В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью заместителя руководителя Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) В.М. Евдокименко журналу `РЖД-Партнер` (30.07.04) Назад
Интервью заместителя руководителя Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) В.М. Евдокименко журналу `РЖД-Партнер` (30.07.04)
1.Сформирована ли на сегодняшний момент ФСТ России?

Федеральная служба по тарифам создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 No 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в результате преобразования Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации. Службе также переданы функции по установлению тарифов упраздняемого Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

Кто входит в состав правления?

26 июля 2004 подписано постановление Правительства Российской Федерации о составе правления Федеральной службы по тарифам. В него вошли: С.Г. Новиков - руководитель Федеральной службы по тарифам - председатель правления; С.А. Ананьев - заместитель директора департамента Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации; А.Н. Голомолзин - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы; А.В. Дементьев - директор департамента Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации; В. М. Евдокименко - заместитель руководителя Федеральной службы по тарифам; Д.А. Милованцев - заместитель Министра информационных технологий и связи Российской Федерации; Е.Ф. Михайлов - заместитель директора департамента Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации; А.С. Мишарин - заместитель Министра транспорта Российской Федерации; Е.В. Яркин - заместитель руководителя Федеральной службы по тарифам

Сформированы ли подразделения, занимающиеся железнодорожным транспортом? Какова их структура?

В структуре ФСТ России сформировано Управление регулирования транспорта, которое создано на базе двух управлений Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации (ФЭК России) - Управления регулирования железнодорожного транспорта и Управления регулирования естественных монополий в морских, речных портах и аэропортах. В Управлении регулирования транспорта образованы отделы, которые занимаются регулированием тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, на пассажирские железнодорожные перевозки, экономическим анализом деятельности субъектов регулирования на железнодорожном транспорте, а также - разработкой систем ценового регулирования на железнодорожном транспорте общего пользования.

2. Каков сегодня порядок внесения изменения в Прейскурант No10-01 или предоставления исключительных тарифов? Какие специалисты, помимо работников ФСТ России привлекаются для выработки решений? Кто утверждает решение окончательно?

До проведения административной реформы федеральных органов исполнительной власти порядок внесения изменения и дополнений в Прейскурант No10-01 и предоставления исключительных тарифов определялся в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.01.2001 г. No 42 - "О Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам тарифного регулирования на железнодорожном транспорте общего пользования", от 19.03.2001 г. No 194 "Об утверждении положения об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки", от 23.12.2002 г. No 917 "Об утверждении правил предоставления исключительных тарифов на грузовые железнодорожные перевозки".

Сегодня, в условиях проводимой административной реформы, Правительством Российской Федерации принято решение об упорядочении перечня Комиссий Правительства, занимающихся координацией деятельности федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2004 No 215 "Об упорядочении состава координационных, совещательных, иных органов и групп, образованных Правительством Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2004 No380 "О признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации по вопросам создания и деятельности координационных и совещательных органов образованных Правительством Российской Федерации ", Комиссия упразднена.

В этих условиях, и в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. No332 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам" реализация полномочий по вопросам внесения изменений и дополнений в Тарифные руководства и предоставления исключительных тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования (за исключением транзита) находиться в компетенции Федеральной службы по тарифам) и в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. No395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации" установление тарифов на транзитные международные железнодорожные перевозки по территории Российской Федерации осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации .

Как я уже говорил, учитывая структурные изменения и проведение административной реформы, а также упразднение Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам тарифного регулирования на железнодорожном транспорте общего пользования, потребовалась адаптация основ государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки и правил предоставления исключительных тарифов на грузовые железнодорожные перевозки к новым условиям административной реформы, к новому функционалу федеральных органов исполнительной власти. В связи с чем ФСТ России, в соответствии с регламентом работы Правительства Российской Федерации, подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в вышеуказанные акты.

3. Считаете ли Вы, что упразднение правительственной Комиссии по вопросам тарифного регулирования под руководством В. Христенко было целесообразным, или сегодня существуют предложения по возрождению аналогичной структуры?

