Владимир Аверченко: Все, что вы хотели знать о ЖКХ, но боялись спроситьНазад
Владимир Аверченко: Все, что вы хотели знать о ЖКХ, но боялись спросить
В этой программе - все, что вы хотели узнать о жилищно-коммунальном хозяйстве, но не знали, у кого спросить.
Гость "Открытой студии" - руководитель Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Владимир Александрович Аверченко.
- У всех на устах сегодня один вопрос: почему наши реформы так часто больно бьют по населению, что у людей складывается впечатление, что о них мало кто думает, затевая эти самые реформы?
АВЕРЧЕНКО: В жилищно-коммунальной сфере, которая входит в работу федерального агентства, мы думали о социальной защите граждан, особенно малоимущих. И готовились к определенным трудностям. Во-первых, ЖКХ исчерпало все возможные ресурсы, оно уже не может быть большим собесом. По сути дела, последнее десятилетие ЖКХ в стране постоянно недофинансировалось, что приводило к ухудшению состояния основных фондов и, конечно, качества услуг.
Что касается социальной защиты, мы создали в стране 4200 центров по выплате жилищных субсидий. Сегодня 13,5% населения - почти 20 миллионов человек - получают адресные жилищные субсидии и фактически платят за оказанные коммунальные услуги не более 22% от совокупного дохода семьи. Это сделано на основе принятого правительством России норматива.
- Насколько эффективен механизм субсидий? Поступают ли эти деньги в жилищно-коммунальное хозяйство, не пропадают ли по пути? И насколько мобильна служба субсидий? Ведь доходы - вещь меняющаяся, сегодня заработок позволяет, завтра - нет. Если человек, скажем, теряет работу, может ли он оформить на несколько месяцев право на получение субсидии?
АВЕРЧЕНКО: Человек может обратиться в любое время; выплата субсидий происходит на заявительной основе, по заявлению гражданина. Отказать в субсидии, если человек по существующей методике имеет на нее право, не может никто. Субсидии обязаны выплатить оперативно месяц в месяц. Допустим, у человека, живущего в однокомнатной квартире, пенсия 2000 рублей, а ему начислили коммунальных платежей на тысячу; получается 50%. Совсем не обязательно платить полностью: достаточно заплатить 22%, это 440 рублей. Остальную сумму - 560 рублей - коммунальному предприятию платит служба субсидий.
Если, допустим, тариф повысился, и объем начисленных услуг увеличился, к примеру, до 1400 рублей, все равно человек платит 440 рублей (если не имеет льгот), а большую часть также платит служба субсидий. Таким образом система жилищных субсидий реально защищает наиболее неблагополучных в материальном плане граждан.
- Каким образом монетизация льгот касается ЖКХ? Остаются ли здесь какие-то льготы, и как вообще работает этот механизм?
АВЕРЧЕНКО: О монетизации льгот в ЖКХ говорят много. На самом деле на федеральном уровне никаких нормативных актов о проведении монетизации в сфере жилищно-коммунального хозяйства не принималось. Ни одна льгота не отменена; все до единой льготы, положенные гражданам по закону, остались и предоставляются по старому распорядку.
Можно сказать, что ЖКХ в монетизации льгот не участвует. Мало того: за прошлый год предприятия ЖКХ недополучили от муниципалитетов и субъектов РФ за предоставленные гражданам льготы 13 миллиардов рублей, и три миллиарда - за предоставленные субсидии.
- Это уже отношения между бюджетами и коммунальщиками...
АВЕРЧЕНКО: Финансовые отношения в этой сфере не отрегулированы, это приводит к ослаблению и даже банкротству предприятий ЖКХ.
- Но можно ли проводить реформу ЖКХ без первоначального вложения капитала? Понятен ли объем инвестиций, необходимый в целом для ЖКХ страны?
АВЕРЧЕНКО: Это большие деньги - около двух триллионов рублей, которые необходимы для того, чтобы привести в относительный порядок наше развалившееся за многие годы жилищно-коммунальное хозяйство. Оно уже было с износом на начало 90-х годов, что уж говорить о дне сегодняшнем. Средний износ основных фондов инженерной инфраструктуры по стране составляет свыше 60%!
- За счет каких средств могут в ЖКХ прийти инвестиции?
АВЕРЧЕНКО: Жилищно-коммунальная сфера в нашей стране весьма затратна и малоэффективна. Допустим, в Швеции, соизмеримой с нами по погодным и климатическим условиям, на отопление одного квадратного метра расходуется в год 14 литров условного топлива. А в России - 80! Наши дома по всей стране просто зияют проблемами: тепло уходит через окна, стены, подвалы; очень низок КПД теплоисточников. Требуется очень серьезная модернизация, обновление основных фондов в жилищно-коммунальной сфере. И сделать это можно лишь совместными усилиями власти, бизнеса и, конечно же, населения...
(Полная версия "Открытой студии" с Владимиром Аверченко - в аудиозаписи).