В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Видьманов: Накат пиара Назад
Виктор Видьманов: Накат пиара
Президент корпорации "Росагропромстрой" В.М.Видьманов отвечает на вопросы газеты

Нынешний и предстоящий год - это время, когда действующая власть должна сдать свои полномочия или сохранить любой ценой прежнее положение. Хотя до парламентских и президентских выборов еще далеко, но уже запущены в действие все пиаровские методы обработки избирателя. Ему преподносят врагов в лице коммунистов, сулят социальные блага, жертвуя даже самым ярким своим "светилом", таким, как господин А.Починок, которого сейчас пытаются сделать главным виновником провала пенсионной и других социальных программ. Принародно, по образцу американцев, сжигают его чучело на кострах. Те, кто напористо пробивал жилищно-коммунальную реформу, вдруг стали выступать против нее.

И пример последних дней. Государственная дума РФ через два года после закрытия программы "Свой дом" вдруг поручает Счетной палате срочно проверить деятельность корпорации "Росагропромстрой" по выполнению этой программы. Проверять, безусловно, надо, но возникает вопрос, почему проверяется из сотен исполнителей этой программы только одна организация. Ответ на этот вопрос оперативно дал господин Сванидзе в программе "Зеркало", разъяснив зрителям, что это вызвано тем, что в здании корпорации "Росагропромстрой" часто проводятся партийные мероприятия КПРФ и, мол, Виктор Видьманов, президент корпорации, мог использовать на эти цели бюджетные средства, поскольку является членом Президиума ЦК КПРФ. Этим самым господин Сванидзе невольно для себя подтвердил, что данная проверка не что иное, как политический заказ.

Наш корреспондент встретился с Виктором Видьмановым и попросил его ответить на ряд вопросов по столь важной проблеме для тружеников села, как обеспеченность его добротным жильем и по доступной цене.

Корр.: Виктор Михайлович, средства массовой информации сейчас массированно внушают телезрителям и читателям мысль, что Виктор Видьманов является чуть ли не главным исполнителем программы "Свой дом" и повинен в ее провале. Расскажите, пожалуйста, что это за программа.

В.Видьманов: Федеральная целевая программа "Свой дом" была утверждена правительством Российской Федерации в конце июня 1996 года во исполнение указа президента Российской Федерации от 23 марта 1996 г. No 420, подписанного Б.Ельциным. Провозглашалось целью создание организационных, финансовых и правовых предпосылок для обеспечения доступным жильем граждан с привлечением их средств и долгосрочных банковских кредитов. При этом стоимость одного квадратного метра жилья не должна была превышать среднего двухмесячного дохода на душу населения в субъектах Российской Федерации. Программа была рассчитана на решение жилищной проблемы в целом по стране, без конкретизации задач для города и села. Государственным заказчиком было определено Министерство строительства Российской Федерации, а исполнителями - строительные организации Российской Федерации. Программа была рассчитана на 5-летний срок - 1996-2000 годы. Источником финансирования должны были стать федеральный бюджет, местные бюджеты, а также внебюджетные источники, включая и средства застройщиков. Министерству экономики РФ и Министерству финансов РФ поручалось при формировании федерального бюджета, начиная с 1997 года, выделять средства в объемах, необходимых для реализации программы, включая средства для организации кредитования застройщиков.

К сожалению, программа, особенно в части заложенного в ней финансово-кредитного механизма, оказалась просто "декларацией о намерениях". По большинству позиций она не нашла поддержки федеральных органов власти. Были отменены безвозмездные субсидии гражданам, нуждающимся в жилье, не получили поддержки государства программы развития ипотечного кредитования населения и строительства предприятий стройматериалов и конструкций. Ориентация на использование средств населения в размере 30 процентов от стоимости дома оказалась совершенно неприемлемой для подавляющего большинства жителей.

Корр.: Ставились ли в этой программе конкретные задачи перед корпорацией "Росагропромстрой" и в чем заключалась инициатива корпорации по содействию в реализации программы "Свой дом" на селе?

В.В.: В программе конкретных задач перед корпорацией не ставилось. Но быть в стороне от столь важного для селян дела мы не могли. До 1990 года сельские строители возводили ежегодно более 6 млн. кв. метров жилья и имели для этого необходимую производственную базу. Учитывая, что в программе был отдан приоритет индивидуальному жилищному строительству, что особо приемлемо для села, возникла необходимость в структурной перестройке имеющейся строительной базы под выпуск конструкций и деталей для современных жилых домов, доступных по цене широкому кругу сельского населения.