Прежде всего, хотелось отметить позитивную роль правительственной Комиссии по вопросам тарифного регулирования на железнодорожном транспорте общего пользования, которая обеспечила эффективную реализацию государственной тарифной политики на железнодорожном транспорте, баланс интересов естественной монополии и пользователей транспортных услуг, как одно из основных условий динамичного развития железнодорожного транспорта и экономики страны в целом.

Деятельность Комиссии позволила привлечь к формированию и реализации государственной тарифной политики на железнодорожном транспорте заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, субъекта естественной монополии, пользователей транспортных услуг, общественные организации, что позволило значительно повысить эффективность государственного ценового регулирования железнодорожного транспорта, учесть интересы всех участников перевозочного процесса

Мы считаем необходимым и впредь широкое привлечение всех заинтересованных сторон к рассмотрению вопросов государственного ценового регулирования на железнодорожном транспорте общего пользования. Обсуждение вопросов государственного ценового регулирования на железнодорожном транспорте с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, пользователей транспортных услуг, а также с участием субъекта регулирования, и в отдельных случаях, затрагивающих интересы регионов, привлечение, как это происходило и ранее, органов исполнительной власти субъектов федерации будет повышать эффективность принимаемых решений ФСТ России. Таким образом, практика привлечения широкого круга заинтересованных сторон к рассмотрению данных вопросов сохранится в рамках деятельности ФСТ России.

Что касается решения Правительства Российской Федерации об упразднении вышеупомянутой Комиссии, то здесь можно сказать только то, что данное решение полностью соответствует целям и задачам проводимой административной реформы, в части повышения эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти, повышения ответственности федеральных органов исполнительной власти за реализацию государственной политики в установленных сферах деятельности.

4. В каком состоянии находиться сегодня вопрос о дерегулировании тарифов на перевозку грузов в конкурентных сегментах рынка (нефтеналивные, контейнера, скоропортящиеся)? Каковы перспективы его решения?

Вопрос дерегулирования тарифов в том, или ином сегменте рынка, или в целой сфере железнодорожных перевозок является вопросом, вытекающим из вопроса демонополизации либо всей сферы железнодорожных перевозок, либо отдельного сегмента рынка. В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 No147 "О естественных монополиях", определено, что по решению Правительства Российской Федерации

о демонополизации рынка железнодорожных перевозок, осуществляется переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

В данный момент, сфера железнодорожных перевозок сохраняет естественно-монопольный характер, и поэтому, в соответствии с действующим законодательством сохраняется государственное регулирование как в сфере железнодорожных перевозок, так и в сфере услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

Однако в соответствии с реализуемой программой структурной реформы железнодорожного транспорта, направленной на развитие рынка железнодорожных перевозок, создаются условия для развития конкуренции, при которых в отдельных сегментах рынка возникает эффективная конкуренция хозяйствующих субъектов. В этом случае, понимая стратегическую необходимость реализации структурной реформы в данном направлении, в соответствии с вышеупомянутым Федеральным законом "О естественных монополиях", нами сегодня прорабатывается вопрос по подготовке нормативного правового акта Правительства Российской Федерации по утверждению порядка выделения конкурентных сегментов рынка железнодорожных перевозок из сферы естественной монополии, в котором будут определены критерии и условия выделения этих сегментов из естественно-монопольной среды и либерализации действующих в них тарифов - то есть введения дерегулирования тарифов в этих сегментах рынка.

В тоже время на сегодняшний день, понимая то, что на отдельных направлениях грузовых и пассажирских перевозок, складываются условия, при которых достаточно высок уровень конкуренции, а также в условиях обеспечения эффективной межотраслевой транспортной конкуренции, мы считаем возможным рассмотрение вопросов о представлении исключительных тарифных условий на перевозки грузов на таких направлениях или сегментах рынка.

Анализ рынка железнодорожных перевозок позволяет сделать вывод о том, что, к сожалению на сегодняшний день, несмотря на то, что ряд хозяйствующих субъектов получили лицензии на осуществление перевозочной деятельности, фактически на данный момент на рынке действует только один единственной перевозчик - ОАО "Российские железные дороги". А остальные субъекты этого рынка выполняют функции операторов железнодорожного подвижного состава. Владея собственным подвижным составом они практически не выполняют функции перевозчика, определенные Федеральным законом от 10.01.2003 No17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и Федеральным законом от 10.01.2003 No18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", поэтому расценивать их как перевозчиков некорректно.

