В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью заместителя Руководителя Федеральной службы по тарифам В.М. Евдокименко главному редактору журнала `Экономика и транспорт сегодня` Д.А.Комолову Назад
Интервью заместителя Руководителя Федеральной службы по тарифам В.М. Евдокименко главному редактору журнала `Экономика и транспорт сегодня` Д.А.Комолову
Вопрос. Чем обусловлен очередной предполагаемый рост тарифов на грузоперевозки? Есть ли планы по увеличению тарифов на пассажирские перевозки?

Ответ. При расчете индексов тарифов на очередной год учитываются соответствующие прогнозные параметры, определяющие условия, в которых формируются расходы, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности и доходы хозяйствующего субъекта. ФСТ России при расчете индекса тарифов на грузовые железнодорожные перевозки на 2005 год в размере в среднем 8,5% были учтены показатели инфляции на 2005 год, доведенные Минэкономравития России до федеральных органов исполнительной власти в сентябре 2004 года, в том числе предельные индексы роста цен в промышленности 11,4%, в электроэнергетике - 9,7%, в нефтеперерабатывающей промышленности - 19,3%, в черной металлургии - 13,0%.

В апреле 2005 года Минэкономразвития России с учетом реальной динамики цен были уточнены показатели инфляции на 2005 год, в том числе предельные индексы роста цен составили в промышленности 14,1%, в электроэнергетике - 11,3%, в нефтеперерабатывающей промышленности - 25,5%, в черной металлургии - 27,1%.

При разработке финансового плана ОАО "РЖД" на 2005 год, одобренного Правительством Российской Федерации, также планировался рост грузооборота в размере 4,9%. В соответствии с влиянием реальной динамики промышленного производства (сокращение темпов прироста объемов промышленного производства в 2005 году) рост грузооборота по предварительной оценке составит в 2005 году 2,7%. В первом полугодии текущего года рост грузооборота составил 2,5%.

В результате роста цен, снижения темпов роста грузооборота и изменения структуры перевозок грузов по направлениям, классам грузов и принадлежности подвижного состава расходы ОАО "РЖД" в 2005 году возрастут на сумму 8,2 млрд.руб., а снижение доходов составило бы не менее 17,2 млрд. руб.

Учитывая изложенное, ФСТ России в соответствии решением Правительства Российской Федерации приняла решение о дополнительной индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки с 1 августа 2005 года в среднем в размере 4%.

При этом сохранен без изменения уровень тарифов на перевозки экспортно-импортных грузов через пограничные передаточные станции Российской Федерации и, соответственно, проиндексированы тарифы на перевозки грузов во внутригосударственном сообщении и на перевозки экспортно-импортных грузов через российские порты в размере 5,4%.

С учетом дополнительной индексации увеличение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в среднем по 2005 году составит 10,3 %, что в свою очередь будет ниже прогнозируемого Минэкономразвития России индекса потребительских цен (год к году) 12,7 % (общий вклад в инфляцию изменения тарифов на грузовые железнодорожные перевозки по оценке Минэкономразвития России составит 0,7%, в том числе от дополнительной индексации - 0,1 %).

Учитывая социальный аспект, тарифы на пассажирские перевозки в регулируемом секторе, т.е. в общих и плацкартных вагонах, изменять в текущем году не планируется.

Вопрос. ОАО "РЖД" заявляет, что тарифы в последние годы индексируются исходя из потребительской инфляции, а на издержки компании воздействуют прежде всего цены промышленных производителей, которые растут опережающими темпами. Тем самым, увеличивается разрыв между принципами тарифного регулирования и факторами, определяющими эксплуатационные издержки. Не может ли это в итоге привести к одномоментному существенному увеличению тарифов?

Ответ. На самом деле никакого разрыва здесь не происходит. Надо четко понимать, что индексация на один и тот же коэффициент доходов и цен на ресурсы, определяющие рост расходов, дает совершенно различный результат, учитывая их разные абсолютные значения и влияние объемов транспортной работы (доходы растут практически прямо пропорционально индексации, а расходы только в части переменных затрат). Другими словами для компенсации увеличения цен на потребляемые ресурсы, предположим, на 10% совершенно не требуется такого же повышения тарифов. При расчете индексов тарифов ФСТ России формирует расходную базу ОАО "РЖД" по элементам расходов с учетом индивидуальных, по отраслям промышленности, индексов роста цен (на топливо, на электроэнергию, на промышленную продукцию, на потребительские товары и т.д.), обоснования необходимого размера прибыли, потребностей в капитальных вложениях, сокращения перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых, мероприятий по повышению эффективности использования производственного персонала, мероприятий по экономии издержек и других факторов.

Поэтому опасаться одномоментного существенного увеличения тарифов не следует.

Вопрос. Литва намерена повысить железнодорожные тарифы на транзит грузов в калининградском направлении. Литовские власти давно выражали недовольство "дискриминацией" со стороны России клайпедского направления, на котором тарифы в несколько раз выше, чем на калининградском. В результате порт Клайпеды почти полностью лишился грузопотока из России. Прокомментируйте, пожалуйста...