По нашей настоятельной просьбе правительство России в декабре 1996 года утвердило государственную целевую программу "Структурная перестройка производственной базы акционерных корпораций "Росагропромстрой" и "Нечерноземагропромстрой" на 1997-2000 годы". Корпорациям поручалось осуществить меры по техническому перевооружению и реконструкции предприятий, производящих строительные материалы, конструкции и изделия для удовлетворения потребностей в них сельских товаропроизводителей. Для этого Минэкономики и Минфин России, Министерство сельского хозяйства РФ должны были выделять корпорации ежегодно, начиная с 1997 г., ассигнования за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на жилищное строительство на селе. Финансирование программы предусматривалось за счет трех источников: федерального бюджета - 30 процентов, бюджетов субъектов Российской Федерации - 30 процентов и средств предприятий - 40 процентов. Однако в проектах федеральных бюджетов на 1997-2000 годы, вносимых в Государственную думу, не предусматривались ассигнования на эти цели. И только благодаря настойчивости корпорации "Росагропромстрой" удавалось исправить положение соответствующими поправками при обсуждении проектов бюджета. За эти годы на реконструкцию и техническое перевооружение предприятий строительной индустрии корпорация получила только 450 млн. рублей, а не миллиард рублей, как утверждается в средствах массовой информации. При этом выделение значительной части этих средств предусматривалось за счет перевыполнения доходной части бюджета, в результате чего реально корпорация получала средства лишь в конце года, а то и на следующий год.

Корпорация и наши предприятия делали все, чтобы спасти программу, брали кредиты, работали в долг. В результате из предусмотренных программой модернизации 82 предприятий реально работы велись только на 12.

Хочу особо подчеркнуть, что финансирование за счет федерального бюджета предприятий и организаций корпорации "Росагропромстрой" производилось в строгом соответствии с порядком и положением, утвержденными постановлениями правительства Российской Федерации от 1 июня 1998 года No 548 и от 21 августа 1998 года No 1005. Целевое использование полученных нами средств неоднократно проверяли соответствующие органы страны, и серьезных замечаний не последовало.

Занимаясь 35 лет сельским строительством, корпорация - а это ныне добровольный союз на акционерных началах всех сельских строительных организаций России, в которых работает около 700 тыс. человек, - хорошо знает плачевное состояние социальной сферы села. Поэтому, понимая, что программа "Свой дом" в целом по стране сорвана и не осуществлена, корпорация внесла в правительство РФ проект постановления о реализации программы "Свой дом" в сельской местности, где брала на себя ответственность за ее выполнение.

Такое постановление было подписано председателем правительства С.Степашиным 30 июня 1999 года за No 716 "О проведении эксперимента по совершенствованию механизма реализации федеральной целевой программы "Свой дом" в сельской местности".

Корр.: Какая же роль была отведена правительством "Росагропромстрою" в части проведения этого эксперимента? Участвовали ли в нем субъекты Российской Федерации, с какими проблемами пришлось столкнуться и как они решались? Что фактически удалось сделать?

В.В.: Корпорации было поручено совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации как соисполнителям программы осуществить эксперимент по отработке модели финансирования строительства жилья путем комплексного использования на возвратной основе бюджетных средств, собственных средств граждан и средств, полученных от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной заемщиками на личном подворье, а также других внебюджетных источников с использованием системы ипотечного кредитования.

Были заключены договора о сотрудничестве с 26 регионами страны. Казалось бы, все подготовлено для успешного развития этого эксперимента. Накоплен положительный опыт Белгородской, Оренбургской, Липецкой областей, республик Татарстана и Башкортостана и ряда других регионов. Однако в решении этой важнейшей проблемы тормозной колодкой вновь встал вопрос о финансировании. Например, в бюджете 2000 года по настоянию депутатов Государственной думы содержалась запись, разрешающая правительству Российской Федерации направить на эти цели часть средств, полученных при перевыполнении его доходной части. Федеральный бюджет по доходам был перевыполнен, но средства выделены не были. В бюджете 2001 года снова по предложению депутатов Государственной думы на эти цели направлялось 340 млн. рублей, они также не были выделены, а перераспределены на другие цели.