5. Можно ли сегодня назвать наиболее значительные предложения по изменениям и дополнениям в Прейскурант No10-01?

В настоящее время подготовлено более 50 изменений и дополнений в Прейскурант No10-01 для рассмотрения на правлении Федеральной службы по тарифам. Все они являются значимыми, все призваны обеспечить баланс интересов российских железных дорог и пользователей транспортных услуг.

6. Считаете ли Вы, что разница между внутренними и внешними тарифами должна постепенно уменьшаться (то есть их унификация доведена до конца)? Как это можно было бы сделать?

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 29 ноября 2000 года No Пр-2367 с 1 августа 2001 года был осуществлен переход на оплату перевозок по территории России экспортно-импортных грузов, следующих через российские порты со ставок Тарифной политики железных дорог государств-участников Содружества независимых государств на перевозки грузов в международном сообщении на внутрироссийские тарифы по Прейскуранту No 10-01 "Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки" (Тарифное руководство No 1, издания - 1989 г.) - (далее Прейскурант No 10-01). Что касается унификации тарифов на перевозки грузов в прямом международном сообщении через пограничные переходы России, то данный вопрос планировалось рассмотреть в рамках второго этапа унификации тарифов.

С 28 августа 2003 года введен в действие "новый" Прейскурант No 10-01. При его разработке использовалась разная методология построения ставок тарифов для раздела 2 (внутригосударственное сообщение и экспортно-импортные перевозки грузов, осуществляемые через российские порты) и раздела 3 (экспортно-импортные перевозки, осуществляемые через сухопутные погранпереходы).

"Новый" Прейскурант No 10-01 построен на основе среднесетевых издержек, позволяет определять плату за перевозки грузов для различных пользователей услуг железнодорожного транспорта (грузоотправителей, грузополучателей, собственников (арендаторов) вагонов, перевозчиков и создает экономические предпосылки для развития конкурентной среды на железнодорожном транспорте и условия для привлечения инвестиций в приобретение подвижного состава. "Новый" Прейскурант No 10-01 позволил снять ранее существовавшие барьеры, ограничивающие выход на рынок перевозок новых компаний, владеющих собственным подвижным составом.

В разделе 2 "нового" Прейскуранта тариф на перевозку грузов в вагонах общего парка железных дорог выделены две составляющие: инфраструктурная (с учетом локомотивной) составляющая и вагонная составляющая.

В целях стимулирования грузоотправителей и грузополучателей в приобретении собственного подвижного состава в тарифе раздела 2 "нового" Прейскуранта No 10-01 выделена вагонная составляющая.

Кроме того, прейскурант содержит отдельный раздел, предусматривающий тарификацию перевозок грузов при использовании собственных (арендованных) локомотивов и поездных формирований, состоящих из собственных (арендованных) локомотивов и вагонов.

В тоже время, Методология построения тарифов раздела 3 данного прейскуранта основывалась на ставках Тарифной политики железных дорог государств-участников Содружества независимых государств на перевозки грузов в международном сообщении (далее - Тарифная политика), построенных на базе международных тарифов с использованием системы понижающих коэффициентов в зависимости от дальности и направления перевозки грузов, от загрузки вагонов, видов грузов, типов и принадлежности подвижного состава.

Основным принципом формирования тарифов на перевозку экспортно-импортных грузов, являлось обеспечение конкурентоспособности товаров на мировом рынке и возмещение затрат на их перевозку.

В целях обеспечения конкурентоспособности российских экспортно-импортных грузов и привлечения дополнительных объемов перевозок при сохранении доходной базы ОАО "РЖД" на ряд грузов установлены повышающие и понижающие коэффициенты к базовым ставкам Тарифной политики. Действие этих коэффициентов позволяет гибко регулировать уровень транспортной составляющей в цене перевозимых грузов для достижения указанной цели.

