия-то подойдет к этому? Вы же в профильном комитете работаете?

ВЯЧЕСЛАВ ТИМЧЕНКО : Россия подойдет с позиции существующих международных прав. Да, у нас нет соглашения с Норвегией о разделе, распределении морских ресурсов, водных границ нет. Но есть общепринятые международные нормативные документы, в связи с которыми будет рассматриваться данный инцидент. Я считаю, что, ну, это моя личная точка зрения, что из данного инцидента российская сторона выйдет достойно, не дав в обиду ни своих моряков, рыбаков и поставив, наконец, вопрос, касающийся взаимоотношений с Норвегией именно в этом, достаточно спорном вопросе.

В. ТИМЧЕНКО : Ведь признавать в одностороннем порядке акваторию своей - это нецивилизованно. Норвегия считает своей, мы не считаем, не признаем, как таковой.

В: Нет, там не то, что своя акватория. Они просто заботятся о том, чтобы эта акватория была в порядке. Они позволяют там вести промысел, да, но говорят, ребята, вы уж ячейку сделайте побольше, чтобы рыба размножалась, вы всю-то ее не уничтожайте.

В. ТИМЧЕНКО : Те территории, которые сопряженные с так называемым для совместного ведения рыболовства, они договорились с международными законами, а вот Норвегию в данном случае никто не уполномочивал. Никто не наделял правами осуществлять контроль за всеми промысловыми судами, которые находятся в этом месте в этой акватории.

А. МИТРОФАНОВ: Дело в том, что судно ушло и по всем морским понятиям все, мы победили. Мы соскочили темы и все, после этого пусть дипломаты полгода обмениваются нотами, это не имеет никакого значения. Я рассуждаю в духе психологии владивостокцев и мурманчан и так далее. Вот так мыслят моряки.

Ю. ЛАТЫНИНА: Я глубоко не согласна с Алексеем, что он сказал, что вот человек удрал и на этом проблемы кончились. Человек удрал и стал невыездным, как большинство флота Российской Федерации.

- Ничего паспорт поменяют и

Ю. ЛАТЫНИНА: Нет, там сложнее, там очень часто корабль, вот паспорт ему никто не даст поменять. Вот корабль очень часто перекрашивают. Была гениальная история, когда судно наше, российское украли из Нигерии, "Комсомолец Мордовии", по-моему. Там тоже стукнули нигерийского пристава по голове, причем его возили там четыре месяца по этому трюму, потом это судно перекрасили, переименовали, оно теперь спокойно возит.

А теперь спокойно ввозят какую-то треску.

В: А пристав до сих пор там?

Ю. ЛАТЫНИНА: - Нет, пристава вернули. Дело в том, что что же замечательного в этой истории, что она впервые стала достоянием широкой общественности. А такие истории случаются 2-3 раза в год и действительно российские моряки в них проявляют свои лучшие бойцовские качества, когда проявляют, а потому что не всегда. Вот была история, когда в ... угоняли судно и тоже владелец вел себя очень храбро и даже когда на него заходил корейский вертолет, он там схватил какую-то трубу и начал в этот вертолет целиться. После чего вертолет отвалил, но, в конце концов, наперерез судну шла корейская подводная лодка, и владелец бы продолжал собачиться, но у капитана сдали нервы. Вы капитан Яранцев как раз храбрый человек. Не верю, что он лежит с инфарктом, потому что тот человек, который лег бы с инфарктом, он не угнал бы это судно, да, он бы остался.

В: Но он его погнал после звонка хозяина. Понимаете, тут неизвестно, какой разговор был.

Ю. ЛАТЫНИНА: - Вы знаете, вот в случае с Кореей, да, человек на глазах у хозяина сдал судно.

-Придется сопровождать стратегической авиации нашей.

Ю. ЛАТИНЫНА: - Да. Т.е. во-первых,...

-Знаете, когда будет материальный интерес, мотивация, как в том анекдоте, взлетит.

В: А вы что думаете, участники рыбной мафии будут делиться со стратегической авиацией? Ничего подобного.

АЛЕКСЕЙ МИТРОФАНОВ (зампред Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству): Пробомбятся и будут.

Ю. ЛАТЫНИНА: Насчет стратегической авиации, не знаю, но с погранцами же делятся.

В: Друзья мои, мы опять отвлеклись. Нас выносит, выносит как наши корабли, как наши плавбазы, Бог знает куда уносит. Давайте очень короткий прогноз: промысел, рыбный промысел возле Шпицбергена, после недельного заседания вот этой российско-норвежской комиссии. Коротко, Юля.

Ю. ЛАТЫНИНА (публицист): Останется все по-прежнему, но норвежцы будут высаживать рыбных своих инспекторов вдесятером и вооруженных.

АЛЕКСЕЙ МИТРОФАНОВ (зампред Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству): Я думаю, что норвежцы - это люди, которые помнят все десятилетиями. Они ничего не забывают. Это такой тип мышления. Они будут год проводить всяческие семинары, изучать этот случай, после чего реально будет ужесточена система по отношению к русским судам. Я думаю, будут сделаны выводы. Но и нам надо сделать выводы тоже. Я серьезно говорю, может быть, авиацию поднимать в таких случаях. Показать просто, побарражировать надо немножко норвежцам.

В. ТИМЧЕНКО : Я считаю, что данный инцидент послужит инициации новых переговоров по заключению российско-норвежских соглашений в Баренцевом море.

В: То есть будет инициация, пока реального движения не будет?

ТИМЧЕНКО : Движение, по крайней мере, для того чтобы идти нужно сделать первый шаг, первый шаг - это как раз встреча в Калининграде. Я надеюсь, если наша страна займет нормальную жесткую позицию, эти шаги будут достаточно жесткими и конструктивными.

В.: Какое-то ожесточение в этом районе будет со стороны норвежцев, может быть со стороны нас?

ТИМЧЕНКО : Я думаю, что со стороны норвежцев, безусловно, так как они считают эти воды своими. Мы будем действовать в рамках международных договоров.

В.: Хорошо, перерыв полторы минуты, после рекламы мы поговорим о том, что творится там, где норвежцы просто не могут нас за руку поймать. О том, что мы сами со своей страной делаем и к чему это в итоге приводит.


ТВЦ # Завтра, Послезавтра... И Все Дни Недели, МОСКВА
23.10.2005
http://www.er-duma.ru/pubs/12774

Док. 397558
Перв. публик.: 23.10.05
Последн. ред.: 18.11.07
Число обращений: 379

  • Тимченко Вячеслав Степанович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``