На протяжении всего периода действия программы мы неоднократно обращались во все инстанции власти с просьбой решить вопрос о финансировании программы из федерального бюджета в объемах и на условиях, определенных правительством страны. Однако положительных решений принято не было. Чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров. В сентябре 1999 года я обратился по этому вопросу к Владимиру Путину, тогдашнему председателю правительства Российской Федерации, проинформировал его о проделанной работе и готовности системы корпорации вести интенсивное строительство жилья на селе. Предлагалось для выполнения этой программы выделять из федерального бюджета на возвратной основе по 5 млрд. рублей ежегодно, начиная с 2000 года, со сроком возврата в течение 10 лет под 6 процентов годовых. Кроме этого, планировалось на эти цели направлять еще не менее 5 млрд. рублей за счет местных бюджетов и средств населения. Все это позволяло бы строить на селе ежегодно около 12,5 тыс. индивидуальных жилых домов. В.Путин поручил Минэкономики России (А.Шаповальянцу), Минфину России (М.Касьянову) подготовить предложения по данному вопросу.

На это поручение первый заместитель министра экономики Российской Федерации И.Матеров сообщил правительству, что в проекте федеральной адресной инвестиционной программы на 2000 год на федеральную целевую программу "Свой дом", в реализации которой может принять участие корпорация "Росагропромстрой", Госстрою России - государственному заказчику программы - предусмотрено только 10 млн. рублей. Выделить на 2000 год дополнительные средства для этой программы не представляется возможным. В.Путин дает Минэкономики и Минфину России поручение следующего содержания: "Данное ранее поручение о проработке и подготовке предложений по реализации федеральной целевой программы "Свой дом" в сельской местности не выполнено. Прошу дополнительно проработать этот вопрос с участием Госстроя России". 15 декабря 2000 года М.Касьянов, уже став председателем правительства Российской Федерации, проводит специальное совещание. Приведу лишь два пункта из принятого на этом совещании решения. Первое. Было отмечено, что Госстроем России и Минэкономразвития России не принято необходимых мер по организационно-методическому обеспечению мероприятий, предусмотренных постановлением правительства Российской Федерации от 30 июня 1999 года No 716, в связи с чем проведение эксперимента по реализации федеральной целевой программы "Свой дом" в 2000 году не начато. И второе. Необходимо учесть, что в проекте закона "О федеральном бюджете на 2001 год" предусмотрены государственные инвестиции за счет дополнительных доходов в размере 340 млн. рублей на финансирование мероприятий по проведению эксперимента в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 30 июня 1999 года No 716.

Как я уже отмечал ранее: данных средств корпорация не получила.

Учитывая сложившуюся ситуацию, в конце мая 2001 года корпорация совместно с президентом Республики Татарстан, главами администраций Тульской, Оренбургской, Курской, Ивановской, Белгородской, Волгоградской, Пензенской областей и Алтайского края обратились к председателю правительства Российской Федерации М.Касьянову с просьбой решить вопрос о финансировании мероприятий по проведению эксперимента. К сожалению, и эта просьба осталась без должного внимания.

Мне думается, Счетная палата должна не только проверить деятельность корпорации "Росагропромстрой", но и тщательно разобраться в истинных причинах срыва выполнения столь важной социальной программы, которой является программа "Свой дом".

В настоящее время в связи с принятием правительством Российской Федерации постановления No 858 от 3 декабря 2002 года "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года" действие программы "Свой дом" и проведение эксперимента по совершенствованию механизма его реализации в сельской местности прекращено.

И все же наши усилия не пропали зря. Отдельные регионы страны при поддержке корпорации начали строить жилье на селе за счет средств местных бюджетов и внебюджетных фондов. Например, в Оренбургской и Липецкой областях в 2001-2002 годах для тружеников села было построено соответственно 2270 и 1600 жилых домов. Неплохо эта проблема решается в республиках Татарстан и Башкортостан.

Корр.: И последний вопрос к вам, Виктор Михайлович. Какими видятся пути по дальнейшему социальному переустройству села и сможет ли, на ваш взгляд, решить эту проблему принятая недавно специальная программа по этому вопросу?

В.В.: Отвечу, что без широкомасштабной комплексной инвестиционной программы село поднять нельзя. Этого многие годы добиваются аграрии всех уровней: Росагропромсоюз, Минсельхоз, руководители субъектов Российской Федерации, депутаты фракции коммунистов и аграрной группы Государственной думы, ученые. В ответ на эти просьбы в декабре прошлого года правительство России утвердило целевую программу "Социальное развитие села до 2010 года", которая, на мой взгляд, не только не создает перспективы, но даже не сможет приостановить нынешние темпы разрушения российского села. Давайте рассмотрим цифры, приведенные в данной программе.