В разделе 3 "нового" Прейскуранта No 10-01 частично созданы конкурентные тарифные условия для работы собственного (арендованного) подвижного состава. Тарифы на перевозки грузов в собственном подвижном составе определяются путем применения коэффициентов в размере от 0,5 до 0,85 к тарифам, рассчитанным на перевозки грузов в подвижном составе общего пользования, в зависимости от вида грузов, подвижного состава и направления перевозки.

Вместе с тем, в настоящее время уровень вагонной составляющей не в полной мере обеспечивает условия для привлечения инвестиций в приобретение подвижного состава, что не создает экономические предпосылки для выхода на рынок перевозок новых компаний, владеющих собственным подвижным составом и соответственно сдерживает развитие конкурентной среды в данной сфере железнодорожных перевозок.

На сегодняшний день ФСТ России считает целесообразным сохранить существующую структуру "нового" Прейскуранта No 10-01, сохранив раздел 3 "нового" Прейскуранта No 10-01, что обусловлено, прежде всего, особенностями формирования тарифов на перевозку экспортно-импортных грузов через сухопутные погранпереходы, и соответствует основному принципу, заложенному при формировании тарифов на перевозку экспортно-импортных грузов - обеспечение конкурентоспособности товаров на мировом рынке и возмещение затрат на их перевозку.

В то же время, необходимо будет распространить принцип формирования тарифов раздела 2 "нового" Прейскуранта No 10-01 на раздел 3. При этом, необходимо обеспечить выделение вагонной составляющей в разделе 3 "нового" Прейскуранта No 10-01, уровень которой позволит создать благоприятные условия грузоотправителям, грузополучателям по приобретению и использованию собственного подвижного состава, как при перевозках во внутригосударственном сообщении и экспортно-импортных перевозках, осуществляемых через российские порты, так и при экспортно-импортных перевозках, осуществляемых через сухопутные погранпереходы.

Также в целях активизации развития конкуренции в сфере оказания услуг на железнодорожном транспорте необходимо определить в разделе 3 "нового" Прейскуранта No 10-01 структуру и перечень начально-конечных операций, включаемых в тарифы на перевозки грузов.

При этом, внесение вышеуказанных изменений не должно отразиться на доходной базе ОАО "РЖД".

Особо хотелось бы отметить, что Прейскурант No10-01, учитывая масштабность этого документа, разрабатывался в течение длительного срока (с 1999 года) и только в 2003 году этот документ был принят Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации. Еще в 2003 году он полностью соответствовал состоянию, которое сложилось на рынке транспортных услуг, где отсутствовали отдельные перевозчики и весь рынок был представлен только ОАО "Российские железные дороги". Рынок транспортных услуг состоял из рынка предоставления подвижного состава для перевозки грузов. На этом рынке работал перевозчик ОАО "РЖД" - и операторы - собственники подвижного состава. Поэтому на тот момент Прейскурант No10-01 полностью обеспечивал реализацию задач по развитию рынка транспортных услуг и созданию конкурентных условий.

Но на сегодняшний день, учитывая те процессы, которые реализуются в рамках второго этапа структурной реформы, связанных со структурным, а затем и хозяйственным обособлением перевозочной деятельности РЖД, появлением на рынке новых частных перевозчиков; структура данной системы тарифов - Прейскуранта No10-01 превратится в сдерживающий фактор развития этого рынка. В целях создания наиболее эффективных условий для развития конкуренции, потребуется дальнейшее усовершенствование самой системы построения тарифов, адаптированное к новым условиям состояния рынка железнодорожных перевозок. И в этой части мы считаем, что работу, связанную со сближением уровней тарифов на внутригосударственные и внешнеторговые перевозки необходимо совместить с той работой, которую мы сегодня уже начинаем реализовывать по концептуальному совершенствованию данной системы тарифов и адаптации этой системы к новым условиям.


http://www.fstrf.ru/press/interview/5

Док. 397171
Перв. публик.: 30.04.04
Последн. ред.: 16.11.07
Число обращений: 333

  • Евдокименко Виталий Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``