Ответ. Согласно действующей на территории России системе тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом, тарифы на перевозки грузов в международном сообщении в направлении пограничных передаточных станций Российской Федерации (раздел 3 Прейскуранта No10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", далее - Прейскурант No10-01) более чем в 1,7 раза выше, чем на перевозки грузов во внутригосударственном сообщении и в международном сообщении через российские порты (раздел 2 Прейскуранта No10-01), что обусловлено разными методологическими подходами построения данных тарифов и проводимой государством политикой по поддержке российских портов.

Принимая во внимание данную ситуацию, для предотвращения дальнейшего перераспределения грузопотоков, следующих через пограничные передаточные станции Российской Федерации, на российские порты, ФСТ России совместно с причастными федеральными органами исполнительной власти проводится работа по постепенному сокращению разрыва уровней тарифов на перевозки грузов в направлении российских портов и пограничных передаточных станций Российской Федерации. Так, на 2005 год, ФСТ России принято решение о дифференцированной индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки: при среднем размере индексов в 8,5% и 4%, определенном для грузовых железнодорожных перевозок соответственно с 01.01.2005 и с 01.08.2005, во внутригосударственном сообщении и в международном сообщении через российские порты тарифы проиндексированы на 12,5% и 5,4%, в международном сообщении в направлении пограничных передаточных станций Российской Федерации - сохранен уровень тарифов 2004 года.

Проведение дифференцированной индексации тарифов, помимо оказываемого положительного влияния на сохранение баланса функционирования транспортной системы России, полностью отвечает целям и задачам проводимой ФСТ России, Минэкономразвития России, Минтранса России и ОАО "РЖД" работы по унификации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, в частности, унификации 2 раздела и 3 раздела Прейскуранта No10-01, в связи с предстоящим присоединением Российской Федерации к ВТО.

В то же время, учитывая, что становление действующей, дифференцированной по уровню и методологии формирования, системы тарификации перевозок грузов в экспортно-импортном сообщении через российские порты и пограничные передаточные станции, обусловлено также проводимой государственной политикой по поддержке и развитию российских портов, при проведении унификации тарифов на указанные перевозки, необходимо предусмотреть разработку комплекса мер нетарифного регулирования, направленных на сохранение конкурентоспособности российских портов.

Вопрос. Вы неоднократно заявляли о том, что Ваше ведомство сомневается в необходимости снижать тарифы на железнодорожные перевозки нефти и нефтепродуктов в период речной навигации. Почему?

Ответ. Важнейшими принципами государственного регулирования тарифов являются: соблюдение балансов интересов субъектов естественной монополии на транспорте и потребителей их услуг; защита интересов всех участников транспортного рынка; обеспечение доступности услуг транспорта для их пользователей и т.п.

Здесь очень сложно уловить грань, при которой обеспечиваются абсолютно равные условия межвидовой конкуренции. Ведь на железнодорожном транспорте почти 70% расходов являются постоянными и косвенно распределяются по видам перевозок, а для тарифных целей по родам перевозимых грузов. При этом необходимо учитывать, что несмотря на принимаемые меры сохраняется значительный объем перекрестного субсидирования убытков от пассажирских перевозок за счет грузовых тарифов. Таким образом, величина тарифа во многом определяется методологией расчетов. Несопоставимость масштабов инфраструктуры федерального железнодорожного транспорта и инфраструктуры внутреннего водного транспорта и условий их функционирования создает большой риск экономически неоправданного переключения грузопотока на железнодорожный транспорт за счет введения пониженных тарифов в ущерб интересам внутреннего водного транспорта с его ярко выраженной сезонностью.

Вместе с тем совершенствование методологии тарифообразования на железнодорожные перевозки и коллегиальность при рассмотрении вопроса о снижении тарифов, по нашему мнению, являются залогом принятия обоснованных решений.

Вопрос. Какие, на Ваш взгляд, необходимо доработать или изменить законы для более эффективного регулирования ценообразования и тарификации?

Ответ. Прежде всего, это Закон "О естественных монополиях". Он на сегодняшний день явно устарел и требует серьезной модернизации, поскольку уже не обеспечивает комплексный подход к вопросам регулирования тарифов на услуги субъектов естественных монополий. В частности, в Законе следует прописать нормы, относящие к компетенции Правительства Российской Федерации определение перечня работ и услуг в сфере естественных монополий, а также утверждение основ ценообразования и порядка государственного ценового регулирования.

Есть целый ряд предложений по Закону "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации". Здесь необходимо внести, например, четкое определение сферы предоставления услуг железнодорожного транспорта общего пользования, что позволит более конкретно обозначить область деятельности субъектов естественных монополий, подлежащих государственному регулированию.

Это позволит создать необходимую правовую базу для разработки и утверждения основ ценообразования и правил государственного регулирования тарифов, что, в свою очередь, даст возможность более оперативно совершенствовать методологию тарифообразования на услуги железнодорожного транспорта, обеспечит рациональную унификацию подходов к регулированию тарифов во всех естественно-монопольных отраслях.

В.М.Евдокименко



http://www.fstrf.ru/press/interview/18

Док. 397168
Перв. публик.: 27.09.05
Последн. ред.: 16.11.07
Число обращений: 411

  • Евдокименко Виталий Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``