В настоящее время в среднем по России на 100 сельских поселений приходится 26 детских дошкольных учреждений, 32 школы, 42 клуба, 30 учреждений здравоохранения. Значительная часть сельских поселений удалена от центра обслуживания на десятки километров и не имеет с ними регулярного транспортного сообщения. Основная часть сельского жилищного фонда не имеет элементарных коммунальных удобств. Водопровод есть в 39 процентах сельских домов, центральное отопление - в 37 процентах, канализация - в 30 процентах, горячее водоснабжение - в 17 процентах домов. За последнее десятилетие сеть участковых больниц сократилась на 1/3. На 10 тысяч человек в сельской местности приходится только 60 врачебных больничных коек. Обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями в расчете на 10 тысяч жителей на селе в 2,2 раза меньше, чем в городе. Врачей меньше в 4,4 раза, а среднего медицинского персонала - в 1,9 раза. Сеть дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 1990 годом сократилась на 40 процентов. За последние годы резко сократилась подготовка в сельских профессиональных училищах специалистов для агропромышленного комплекса. Если в 1991 году выпуск профессиональных кадров составлял 228 тыс. человек, то в 2001 году их число составило 102 тысячи человек.

В критическом состоянии находятся электрические сети, водоснабжение и газоснабжение. Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей. Из-за бездорожья свыше 40 тыс. сельских поселений остаются без автобусного сообщения.

Стремительно ухудшается демографическая ситуация на селе. Естественная убыль сельского населения за последние 8 лет увеличилась в 9-10 раз.

При этих условиях правительство РФ в программе определило следующие задачи:

- улучшить жилищные условия более 141 тыс. сельских семей и довести уровень обеспеченности коммунальными услугами до 45 процентов;

- повысить уровень газификации домов (квартир) природным газом до 48,6 процента;

- довести долю обучающихся в благоустроенных общеобразовательных учреждениях в первую смену до 90 процентов;

- повысить уровень обеспеченности детскими дошкольными учреждениями до 45 процентов, и ряд других положений.

На реализацию этой программы планируется израсходовать 178,7 млрд. рублей, причем за счет федерального бюджета 10,5 процента, за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации 43 процента, а остальную часть селяне должны изыскать на месте.

Напрашивается вопрос: много это или мало? В 2003-2010 годах намечается на селе построить 1 млн. 100 тыс. кв. м жилья. В 1986-1990 годах в среднем за год строили по 14,7 млн. кв. м, а в 1991-1995 годах - по 8,8 млн. кв. м. Школ в среднем в год программой намечено строить на 51,1 тыс. мест, а в 1986-1990 годах их в среднем за год строили на 114,3 тыс. мест. И еще один пример. Планируется за 7 лет построить 1700 км автомобильных дорог на селе, а в дореформенный период в год их сооружали протяженностью более 18 тыс. км.

Эти данные еще раз подтверждают, что поднять село без финансовой и правовой поддержки государства невозможно. Убедительным доказательством этому послужила судьба программы "Свой дом", когда правительство Российской Федерации не смогло даже обеспечить финансовую поддержку проведению эксперимента по выработке механизма выполнения программы в сельской местности.

Информация о том, что корпорация использовала на эти цели один млрд. рублей, не соответствует действительности. Как я уже говорил, с большим трудом и с помощью депутатов Государственной думы нам удалось получить лишь 450 млн. рублей на структурную перестройку строительной базы, которые и были использованы по назначению.

Программа сорвана из-за отсутствия средств, не поступивших из федерального бюджета, и повинны те, кто должен был решать эти вопросы.

Корпорация делала все возможное, чтобы, используя свой опыт работы на селе, помочь в реализации этой программы. Она готова и впредь делать все возможное, чтобы возродить российское село.

Верю, что придет время и селу будет уделено должное внимание и забота, памятуя, что без села поднять экономику и обезопасить страну, сделать Россию могущественной нельзя.


http://www.sovross.ru/old/2003/051/051_2_1.htm

"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 51 (12394), четверг, 15.05.2003 г.

Док. 397161
Перв. публик.: 15.05.03
Последн. ред.: 16.11.07
Число обращений: 299

  • Видьманов Виктор Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``